Приобщение дошкольников к русской народной культуре
элективный курс на тему

Одрова Галина Александровна

Педагогический тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для воспитателей18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

  1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

Первое, что нужно для того, чтобы восстановить связь времен – начать с патриотического воспитания. Вопрос естественно обширен и многогранен. Но мне хочется взять для примера опыт работы по этой теме детского сада поселка Металлург. (Новокузнецкий район)

Патриотическое воспитание – по мнению воспитателей этого дошкольного заведения:

- моя семья

- мой дом

- моя улица

- мой поселок

- мой край

- моя родина – Россия.

Во главу угла поставили раздел «Моя семья». И ведь они правы – в последние переломные десятилетия в истории России как-то отошла на задний план – семья, ее устой, традиции, ценности. А ведь семья – это не только родители и дети, это деды и прадеды, их труд и подвиги во благо родного народа, края и Родины. Красиво и точно о человеке, его прошлом и будущем, сказано в книги «Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества».

… «Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки про Василису Премудрую, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки, Москва и Волга – это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, - значит утратить почву под собой». Эти слова принадлежат двум выдающимся людям:

Александр Викторович Ополовников – доктор архитектуры;

Григорий Семенович Островский – кандидат искусствоведения.

Из всего выше сказанного напрашивается вывод:

Патриотическое воспитание – это и есть ответ на заданный вопрос.

  1. От таких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

По моему убеждению, ответ на вопрос следует из ответа на предыдущий вопрос.

Воспитание в подрастающем поколении любви к родным людям, отцу, матери, дедам и прадедам своим корням, тем местам где он родился. Воспитание у них интереса к истории родного края, к истории государства Российского. И для этого нужно создать атмосферу любви, доброжелательности, отзывчивости. Уже с раннего возраста нужно использовать русское-народное искусство в работе с детьми. Это и потешки, и русские-народные сказки, а далее, с возрастом, знакомство с народно-прикладным творчеством и фольклором русского народа. Русское-народное искусство это кладезь для развития талантливой и любознательной личности ребенка, радость и познавание истории русских людей. В творчестве народа – его история, истории его Родины.

  1. Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?

… «Душа народа живет в эпическом распеве старин и плаче Ярославны, в удивительных ликах икон и росписей Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, в белокаменных соборах Владимира-Суздальской Руси и колокольном звоне Ростовского Кремля, сказочном великолепии Кижского ансамбля и строгом величии Успенской церкви в Кондопоге. Она в задумчивом говоре листвы над скромной могилой Святогорском монастыре под Псковом и тенистых дубравах Ясной Поляны, неповторимых мелодиях Сергея Рахманинова и в чеховских рассказах. Народ, давший миру «Слово о полку Игореве», бессмертные творения Александра Пушкина и Льва Толстого, создавший Адмиралтейство и собор Василия Блаженного, сумел архитектуру сельской церкви и крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Чудо?

Да, это, чудо, потому что чудесна сама природа художественного творчества, безгранична одаренность народа, пробившаяся сквозь века угнетения, горя и нужды. В лирических песнях о женской недоле и героических былинах о непобедимых богатырях, в бесхитростных дымковских игрушках и поразительных иконах Георгия Победоносца на вздыбленном белом коне народ выражал неодолимую волю к счастью, свободе и миру, в котором люди будут жить и творить по законам добра и красоты.

Ополовников А., Островский Г.

«Русь деревянная: Образы русского деревянного творчества».

  1. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

«Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им».

… «А с развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди – запреты (табу) и заповеди – разрешения. От поколения к поколению, веками они оттачивали, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа…».

… «Обращение к народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которые накопило человечество, - это не только обращение к опыту народа, но и обращение к истории своей семьи, своей фамилии. В каждой семье есть свое героическое и трагическое прошлое, познав которое, ребенку легче осознать себя продолжателем и хранителем лучших традиций своей семьи, своего народа…».

Из приведенной выше исторической хронологии, воспитание в детях патриотических чувств культивировалось во все века с раннего возраста, и эта педагогическая «аксиома» подтверждена веками.

  1. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?

Роль педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста -  это создание условий для развития ребенка. Педагог должен владеть знанием содержания народной культуры: это прежде всего фольклор

- сказки

- героический эпос

- афоризмы, пословицы, поговорки

- загадки

- народные промыслы

- традиции

Взрослый сам должен быть примером для детей. Это внешний вид взрослого, умение педагога видеть в ребенке личность и всячески поддерживать в нем  зачатки любознательности, доброжелательности, трудолюбие и т. д. В общем, педагог должен быть нравственным, богат духовно, он сам должен иметь чувство национального достоинства.

  1. Какие элементы  народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

В повседневной работе с детьми хорошо использовать: сказки, пословицы, поговорки, загадки. В работе по ИЗО-деятельности использовать элементы народных промыслов; например хохломская роспись и т. д. Использование в повседневной работе игры, организация игровой деятельности с учетом накопленного народном многовекового опыта. Подбор игр не может быть случайным. Следует руководствоваться целями и задачами того или иного занятия, наличие имеющихся у детей умений и навыков, возрастными особенностями детей, существующими правилами игры.

7.Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?

Использование элементов народно-прикладного искусства: дымковской лепки, хохломской росписи, аппликации – это своеобразные мозаичные работы. Включение устного народного творчества в праздники, в постановках русских народных сказок.

  1. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?

Представление о прекрасном, любовь к родной земле, к тому месту где он родился – к полю и лугу, реке и лесу.

Любовь к родным людям прежде всего, гордость за свой народ, свою великую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...