Проект «Почемучки».
проект (средняя группа) на тему
Познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperemenitrovanie_v_sredney_gruppe.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Почемучки».
Актуальность проекта:
В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.
В настоящее время, в системе дошкольного образования одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления природы: солнце, ветер, звезды, снег, дождь. Дети с интересом собирают камни, играют с песком, и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игр.
Вид проекта: познавательно – исследовательский (экспериментирование)
Сроки реализации: долгосрочный (8 месяцев)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Цель:
познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми, в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования;
- Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Задачи исследовательской деятельности в средней группе:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- развитию способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- практические опыты;
- обсуждение результатов и формулировка выводов.
Этапы проекта:
1-й этап: подготовительный
- Изучить методическую литературу, где освещены формы и методы по данной теме;
- Диагностика детей с целью выявления представлений у детей о явлениях и объектах окружающего мира;
- Анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково-исследовательской деятельности вместе с детьми;
2 – й этап: основной
- Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;
- Составление перспективного плана экспериментов и опытов по данной теме;
- изготовление карточек с символическими изображениями темы эксперимента;
- работа с детьми;
- Работа с родителями (совместные мероприятия, помощь при приобретении необходимого материала для создания мини – лаборатории, изготовление игрушек для проведения опытов);
- Подбор наглядного раздаточного материала для проведения опытов, экспериментов.
3 – этап: Заключительный: Анализ проделанной работы, выводы. Презентация проекта: Фотовыставка «Юные исследователи».
Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира:
- выявление свойств воздуха;
- выявления свойств воды; - выявление свойств снега и льда;
- выявление свойств песка и глины;
- знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
Приборы и оборудования мини- лабораторий в средней группе:
1.Микроскопы, лупы, зеркала, весы, песочные часы, термометры, подносы, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл);
2.Емкости: пластиковые банки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
3.Материалы:
– природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, спилы деревьев, крупа);
4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, измельчённый пенопласт, бумага разного сорта, почва, камни, древесный уголь.
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
6. Распределение детей на группы.
7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов:
- бери только нужные для работы материалы;
- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, сыпучими предметами только на подносе;
- пробовать вещество на вкус можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
- клади на место все материалы по окончании работы.
Планирование работы по организации исследовательской деятельности с детьми.
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы в разных видах деятельности | Материалы предметно- развивающей среды | |||
Сентябрь - Октябрь Тема: «Воздух» | ||||||
Знакомство детей с воздухом и его свойствами. Подвести пониманию того, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, невидимый. | 1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно. 2.Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в неё. 3.Показать, как обмахивать веером лицо. 4.Надувание шаров. 5.Взять миску с водой и дуть и дуть на неё. Получаются волны. | - беседа «откуда берется воздух, ветер»; - составление рассказов «Воздух есть везде»; -чтение рус. нар. сказки «Пузырь, Соломинка, лапоть»; -игры с воздушными шарами и мыльными пузырями; - рисование «Ветер наклонил деревья». - изготовление «Веер» | 1.Пособия для эксперимен -тов, 2. Картинки: вентилятор, веер. | |||
Работа с родителями: Консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»; Изготовление игрушек для игр с воздухом. | ||||||
Ноябрь – Декабрь Тема «Вода» | ||||||
Дать представления о воде и её свойствах. Вода бывает тёплой, горячей, холодной. Вода прозрачная. В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода жидкое вещество. | 1.Во время мытья рук измерить температуру воды; 2.Взять два стакана один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить ложку; 3.Попробовать на вкус; 4.Переливание воды с одного стакана на другой; 5.В один стакан положить речной песок, а в другой – сахарный. | - Заучивание потешек о воде; -Слушание мелодий, передающих журчание воды; -Окрашивание воды с помощью красок; - Дидактическая игра «Река, озеро, море»; | Изображения ручья, реки, моря, океана. 2.Пособие «Круговорот воды»; 3.Материалы для опыта; 4.Альбомы с иллюстрациями. | |||
Работа с родителями: Беседы о закаливающихся процедур с водой; Изготовление игрушек для игр с водой. |
1.Принести снег и лед в помещение. 2.Положить снег сначала на голую ладонь, затем на ладонь на варежке. 3.Замораживание цветных льдинок. 4.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. | - рассматривание иллюстраций о зиме; - беседа зимние забавы; - чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц; - рисование на тему «Зима»; - аппликация «Снеговик»; -разучивание песен о зиме; | 1.Материалы для проведения опытов; 2.Иллюстрации, альбомы; |
1. Посадить в стаканчик семена фасоли. 2.Посадить лук в баночку с водой и на почву(рассматрива -ние корней через прозрачную баночку) 3.Поставить в воду ветки тополя. | - наблюдение за прорастанием семян, лука, ветками тополя; - дидактическая игра: «Стебель, листок, корень»; - рисование «Весенние цветы»; - трудовая деятельность по уходу за растениями. | Блюдца для проращивания семян, прозрачные баночки, стаканчики. |
Май – июнь Тема «песок, глина, камни. | ||||
Познакомить со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. Развивать у детей интерес к камням, Называть их особенности. | 1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать. 2.слепить шарики из сухой и влажной глины. 3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. 4. Рассматривание камней, сравнивание их по форме, цвету, округлости, гладкости, весу | - игры с песком; - лепка из глины; | 1.Стаканчики с землей и глиной. 2.Лупа, сито, дощечки, палочки | |
Работа с родителями: выставка поделок из глины. |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Отношение к эксперименталь- ной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении задач | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятель -но планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятель -ной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь -ные причинные связи. Делает выводы. |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого |
Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостояте -льности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательно -стей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологиче -ские, ребенок ориентируется на внешние, несуществен -ные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Вывод:
Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, к исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытка работать самостоятельно.
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
Литература:
1.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» 2009.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой, «АРКИ».
3.Песочная терапия в развитии дошкольников. О.В. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – «ТЦ Сфера», 2014.
4. Познавательные сказки Т.А. Шорыгина – «ТЦ Сфера», 2014
5. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О.В. – ТЦ «Сфера», 2005.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Г.П. Тугушева, А Е. Чистякова -Издательство «Детство», 2007.
7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Почемучка"
проект работы с детьми по теме "Нежвая природа"...
Дополнение к проекту "Почемучка"
Дополнение к проекту "Почемучки"...
Дополнение к проекту "Почемучка" 1
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Дополнение к проекту "Почемучка"2
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Дополнение к проекту "Почемучка"3
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Проект «Почемучки»
Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка. Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает...
Проект "Почемучки"
Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы....