Приобщение дошкольников к русской народной культуре
элективный курс на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
Первое, что нужно для того, чтобы восстановить связь времен – начать с патриотического воспитания. Вопрос естественно обширен и многогранен. Но мне хочется взять для примера опыт работы по этой теме детского сада поселка Металлург. (Новокузнецкий район)
Патриотическое воспитание – по мнению воспитателей этого дошкольного заведения:
- моя семья
- мой дом
- моя улица
- мой поселок
- мой край
- моя родина – Россия.
Во главу угла поставили раздел «Моя семья». И ведь они правы – в последние переломные десятилетия в истории России как-то отошла на задний план – семья, ее устой, традиции, ценности. А ведь семья – это не только родители и дети, это деды и прадеды, их труд и подвиги во благо родного народа, края и Родины. Красиво и точно о человеке, его прошлом и будущем, сказано в книги «Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества».
… «Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки про Василису Премудрую, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки, Москва и Волга – это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, - значит утратить почву под собой». Эти слова принадлежат двум выдающимся людям:
Александр Викторович Ополовников – доктор архитектуры;
Григорий Семенович Островский – кандидат искусствоведения.
Из всего выше сказанного напрашивается вывод:
Патриотическое воспитание – это и есть ответ на заданный вопрос.
- От таких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
По моему убеждению, ответ на вопрос следует из ответа на предыдущий вопрос.
Воспитание в подрастающем поколении любви к родным людям, отцу, матери, дедам и прадедам своим корням, тем местам где он родился. Воспитание у них интереса к истории родного края, к истории государства Российского. И для этого нужно создать атмосферу любви, доброжелательности, отзывчивости. Уже с раннего возраста нужно использовать русское-народное искусство в работе с детьми. Это и потешки, и русские-народные сказки, а далее, с возрастом, знакомство с народно-прикладным творчеством и фольклором русского народа. Русское-народное искусство это кладезь для развития талантливой и любознательной личности ребенка, радость и познавание истории русских людей. В творчестве народа – его история, истории его Родины.
- Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
… «Душа народа живет в эпическом распеве старин и плаче Ярославны, в удивительных ликах икон и росписей Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, в белокаменных соборах Владимира-Суздальской Руси и колокольном звоне Ростовского Кремля, сказочном великолепии Кижского ансамбля и строгом величии Успенской церкви в Кондопоге. Она в задумчивом говоре листвы над скромной могилой Святогорском монастыре под Псковом и тенистых дубравах Ясной Поляны, неповторимых мелодиях Сергея Рахманинова и в чеховских рассказах. Народ, давший миру «Слово о полку Игореве», бессмертные творения Александра Пушкина и Льва Толстого, создавший Адмиралтейство и собор Василия Блаженного, сумел архитектуру сельской церкви и крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.
Чудо?
Да, это, чудо, потому что чудесна сама природа художественного творчества, безгранична одаренность народа, пробившаяся сквозь века угнетения, горя и нужды. В лирических песнях о женской недоле и героических былинах о непобедимых богатырях, в бесхитростных дымковских игрушках и поразительных иконах Георгия Победоносца на вздыбленном белом коне народ выражал неодолимую волю к счастью, свободе и миру, в котором люди будут жить и творить по законам добра и красоты.
Ополовников А., Островский Г.
«Русь деревянная: Образы русского деревянного творчества».
- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
«Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им».
… «А с развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди – запреты (табу) и заповеди – разрешения. От поколения к поколению, веками они оттачивали, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа…».
… «Обращение к народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которые накопило человечество, - это не только обращение к опыту народа, но и обращение к истории своей семьи, своей фамилии. В каждой семье есть свое героическое и трагическое прошлое, познав которое, ребенку легче осознать себя продолжателем и хранителем лучших традиций своей семьи, своего народа…».
Из приведенной выше исторической хронологии, воспитание в детях патриотических чувств культивировалось во все века с раннего возраста, и эта педагогическая «аксиома» подтверждена веками.
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
Роль педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста - это создание условий для развития ребенка. Педагог должен владеть знанием содержания народной культуры: это прежде всего фольклор
- сказки
- героический эпос
- афоризмы, пословицы, поговорки
- загадки
- народные промыслы
- традиции
Взрослый сам должен быть примером для детей. Это внешний вид взрослого, умение педагога видеть в ребенке личность и всячески поддерживать в нем зачатки любознательности, доброжелательности, трудолюбие и т. д. В общем, педагог должен быть нравственным, богат духовно, он сам должен иметь чувство национального достоинства.
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
В повседневной работе с детьми хорошо использовать: сказки, пословицы, поговорки, загадки. В работе по ИЗО-деятельности использовать элементы народных промыслов; например хохломская роспись и т. д. Использование в повседневной работе игры, организация игровой деятельности с учетом накопленного народном многовекового опыта. Подбор игр не может быть случайным. Следует руководствоваться целями и задачами того или иного занятия, наличие имеющихся у детей умений и навыков, возрастными особенностями детей, существующими правилами игры.
7.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?
Использование элементов народно-прикладного искусства: дымковской лепки, хохломской росписи, аппликации – это своеобразные мозаичные работы. Включение устного народного творчества в праздники, в постановках русских народных сказок.
- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?
Представление о прекрасном, любовь к родной земле, к тому месту где он родился – к полю и лугу, реке и лесу.
Любовь к родным людям прежде всего, гордость за свой народ, свою великую Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Презентация "Народные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Презентация...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».
Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...