Художественное слово для обучающих и совместных игр с детьми
консультация (младшая группа) на тему

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.stendovaya_informatsiya_hudslovo_v_razvitii_rechi.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Стендовая информация

(папка-передвижка) «Художественное слово                               для обучающих и совместных игр                    с детьми»

Составил: воспитатель

Лупоносова Г.А.

г. Вихоревка, 2016

Художественное слово для обучающих и совместных игр с детьми

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
  • формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
  • развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

Укладывание спать

Снял зайчишка тапочки,
Вымыл чисто лапочки,
Съел морковку и в кровать.
Будет зайка крепко спать.

Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась
Спать Наташеньке пора.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала:
«Детки мои, детки,
Детки-непоседки,
Хватит вам резвиться,
Спать пора ложиться!»

Положили на подушки
Куклы – щёки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.

Так привыкли мы к порядку
Ровно в девять все в кроватку.
На бочок – и молчок!

Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот не силен.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам
Спят – поспят, всему миру
Спать велят.
Баю – бай, баю – бай…
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Машу не буди!
Ты, собаченька, не лай,
Мою Машу не пугай.

Уж ты, котенька – коток,
Уж ты серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
Это кто уже проснулся?
Кто так славно потянулся?

Одевание

Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!

Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.

Новые ботиночки,
А в ботинках дырочки.
Я шнурочки вдеваю,
Дырочки зашиваю.

Платья — девочек наряд
Платья носят все подряд
Юли, Ани, Маши, Зины
Насти и Полины.

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались!

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился.
(Варежки)

Кормление и реклама блюд

Картошка, картошка,
Какая тебе честь!
А не будет картошки,
Что мы будем есть.

Из мешка бери картошку
И питайся понемножку
Можешь есть её варёной
Иль в мундире запеченной.

Туры, туры да растатуры
Не дворянской мы натуры
Коль картошки в супе нет
И обед нам не обед.
Там, там, тарарам
Без картошки худо нам.

Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу
Кому каша надоест
Пусть картошку в супе ест

Я картошка, я картошка,
Я румяная немножко,
Перепачкана в земле,
Очень вкусна на столе.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Всех излечит Айболит
Зайчиков и белочек,
Мальчиков и девочек.
И пришел к Айболиту медведь
И как начал, как начал реветь:
«Доктор, доктор, помогите
Медвежонок заболел».
Почему он заболел?
Может каши он не ел? Ел.
Может суп он не ел? Ел.
Может он салат не ел? Ел.
Отчего ж он заболел? Не пойму.
Му – му. Я скажу почему.
Он молоко не пил, масло не ел,
Вот потому и заболел, му – му.
Знайте, дети, не напрасно
Нужно кушать масло.
Молоко и масло – прекрасное лекарство
От бронхита, гриппа и ангины.

— Ты откуда, пирожок?
— Родом с поля я, дружок.
Я родился там зерном,
Был на мельнице потом.
Я в пекарне побывал,
А теперь на стол попал.

Кофе надо пить, друзья,
Выливать его нельзя.

Рыбу надо кушать дети,
Любят рыбу все на свете.

У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашу съели.
И кричат они котёнку:
— Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашу
Надо съесть её скорей!

В каждой крупинке
Сидит витаминка.
Кашку кушай,
Маму с папой слушай.

Мама чашку молока
Маше наливала.
«Мяу», — киска говорит
Вот и я пришла.

Кашка пушистая,
Вкусная, душистая.
Ешь, собачка: ам, ам.
Я собачке каши дам
Ешь, собачка, в плошке,
А дочурка – с ложки.

Травка – муравка со сна поднялась
Птица – синица за зерно взялась
Зайки за капусту,
Мышки за корку,
Детки за молоко.

Кушай кашу, кушай, крошка
И компоту пей немножко.

Хороша кашка,
Да мала чашка.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой.
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдем гулять скорей.

-Очень вкусный
Лист капустный,-
Говорил мне
Зайчик грустный.
-Отчего ж ты
Зайчик, грустный?
-Потерял я
Лист капустный!

Кто пьет молоко,
Будет бегать далеко,
Будет прыгать высоко,
Тот, кто пьет молоко!

Кто съест суп,
Тот не будет глуп.

Дети, пейте все какао,
Витаминов в нем немало.

Чаю Мишенька, попей,
Осторожно не разлей.

«каша из гречки.
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела, чтоб (имя) ела!»

Умывание

Маша, мой лицо и шейку
Мойся мылом хорошенько,
Воду ты не проливай,
Сухо руки вытирай.

Хлюп, хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой нас.

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…

Льется чистая водичка,
Мы умеет чисто мыться.

Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.

Мойдодыру я родня,
Отверника ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)

А водичка булькает,
А водичка пениться,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Мылом мыли ушки,
Мылом мыли ножки,
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!

Хлюп-хлюп ручками!
Полон пены таз!
Ты не трогай, (имя),
Мыльной ручкой глаз,

Жил бобер в норе у речки,
Умываться он любил.
Утром, делая зарядку,
На прогулку выходил.
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобер!

Утренний подъём

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, доча!
Как тебя люблю я!
(Вариант для мальчиков)
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!

Потягушки – потянись,
Поскорее, скорей проснись,
День настал давным-давно
Солнышко глядит в окно.

Солнце светит:
Где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Потягуни – потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся.

Чистим зубки

Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели
Перед тем, как спать ложиться,
Полагается умыться.
Щетку пастой мы намажем,
Молодцы, нам мама скажет!

Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!

Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки
Утром две минутки
Чистят себе зубки.
Маленькие котики
Открывают ротики
Зубки выстроились в ряд,
Щетку с пастой ждут опять!

Мы теперь с тобой спецназ,
Есть задание у нас!
Щетку в руки, и вперёд,
Удалять зубной налет!

Чтобы зубы не болели
И так радостно блестели,
Нужно зубы чистить утром,
Нужно чистить перед сном,
Чтобы злобные микробы
Не построили в них дом!

Причёсывание

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд!
Расти, коса, не путайся,
Маму, Маша, слушайся!

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Подстригаем ноготки

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

ЛИТЕРАТУРА

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор. -М. : Просвещение, 1987. - 239с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы "Вежливые слова"

Конспект совместной деятельности   с детьми средней группы «Вежливые слова»   Составила: воспитатель ГБДОУ №26 г. Санкт-Петербурга. Тамахина Марина Львовна. Задачи: - воспитыв...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Обучающие игры презентации в совместной деятельности с детьми

Современный мир, мир бурного развития информационных компьютерных технологий и внедрения их в систему дошкольного образования России оказывает большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие ок...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова

Конспект совместной деятельности педагога с детьми  «Подготовка к прогулке»  с использованием художественного слова...

Тема: « Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову»

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевиз...

Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст  (или вести рассказ своими словами) и од...