ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД.СОВЕТЕ. "СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Секреты воспитания вежливого ребенка.
- Вежливая семья.
- Вежливые слова и поступки.
- Уроки вежливости.
- Тридцать золотых правил воспитания ребенка.
Секреты воспитания вежливого ребёнка.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Мы, взрослые знаем: «Вежливое слово становится волшебным, когда в нем поселятся лучики солнца и тепла» А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но говорить по-особому, приветливо, с улыбкой?
Вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения
Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате ребенка появится фея, в волшебном фартуке в котором – секрет. В следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которое он допустил оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку – маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях – появляется улыбающаяся маска гнома, если слегка провинился – маска грустного гнома.
Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней) .
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их, граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми). Речевой этикет
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала»
o Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
o Как часто и за что, вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Пусть в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
o Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
o Аккуратно складывает одежду.
o Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
o Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
o Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
o Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
o Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
o При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
o Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
o Не говорит матерных слов.
Хвалите ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «как дела? », «как здоровье? », «как настроение? » отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то
высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Вежливая семья
Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.
Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение? », «пожалуйста", "спасибо! », «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.
«Милая мамочка» или общение с взрослыми
- Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам) .
- Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать. Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.
Вежливые слова и поступки
Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он всегда будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать практический опыт.
Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.
Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.
Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.
И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.
С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается! », «Он не сказал «спасибо! »», «Он ломает чужую машинку! ».
И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо.
Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее впечатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.
Уроки вежливости
Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.
Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.
Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г. Остера).
«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды
- Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т. д.)
- Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
- Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- В конце трапезы - обязательно благодарим за еду.
«Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки
- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.
- Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.
«Вежливость воспитывается вежливостью»
Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. Что же такое этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах) .
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом целый день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня.
Утром:
«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? »
За завтраком, обедом, ужином:
«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения:
«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа:
«Как спалось? », «Как твое здоровье? »
Вечером:
«Добрый вечер», «До свидания», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
.Тридцать золотых правил воспитания ребенка
1. Навсегда запомним, что у каждого ребёнка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности.
2. Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.
3. Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.
4. Постараемся не кричать на ребёнка, особенно если он не сделал ничего ужасного.
5. Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим ребёнком. Если у нас есть свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя на его половину.
6. Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам пристойными.
7. В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.
8. Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.
9. Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.
10. Не будем кормить ребёнка силой, а будем считаться с его личными вкусовыми пристрастиями.
11. Научимся чаще хвалить ребёнка. И делать это будем искренне, от души!
12. Иногда без повода, просто так возьмём ребёнка на руки, крепко обнимем и поцелуем.
13. Вечером вместо криков «Спать! Спать! » расскажем ребёнку сказку, где главным героем будет он сам.
14. На день рождения ребёнка позовём не своих друзей, а его маленьких приятелей.
15. Начнём вместе с ребёнком делать ежедневную зарядку.
16. Начнём закалять ребёнка.
17. Будем вместе рисовать и показывать рисунки членам семьи.
18. Будем следить за чистотой и правильностью речи ребёнка так же, как следим за чистотой его одежды.
19. Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками- будем проводить с ним больше времени.
20. Будем терпеливо слушать своего ребёнка
21. Заведём специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребёнка и его забавные словечки.
22. Не будем идти на поводу у капризов ребёнка – научимся говорить «нет».
23. Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не выполнимых вещей.
24. Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных.
25. Перестанем пугать ребёнка Бабой- ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику или девочке.
26. Будем отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы.
27. Постепенно будем приучать ребёнка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от неё будет мало пользы.
28. Создадим семейные традиции.
29. Не будет относиться ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.
30. Перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком. Лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!
Литература.
- М. Андреева. « 100 секретов воспитания детей»
- В.Довгань. « Защитите от черных полос жизнь ваших детей»
- Екатерина Мурашова «Любить или Воспитывать?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....