Проект "Почемучки"
проект (средняя группа) на тему
Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchki.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка. Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает причинно-следственные связи, не просто запоминает, а понимает содержание образовательной деятельности. Эти умения позволят ему более успешно осваивать учебный материал в школе.
В нашей группе с начала 2013/2014 учебного года осуществляется проект «Почемучки», в рамках которого проводится комплексное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности детей. Со среднего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Цель проекта:
Развивать умственные и творческие способности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Помогать детям лучше узнать окружающий мир неживой природы.
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия (величина, форма)
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
- Развитие внимания и различных видов памяти.
- Создание благоприятных условия для сенсорного восприятия,
- Обучение детей исследованию жидких и твёрдых тел (вода, песок, камни) в разных их состояниях. Через игры и опыты научить детей определять их физические свойства, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: 2013/ 2014 учебный год - воспитатели, дети (3,5 – 4,5 года) и родители средней группы
Способ организации
Используется три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Методы проведения обучения
- игровой
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- совместная деятельность педагога с детьми
Реализация проекта:
Использование дидактических игр для развития психических процессов (см. Приложение 1), счетного материала, наглядного материала; работа в индивидуальных тетрадях, развивающие игры; задания для работы дома с родителями, проведение консультаций и мастер-классов для родителей; совместное с педагогом и самостоятельное проведение опытно-экспериментальной деятельности (см. Приложение 2)
Ожидаемые результаты:
- Повышение интеллектуального уровня развития детей.
- Умение анализировать.
- Формирование абстрактного мышления.
- Подготовка руки к письму.
- Повышение интереса к участию в опытно-экспериментальной деятельности.
В результате реализации проекта отмечается значительный рост интеллектуального развития детей (развивается и память, и мышление, и внимание), дети стали обращать внимание на мелочи, внимательнее относиться к заданиям. Часть детей группы с хорошими результатами участвовала в международном интеллектуальном конкурсе «День мамы». У большинства детей наблюдается активизация словарного запаса, развивается фразовая речь. Все дети хорошо складывают паззлы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
4. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
5. Земцова О.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
Приложение 1
Дидактические игры для развития психических процессов у детей 4-5 лет:
«Игрушки, посуда и мебель» - группировка по определенному признаку
«Запомни домики» - развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.
«Кто спрятался» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.
«Узнай предмет» - развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений.
«Подбери недостающий предмет» - развивать умение сравнивать и рассуждать.
«Рассмотри картинку» - развивать наблюдательность и умение припоминать.
«Найди отличия» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.
«Собери пирамидку» - развивать восприятие величины, цвета.
«Запомни слова» - развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.
«Путаница» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.
«Чего не хватает?» - развивать наблюдательность.
«Найди лишний предмет» - развивать мышление, умение находить отличный от других предмет.
«Что изменилось?» - развивать зрительную память.
«Найди такую же фигуру»- развивать умение сосредоточивать внимание.
«Забавный человечек» - развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.
«Сосчитай и запомни» - развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5.
«Сделай так» - развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу.
«Что сначала, что потом» - развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий.
«Рисунки-помощники» - развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.
«Покажи фрагмент» - развивать концентрацию внимания.
«Утёнок и цыплёнок» - развивать воображение, умение находить оригинальные решения.
«Запомни картинки» - развивать зрительную память.
«На кухне» - развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
«Найди игрушку» - развивать восприятие, внимание.
«Что перепутал художник?» - развивать мышление, умение находить ошибки.
«Кто где живёт?» - развивать устойчивость внимания.
«Домик и солнышко» - развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.
«Сравни предметы» - развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать.
«Рисунки-помощники» - развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники.
«Кораблики» - развивать концентрацию внимания.
«Парные картинки» - развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.
«Кто спрятался в цветах?» - развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
«Гусеница» - развивать воображение, умение придумывать оригинальные решение.
«Коврики» - развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку, не нарушая узор.
«Цирк» - развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу.
«Фрагмент» - развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты.
«Кляксы» - развивать воображение.
«Помоги Коту» - развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке.
«Что стёр ластик?» - развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения.
«Цвета-помощники» - учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники.
«Весёлый жонглёр» - развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы.
«Пуговицы» - развивать восприятие цвета, величины.
«Бусы рассыпались» - развивать мышление, упражнять в поиске закономерности.
«Помоги щенку» - развивать устойчивость внимания.
«На что похожи фигурки?» - развивать воображение.
«Куда едут дети?»
Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор. . «Волшебный квадрат»
Цель: упражнять в составлении картинки из геометрич. фигур.
. «Машинки»
Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры. «Неваляшки»
Цель: учить находить одинаковые предметы. «Разноцветные дуги»
Цель: развивать воображение.
. «Деревенский дворик»
Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
«Кому что нужно?»
Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. «.
«Волшебный карандаш»
Цель: развивать воображение.
«Построй по росту»
Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте.
«Такие разные карандаши»
Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цепочку. «Каскад слов»
Цель: развивать слуховую память.
Приложение 2
Опытно-экспериментальная деятельность
«Как построить замок из песка?»
Песок и его свойства
Цель: Познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, состоит из песчинок, мокрый песок сохраняет форму)
«Почему кирпичи делают из глины?»
Свойства глины
Цель: Познакомить детей с глиной и ее свойствами (состоит из частичек, плохо сыпется, плохо пропускает воду, мокрая глина мягкая, может менять форму), сравнить со свойствами песка.
«Можно ли забить в камень гвоздь?»
Свойства камня
Цель: Познакомить детей со свойствами камня (бывают разного размера, цвета, формы, гладкие и шероховатые), сравнить со свойствами глины.
Почему снеговика нельзя забрать домой?
Снег и его свойства
Цель: познакомить со снегом и его свойствами (состоит из снежинок, холодный, бывает липким, тает в тепле)
Свойства воды
Цель: исследовать свойства воды, (жидкость, не имеет формы, течет, ее можно пролить. У воды нет запаха и вкуса; она прозрачная, но ее можно покрасить)
Свойства льда
Цель: познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)
Почему лодка не тонет?
Древесина, ее качества и свойства
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества и свойства (твердая, не бьется, не тонет в воде).
«Как увидеть невидимку?»
Свойства воздуха
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)
«О чем рассказал солнечный зайчик?»
Цель: выявить природные и искусственные источники света, узнать, все ли предметы пропускают свет, почему появляется тень, как образуется радуга.
Приложение 3
Мастер-класс «Интеллектуальное развитие дошкольников»
(с участием детей средней группы и их родителей)
Цель: Рассказать родителям о том, как можно развивать интеллектуальные способности детей.
Задачи: Познакомить родителей с различными видами деятельности, направленными на интеллектуальное развитие детей, с простыми и доступными играми, которые можно проводить дома и на прогулке. Способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплочения детей и родителей
Место проведения: групповое помещение
Участники: воспитатель, дети и родители
Оборудование: овощи и фрукты, емкости с фасолью и гречкой, фасолью и горохом, мисочки, счетные палочки, небольшие игрушки, машинки, трафареты, листы с готовыми заданиями для игры с контурами, цветные карандаши, бумага, листы с незаконченными рисунками.
Карта мастер-класса
Этап | Игры | Материалы | Информация для родителей |
Играем на кухне |
| Овощи, фрукты, емкость с перемешанными горохом и фасолью, гречкой и горохом. | На кухне много предметов, которые можно использовать для игры. Предложите ребенку пересчитать, овощи, разложить покупки, помочь перебрать крупу… |
Играем в комнате |
| Небольшие игрушки, машинки, бусины | В игровой комнате много игрушек. Их можно расставлять в определенном порядке; собирать бусины или игрушки по определенному признаку или определить, что изменилось в комнате. |
Играем за столом. |
/не похож на остальные» | Счетные палочки, трафареты, листы с заданиями для игр «Найди и раскрась», «Сосчитай», «Какой контур лишний» | На обычном детском столе тоже немало вещей для создания развивающих игр. Например, счетные палочки. Из них можно выложить узор или фигурку по схеме. Детские трафареты тоже можно использовать для игр. |
Развиваем воображение |
| Бумага, цветные карандаши, листы незаконченными картинками | Хорошо развитое воображение и фантазия – залог оригинального нестандартного мышления, что в свою очередь способствует более легкому решению задач. |