Проект "Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-волевой сферы детей"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Проект спроектирован для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzykalno-ritmicheskie_dvizheniya.docx | 30.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
Музыкально-ритмические движения - как средство
развития эмоционально-волевой сферы детей
Выполнила:
Морева Л.М. –
музыкальный руководитель
МБДОУ №6 Детский сад «Улыбка»
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан
Зеленодольск 2016
Оглавление
Введение
1.Актуальность проекта
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
2.2 Задачи проекта:
2.3. Целевая группа проекта
3. Проектное решение
4. Сроки реализации проекта:
5.1. Этапы реализации проекта
5.2 Программа проектных мероприятий
6. Ресурсное обеспечение проекта
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
10.Заключение
11.Литература
12.Глоссарий
13.Приложения
Введение
Проект посвящён теме «Музыкально-ритмические движения - как средство
развития эмоционально-волевой сферы детей" и включает в себя разделы:
1.Актуальность проекта
2. Цель и задачи проекта
3. Проектное решение
4. Сроки реализации проекта
5. Этапы реализации проекта
6. Ресурсное обеспечение проекта
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Своеобразие проекта состоит в сочетании традиционных и новых форм работы.
Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
1. Актуальность проекта
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, способствуют развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание, формированию творческой активности.
Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Развитие эмоционально-волевой сферы детей средствами музыкально-ритмических движений.
2.2 Задачи проекта:
1. Развитие и укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, двигательно-моторных функции, развитие правильной осанки, походки, грации движений.
2. Формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.
3.Воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность; воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т.д.
4. Спроектировать систему занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей, с целью активизации двигательной сферы детей под музыку и формированию творческой активности.
2.3. Целевая группа проекта: средние и старшие дошкольники.
3. Проектное решение
Работа по проекту даст возможность развить эмоционально-волевую сферу детей через танец, развить творческие способности ребёнка в танце, развить его потенциал, уверенность в себе, а также приобрести такие качества характера, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, у ребёнка появится возможность почувствовать радость от движения под музыку.
Новизна проекта в том, что раскрываются цели и задачи ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей, используются три уровня интеграции музыкальной деятельности.
Структура тематического занятия «Музыкально-ритмические движения»
Состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
1. Подготовительная часть состоит из разминающих видов движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, топающим шагом, с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Различные виды шагов: переменный, хороводный, топающий и т. д.
г) Прыжковые движения – на двух ногах на места, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», подскоки.
2.Основная часть состоит из музыкально-ритмических движений:
а) Упражнений на различные группы мышц, на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
б) Плясовых движений, элементов народных плясок, доступных по координации.
Разучивания танцевальных упражнений, например «ковырялочка», а также разучивания музыкально-ритмических композиций и этюдов.
3. Заключительная часть состоит из:
а) Плясок, танцев, хороводов.
б) Музыкальных игр.
План работы по методической теме: «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-волевой сферы детей»
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | месяц |
Пружинки, хлопки, притопы. | Подскоки, хороводный шаг. | Шаг припадания, хороводный шаг, переменный шаг. | сентябрь |
Выставление ноги на пятку. | Присядка, ритмичные хлопки, боковой галоп. | Ковырялочка, переменный шаг, приплясывание. | октябрь |
Зайчики, лисички, медведи, волки, белки, ёжики. | Зайчики, лисички, медведи, волки, белки, ёжики. | Изображение сказочных персонажей: гномики, петрушки, три поросёнка и другие. | ноябрь |
Боковой галоп, пружинки, ритм. Хлопки. | Подскоки, хороводный шаг, присядка. | Шаг припадания, приплясывание, ковырялочка, присядка. | декабрь |
Выставление ноги на пятку, топающий шаг. | Разучивание танцевальных движений к татарскому танцу. | Движения к татарскому танцу: «иголочка», «гармошка», «борма» и другие. | январь |
Боковой галоп, пружинки, ритмичные хлопки. | Движения к танцу «Яблочко». | Движения к танцу «Яблочко». | февраль |
Боковой галоп, пружинки, ритмичные хлопки. | Подскоки, ковырялочка. | Приплясывание, переменный шаг. | март |
Боковой галоп, пружинки, ритмичные хлопки. | Подскоки, ковырялочка, движения к татарскому танцу. | Приплясывание, перемен-ный шаг, движения к татарскому танцу. | апрель |
Прямой галоп, боковой галоп, ритмичные хлопки. | Эстрадный танец «Большой хоровод» Б.Савельева. | Эстрадный танец «Росиночка-Россия». | май |
4. Сроки реализации проекта: сентябрь - май
5.1. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: август
2. Основной: Сентябрь - май
3. Заключительный: июнь
5.2 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | |
Этап 1 1. Начальный этап обучения упражнению (танцевальному элементу): а) Знакомство с музыкой б) Первоначальный показ и объяснение движения. | |||||
1. | Создание условий для развития музыкально-творческих способностей в группе и в зале; привлечение родителей к изготовлению костюмов. | Музыкальный зал | На это отводится 1-2 занятия. | Музыкальный руководитель, воспитатель | |
Этап 2 Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций, танцевальных элементов ): а) Отрабатывание навыка выполнения движений , б) Запоминание последовательности выполнения движения, в) Запоминание правой-левой стороны, руки, ноги. | |||||
2. | Создание условий для развития музыкально-творческих способностей в группе и в зале; | Музыкальный зал | Для этого необходимо 4-5 занятий. На этом этапе проводится индивидуальная работа. | Музыкальный руководитель, воспитатель | |
Этап 3 Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных умений и навыков: | |||||
3. | Создание условий для развития музыкально-творческих способностей в группе и в зале; | Музыкальный зал | Исполнение танцев, плясок, игр и хороводов с применением разученных движений . Для этого этапа потребуется 3-4 занятия | Музыкальный руководитель, воспитатель |
6. Ресурсное обеспечение проекта
Техническое:
Компьютер, фотоаппарат, проектор, аудио и видеотехника.
Методические пособия:
Методические пособия, ноты, учебно-методические пособия, фонограммы.
Оборудование:
Различные предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.), костюмы для выступлений.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
Данный проект был разработан:
1. Для развития эмоционально-волевой сферы детей через танец, развития творческих способностей ребёнка в танце, развития его потенциала, уверенности в себе, а также приобретению таких качеств характера, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, возможности почувствовать радость от движения под музыку.
2. Для проявления самостоятельности и творческой инициативы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в танце.
3. Для перехода к развёрнутым и сложным танцевальным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительском и композиционном).
4.Для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка, проявлении его одарённости.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | несогласие родителей, есть дети с ОВЗ и ОПР, недостаточная активность родителей | анкетирование родителей, проведение консультаций |
Организационные | неожиданное сокращение воспитателей или специалистов, непредвиденный уход воспитателей в декретный отпуск или на больничный лист, карантин | договорённость с другими специалистами, воспитателями детского сада. |
Финансовые | пошив костюмов | привлечение родителей |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Единица измерения | Измеритель |
Эмоциональная отзывчивость | Уровень развития: высокий, норма, ниже среднего, низкий. | Метод наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий; «Музыкальные игры-тесты выявляющие уровень эмоциональной выразительности на констатирующем этапе опытно-поисковой работы» |
Развитие музыкально-ритмических движений | Уровень развития: высокий, норма, ниже среднего, низкий. | Метод наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий; Тесты «музыкальное развитие дошкольников» Головина Б.Г. |
Заключение
Наш проект «Музыкально-ритмические движения - как средство развития эмоционально-волевой сферы детей" был актуален по причине необходимости способствовать развитию навыков танцевальных движений, преодолению возникающих барьеров во время разучивания танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание, формированию творческой активности.
Таким образом, в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений, у детей возрастут показатели в развитии двигательных качеств и умений, обще-развивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.
Литература
1. Т.Овчинникова, А. Симкина «Музыка, движение и воспитание» - ПБ,2011
2. Васильева, Веракса, Комарова, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, 20115..Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М., Просвещение, 1981;
3.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. — СПб, 2000.
4.Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб., 1999
5.Глазырина Е.Ю. Приёмы воплощения музыкального образа в детской пластике. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски,решения-М,1994
6.Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.-М.: Владос, 2001г
7.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-дошкольника» М., ГИЦ:, Владос, 2003г
8.Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2000г
9.Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие, как музыкознание» - М., 1980;
10. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994;
11.Степанова Г.Эмоциональные состояние ребенка-дошкольника, их педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание - 1998 - №5 -с.39-54.
12.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;
13. «Музыкальный руководитель» N2, 2005.
Глоссарий
Эмоциональная отзывчивость - основана на различении эмоциональной,
ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нём , а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. М. Б. Теплов
Музыкально - эстетическая культура дошкольников обусловлена прежде всего характером и особенностями музыкальной деятельности дошкольников, которая никогда не бывает только музыкальной. Восприятию музыки, ее
исполнительству и музыкальному творчеству присущ принцип интеграции с
иными, внемузыкальными явлениями жизни ребенка, прежде всего эстетическими. (Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А. В, Кенеман, Л.Н.)
Музыкальная культура личности - сложное интегративное образование,
включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического
характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-
исполнительские навыки – пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
(Г.В. Шостак)
Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционально – волевой сферы дошкольников»
Консультация для воспитателей С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлен...
Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...
Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для эс...
Театрализованные игры как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
В статье рассматриваются понятие "театрализованная игра", функции театрализованной игры, практическое использование театрализованных игр в работе с дошкольниками. ...
Анкета для родителей по теме: «Сказкотерапия как средство развития эмоционально — волевой сферы детей дошкольного возраста»
Методы сказкотерапии позволяют развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствую...
- Мне нравится (1)