Познавательное занятие в старшей группе "Домовой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомим детей с русским народным поверьем (домовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docxdomovoy.docx | 117.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Домовой»
автор – составитель: Неборская. И.Н
воспитатель МБДОУ №8»Солнышко»
п.г.т. Тяжинский, Кемеровская область.
Задачи:
1.Познакомить детей с русским народным поверьем (домовой).
2.Учить детей отгадывать загадки.
3.Закрепить знания детей в последовательном раскладывание предметов.
4.Уметь узнавать деревья по внешнему виду ветки, листве, запаху.
5.Воспитывать интерес к быту русского народа.
(заходим в комнату, там на пороге лежит какой – то предмет)
Вос-ль: Ой, что – то лежит у порога. На всякий случай обойдём его,
не задевая. (берёт лапоть в руки)
Дети рассаживаются на скамейках.
Вос-ль: Дети, как вы думаете что это?
-Кто же подбросил его нам?
-Может Золушка убегая с бала?
Но у Золушки была маленькая ножка, а этот лапоть на большую лапу.
У золушки – ножка, а лапоть на лапу.
Наверно, потому и лаптем эта обувь зовется, что на лапу надевается.
Какой же сказочный герой мог забыть здесь лапоть?
(Баба Яга, Леший, Кикимора).
Вос-ль: Ребятки, раньше в старину была чудесная примета про лапоть.
Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов.
Значит ,и нас кто то решил уберечь от них!
Только вот кто?
Отгадайте загадку.
Он за печкой жил
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире…(домовой)
(За стеной раздаётся стук и топот).
Вос-ль: Так и есть домовой. Подслушивает нас. Видеть его никто – не видел, а вот слышать – слышали... (опять стук)
Слышит, он нас слышит.
Любезный домовой позволь рассказать о тебе ребятам(раздаётся перезвон колокольчиков)
Вос-ль: Дети, знаете, перезвоном колокольчика он даёт нам знать, что можем говорить о нём.
Вос-ль: Так вот. В народе считают, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Ни какой дом не стоит без домового. Он и правду настоящий хозяин дома, хранитель – покоритель его. Оберегает, следит за порядком, чтоб мир был в доме, ни кто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, шумит, скрипит половицами. Очень не нравиться ему, когда дети капризничают или вещи разбрасывают повсюду. Тогда он их прячет. Дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. В народе считают, что домовой похож на седого, косматого мужика. Неуклюжий, всклоченный, хитрый, но не злой. Может появиться в облике своих любимых животных; то кошкой прикинется, то коровой, то петухом. Ещё в народе считают, что живёт домовой за печкой, или у порога. Чердаки любят, углы. В старину, когда семья в новый дом переезжала, из печки брали уголёк, клали в лапоть и перевозили на новое место со словами;»Пожалуй к нам, дедушка – соседушка на новое место» и добавляли: Дедушка – соседушка, будь добр и ласков к нам».Первой в новой дом запускали кошку – для домового, чтобы задобрить его. Да ещё подарками задабривали –цветными лоскутками, монетками, блёсками, мишурой, играми.
Ребятки давайте нашего домового задобрим, поиграем с ним в игру «Мышка»
Мышка, мышка
Серая кубышка,
Продай теремок,
Продай невысок, (мышка стоит в центре круга, дети на стульчиках по
За ложку, плошку, кругу, после пения все меняются местами. Кто
Палку,мялку Кто останется без места, становится мышкой).
Горшки, и крышки
Еловые шишки.
Вос-ль: Наверное, в нашей комнате домовой поселился в углу за сундуком: сидит там невидимый, незримый и наблюдает за нами, слушает, молчит…ни звука.
Ни- как задумал что?
Уж больно он любит удивлять всех, особенно загадки загадывать. И за сундуком их прятать.
Ну-ка, давайте заглянем за сундук?(корзина с разноцветными узелками)
Вос-ль: Дети посмотрите корзина с разноцветными узелками.
1.Развернём первый узелок?
Посмотрите! Обвёртки о конфеток.
Наверное, домовой хочет, чтобы мы угадали по этим предметам,
что он любит.
Так это очень простая загадка – сразу понятно, что он сладкоежка.
Однако обратите внимание: Обвёртки не простые. На них нарисованы сюжеты сказок.
Давайте назовём что за сказки?(ответы детей)
(раздаётся перезвон колокольчика)
Вос-ль: Мне кажется, он доволен вашими ответами. Кто скажет почему?
Правильно раздался перезвон колокольчика.
Вос-ль: Теперь посмотрим, что в следующем узелке.
(В узелке мелкие игрушки или картинки)
Посмотрите, все животные – домашние. Это не просто животные, а ответы
на загадки. Подумайте, пожалуйста. И так...
1.С бородой, а не старик
С рогами, а не бык.(Козёл)
2.Хвост крючком, рыло пяточком.(Свинья)
3.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ночью распевает, время считает.(Петух)
4.Не говорит, не поёт.
А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
5.Возле печки греется
Без водички моется,(Кот)
6,Спереди двора
Стоит копна,
Спереди вилы
Сзади метла.(Корова)
Вос-ль: Слышите перезвон колокольчика, значит правильно мы отгадали загадки.
Молодцы. Но это не всё. Вот ещё один узелок. Давайте посмотрим, что в нём.
Здесь записка ,а в ней написано, что домовой очень любит когда в доме чисто. И у него есть любимый предмет. Отгадайте какой?
-Он по горнице гуляет
- Пыль и мусор собирает.(Веник)
-Правильно веник.
Вот вам веник, разберите его по веточке, да назовите с какого дерева
веточка.
Молодцы справились, слышите, домовой доволен.
А ещё домовой очень любит с ребятишками играть, в этом узелке игра; называется она «Аюшки»
-Дети (кричат)-Кузя!
-Кузя - Аюшки
-Где ты был?
-У бабушки.
-Что принёс?
-Оладушки.
-Где они?
-Под лавочкой.
-Экий, ты Кузя чудак!
-А вы детки как?
-А мы оладушки на стол положили да и съели.
-Ладно, в другой раз так и сделаю.
-Кузя - Аюшки.
-Где ты был?
-У бабушки.
-Что принёс?
-Сапожки.
-Где они?
-А я сделал, как вы велели на стол составил и съел.
-Экий ты Кузя чудак.
-А вы детки как?
-А мы сапожки на полочку поставили.
-Ладно, в другой раз так и сделаю.
Вос-ль: А вот ещё один узелок.
Есть у домовёнка загадки, и они все здесь, в комнате.
Как их отгадать?
Я буду вам их читать, а вы смотрите внимательно отыскивайте.
1.Всех кормлю с охотою, сама без ротая. (Ложка)
2.Каждому кто придёт и уйдёт руку подаёт.(Дверь)
3.Под одной крышей четыре братца живёт?(Стол)
4.Пока её за ручку рукой не возьмёшь,
Ни из дома не выйдешь,
Ни в дом не попадёшь?(Дверь)
5.Стоят кони на приколе
Не пьют, не едят, а весёлые стоят.(Окна)
6.На стене висит, болтается
За него всяк хватается.(Полотенце)
7.Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит.(Самовар)
Мы с этим узелком мы разобрались.
А ещё домовой любит, когда в доме пахнет едой, хлебом.
Вот в этом узелке игра «Что сначала, что потом»
Домовой хочет знать, знаете ли вы откуда хлеб пришёл?
Это бал последний узелок. Больше загадок нет. Домовой молчит, не звенит, и не стучит. Притих. Наверное, что-то замышляет. Не появились за сундуком новые загадки? Нет, не появились. Но зато в самом сундуке спрятан какой – то предмет .Как мы раньше не заметили?
Видно не хочет нас отпускать. Посмотрим что там?
Да в узелке подарки. Это всё вам ребятки.
Что мы должны сказать домовому?
Правильно: благодарим тебя, наш добрый домовой.
Досвидание. (Под перезвон колокольчика, дети покидают группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.
Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...