Работа с детьми раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Советы по развитию ребенка раннего возраста при помощи повседневных бытовых ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми раннего возраста
Работа с детьми данного возраста носит исключительно индивидуальный характер. Очень важно стремиться использовать повседневные бытовые ситуации для развития мышления и речи детей.
Предлагаем некоторые варианты включения обучения в подобные ситуации.
Прием детей. Каждого ребенка вы приветствуете, выходя ему навстречу, приласкав его. Если он пришел в новом платье или с новой прической, обязательно отметьте это, обратив внимание на цвет, детали, форму, длину одежды и т.д.
Развитие наблюдательности. «По секрету» предложите ребенку отметить, что нового появилось в группе (обстановке), в облике каждого из детей.
Память. Попросите рассказать, о чем был мультфильм в вечерней передаче «Спокойной ночи, малыши!»; что он делал вчера вечером дома, во что играл, о чем ему читали.
Подготовка к еде. В это время можно спросить: у каждого ли есть ложка или кому-то не хватило; отметить, чего больше – детей или ложек, то же – относительно чашек с компотом, кофе, чаем. Обратите внимание ребенка на то, что перед ним одна тарелка, одна ложка, одна котлета на тарелке, один кусок хлеба. Можно проявить умышленную рассеянность и положить лишние куски или, наоборот, меньше, чем надо, а затем попросить кого-нибудь из детей проверить, в каждой ли тарелке лежит котлета и не положили ли вы кому-нибудь из детей две вместо одной.
У ребенка можно также спросить. Большой или маленький кусок хлеба он хочет, много или мало налить супа, положить пюре и т.п.
Дети с интересом узнают, как называются блюда, которые они едят, из чего они сделаны, как приготовлены.
Одевание. Также можно отметить, что у каждого одна шапочка, но две варежки, два носка, два ботинка. Обратите внимание детей на то, что ботинки разные – на правую и левую ногу.
Подробно обсудите, что одето на ребенке – шуба, пальто или куртка, чем отличается шуба от пальто и от куртки, какого цвета рейтузы, брюки, шапочка, шарф. Отметьте, у кого длинный шарф, а у кого короткий, у кого высокие сапоги, а у кого – низкие ботинки, у кого большие пуговицы, а у кого - маленькие. Обратите внимание, где пуговиц больше: на пальто или на рубашке. Назовите все детали пальто: воротник, застежка, рукава.
Обратите внимание детей на разные типы застежек: пуговицы, «молния», «липучка».
Прогулка. На прогулке можно найти длинную палочку и короткую, большой камешек и маленький, толстую палку и тонкую, длинную травинку и короткую, красный цветок и желтый и т.д.
При играх с песком попросите ребенка сделать большой куличик для большого мишки и маленький – для маленького. Пусть он сам выберет соответствующие формочки.
Можно попросить ребенка выкопать берлогу для медведя или норку для мышонка, гаражи для большой и маленькой машин.
Можно собрать осенние листья и разложить их на кучки по цвету (желтые и красные), по форме: среди листьев одной формы предложить детям найти самый большой и самый маленький. Обратить внимание на самое толстое дерево и на самое высокое.
На прогулке можно намочить подошвы сапог в луже и сделать на асфальте мокрые следы, которые потом сравнивать по размеру и форме отпечатка, по рисунку (то же на снегу).
Умывание. Обратите внимание детей на размер мыла (у кого большой кусочек, а у кого – поменьше), на его цвет. Уточните, какое оно на ощупь, меняется после того, как мы потрем им руки, или не меняется?
Подобная работа требует от воспитателя собранности и тщательно продуманного плана: он должен четко знать, с кем из детей в какое время собирается сегодня поговорить, какой раздел программы проработать.
В процессе развития на стороне субъекта (ребенка) в дошкольном возрасте возникают:
- Интеллектуальные операции:
- Абстрагирование признака или свойства от предмета;
- Сравнение предметов по признакам и свойствам и установление отношений тождества, сходства и различия;
- Выделение множеств предметов по различным признакам (классификация);
- Сравнение множеств по количеству элементов;
- Построение упорядоченных по степени выраженности признака рядов (сериация)
- Нахождение закономерностей.
- Сохранение и обратимость как качества мышления.
- Связная картина мира, включающая начальные представления о пространстве и времени.
Программа детского сада несет в себе прежде всего педагогическую установку, то есть создания в дошкольных учреждениях условий для развития ребенка с определенными внутренними, психологическими качествами. Среди этих внутренних качеств, наряду с целенаправленностью, произвольностью и осознанностью, можно выделить и наличие некоторых основных устойчивых мотиваций, одной из которых является познавательная мотивация.
Стремление познавать окружающий мир присуще каждому ребенку. Акт познания требует не только усилия мышления, но и усилия воли; он всегда совершается свободно и не может происходить по принуждению извне. Можно заставить человека сделать что-либо, но заставить узнать что-то или понять что-то нельзя.
Познание, как функция целостной личности, предполагает, таким образом, активность, инициативность и самостоятельность познающего субъекта. Чтобы эти качества могли появиться и развиться в маленьком человеке, необходимо создать для него совершенно особую психологическую атмосферу – тепла и защищенности. Готовности взрослых поддержать инициативы ребенка и помочь ему в их воплощении. От того, сложится ли такая атмосфера в группе, зависит, разовьется ли в каждом ребенке стремление узнавать новое, учиться новому, искать встречи с новым, т.е живой интерес к миру, к другим людям, к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....