Представление педагогического опыта Павловой Татьяны Андреевны воспитателя МДОУ «Детский сад №79» «Обучение мордовскому (эрзя) языку детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме
С 2013 года Павлова Т.А. работает над проблемой по обучению детей дошкольного возраста мордовскому языку. За этот период накоплен опыт работы по тебе «Обучение мордовскому (эрзя) языку детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_vospitatelya_pavlovoy_n.p.gotova.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Павловой Татьяны Андреевны
воспитателя МДОУ «Детский сад №79»
«Обучение мордовскому (эрзя) языку детей старшего
дошкольного возраста»
С 2013 года Павлова Т.А. работает над проблемой по обучению детей дошкольного возраста мордовскому языку. За этот период накоплен опыт работы по тебе «Обучение мордовскому (эрзя) языку детей старшего дошкольного возраста».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отмечено, что данная часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Значение языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение мордовскому языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей.
Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя), а также представители других национальностей. Поликультурное сознание закладывается у ребенка с самых ранних лет. Конечный успех поликультурного воспитания зависит от того, насколько достаточно занимались им в детском саду, школе.
В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края.
Актуальность обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в различных речевых ситуациях. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению эрзянского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения эрзянскому языку в начальной школе.
При изучении языка формируется уважение к народу как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается общая культура общения. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению к школе не мыслит без занятий по изучению мордовского языка.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение мордовскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать мордовскую речь на слух, и участвовать в несложной беседе.
Педагогическая значимость освоения мордовского языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе мордовской, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников мордовскому (эрзя) языку является создание соответствующей материальной базы, выбор оптимального содержания дидактического материала. Применение новых форм, методов, приемов, активизирующих перенос знаний, умений и навыков детей в социальную действительность, а также усвоение дошкольниками знаний с учетом поэтапного изложения и применения, и постепенного усложнения. В методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о родном крае, картины, плакаты, пособия для занятий и игр. Особое место в воспитании детей в духе национальных традиций отводится мини-музею по краеведению, который имеется в нашем ДОУ. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь собраны мордовские народные костюмы, материал по творчеству В. Ф. Сычкова, С.Д. Эрьзи. В группе есть центр «Краеведение», где представлены предметы народного быта, декоративного прикладного искусства, оформлен дидактический материал по изучению мордовского (эрзя) языка.
Концептуальность
Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных подходов к развитию патриотических чувств дошкольников. Формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
Работая над данной проблемой, я поставила следующую цель и задачи:
Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа, воспитание культуры общения на мордовском (эрзя) языке.
Задачи:
1. Образовательные (обучающие):
Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
Научить дошкольников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.
2. Развивающие:
Расширять знания детей при ознакомлении с национальной культурой и традициями мордовского народа;
Добиваться правильного произношения всех слов, распознавать правила произношения во всех текстах;
Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях;
3. Воспитательные:
Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Теоретическая база опыта
В процессе работы по обучению детей дошкольного возраста мордовскому (эрзя) языку, я разработала цикл занятий «Теле», «Мой день в детском саду», «Пришла зима холодная» и др. В своей работе я использую следующие методические разработки и технологии:
- «Мы в Мордовии живем»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О.В. Бурляева [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 84с.
- Брыжинский, В.С. Мордовские народные игры/ В.С. Брыжинский. - Саранск: мордов.кн.изд-во, 2009. - 272с.
- Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края/О.В.Бурляева//Детский сад: теория и практика. - 2011. - №9. - С.82-89.
- Голенков, Н.Б. Уроки мокшанского, эрзянского: учеб. пособие/ Н.Б. Голенков. - Саранск: Изд. дом «Писатель», 2006.- 80с.
- Голенков, Н.Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски: учеб.пособие/ Н.Б.Голенков. - Саранск: Изд. дом «Книга», 2007.-80с.
- Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ/ О.В. Бурляева, Е.Н.Киркина; мордов. гос. пед.ин-т. - Саранск, 2013.-148с.
- Исайкина, А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/ А.И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО.-Саранск, 2007.-64с.
- Щемерова Н.Н. Мониторинг речевого развития дошкольников: учебно-методическое пособие для дисциплин «Технология развития речи двуязычных дошкольников», «Диагностика речевого развития дошкольников»/ Н.Н. Щемерова; Мордов. гос. пед. инт-т. - Саранск, 2014.-131с.
- Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Авт.-сост. Е.Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн.изд-во, 2013.
- Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку той земли, республики, где он живет, любовь к мордовской литературе. И эта любовь ребенка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине. Развивая ребенка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине. Важное средство воспитания детей дошкольного возраста – народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка. В процессе реализации задач инновационного педагогического опыта: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
При обучении детей мордовскому (эрзя) языку я использую разнообразные формы и методы работы. Занятия провожу в игровой форме. Ни в какой другой деятельности дети не проявляют столько настойчивости и интереса, как в игре. С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх использую мячи, куклу, специальные палочки, камушки и т.д. Среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В платочки», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу, поэтому имеют важное значение в укреплении здоровья детей. Для осуществления задач по усвоению словаря и развитию связной речи я приготовила дидактические игры: «Угадай, какое животное», «Цвет, где ты?», «Кто в домике живет?». С детьми провожу беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов. Чтение художественных произведений, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры, праздники, досуги, развлечения совместно с родителями. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.
Работа с детьми проводится и в проектной деятельности, что позволяет активизировать познавательную активность детей. Разработала проекты «Родной свой край люби и знай», «Обучение детей старшего дошкольного возраста мордовскому (эрзя) языку», диагностику знаний детей по данному направлению, создала предметно-развивающую среду в группе.
Анализ результативности
Диагностика знаний по обучению детей мордовскому (эрзя) языку показывает положительные результаты. Высокий уровень знаний детей в 2013-2014 учебном году составил 64%, а в 2014-2015 учебном году – 89%.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Обучение мордовскому (эрзя) языку детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования ведется с 2012 года. Трудность изучения языка заключается в том, что контингент воспитанников русскоязычный. За этот небольшой отрезок времени можно отметить то, что когда мы начинали обучать эрзянскому языку дошкольников, в группе было по 6-8 человек, знающих или понимающих язык, а теперь всего лишь по 1-2 человека. Радует то, что дети, полученные знания и практический опыт могут применить в различных речевых ситуациях. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению эрзянского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения эрзянскому языку в начальной школе.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп, родителями, так как работа направлена на пробуждении у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке.
Опыт представлен в 2016 году на базе ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» на практическом занятии для слушателей КПК.
В 2016 году приняла участие в Межрегиональной образовательной акции «Тотальный диктант на эрзянском языке».
В 2013 году являлась участником пятого съезда финно-угорских народов России.
В 2012 году принимала участие в городском научно-методическом семинаре для педагогов ДОУ «Реализация образовательной области «Коммуникация» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»», проводимого на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».
В 2014 году являлась участником международного семинара «Финно-угорские языки и культура дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева.
В 2016г участвовала во всероссийском конкурсе педмастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации», заняв 2 место в номинации «Учебно-методические работы».
В 2016г. участвовала в городском конкурсе лучшего сценария народного (национального) праздника в номинации «Сценарий праздника», заняв 3 место.
В 2016г. участвовала в международном конкурсе «Победита», в номинации «Презентация» на тему «Этноэкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством праздников и развлечений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения лексике английского языка детей дошкольного возраста
Статья содержит примерную лексическую тематику, составленную с учетом возрастных особенностей и интересов детей 3 – 6 лет, и типы упражнений, рекомендуемые для презентации и закрепления изучаемого мат...
Педагогическая находка воспитателя «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализиро...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
Конспект занятия по кружковой работе "Обучению детей мордовскому-эрзя языку": «Игрушка: кукла» (вторая младшая группа)
Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Вос...
Конспект занятия по обучению детей мордовскому (эрзя языку) «Весна» ( Тундо) старшая группа №9
Программное содержание: Познакомить детей с новыми эрзянскими словами, закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к природе родного кр...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...