Проект «Почемучки»
проект (средняя группа) на тему
Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка. Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает причинно-следственные связи, не просто запоминает, а понимает содержание образовательной деятельности. Эти умения позволят ему более успешно осваивать учебный материал в школе.
В нашей группе с начала 2013/2014 учебного года осуществляется проект «Почемучки», в рамках которого проводится комплексное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности детей. Со среднего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchki1.docx | 59.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1457 (дошкольное отделение)
Проект
«Почемучки»
Подготовили и провели:
воспитатели
Земяхина Е.Э.
Шамшурина О.В.
2013
Пояснительная записка
Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка. Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает причинно-следственные связи, не просто запоминает, а понимает содержание образовательной деятельности. Эти умения позволят ему более успешно осваивать учебный материал в школе.
В нашей группе с начала 2013/2014 учебного года осуществляется проект «Почемучки», в рамках которого проводится комплексное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности детей. Со среднего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Цель проекта:
Развивать умственные и творческие способности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Помогать детям лучше узнать окружающий мир неживой природы.
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия (величина, форма)
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
- Развитие внимания и различных видов памяти.
- Создание благоприятных условия для сенсорного восприятия,
- Обучение детей исследованию жидких и твёрдых тел (вода, песок, камни) в разных их состояниях. Через игры и опыты научить детей определять их физические свойства, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: 2013/ 2014 учебный год - воспитатели, дети (3,5 – 4,5 года) и родители средней группы
Способ организации
Используется три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Методы проведения обучения
- игровой
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- совместная деятельность педагога с детьми
Реализация проекта:
Использование дидактических игр для развития психических процессов (см. Приложение 1), счетного материала, наглядного материала; работа в индивидуальных тетрадях, развивающие игры; задания для работы дома с родителями, проведение консультаций и мастер-классов для родителей; совместное с педагогом и самостоятельное проведение опытно-экспериментальной деятельности (см. Приложение 2)
Ожидаемые результаты:
- Повышение интеллектуального уровня развития детей.
- Умение анализировать.
- Формирование абстрактного мышления.
- Подготовка руки к письму.
- Повышение интереса к участию в опытно-экспериментальной деятельности.
В результате реализации проекта отмечается значительный рост интеллектуального развития детей (развивается и память, и мышление, и внимание), дети стали обращать внимание на мелочи, внимательнее относиться к заданиям. Часть детей группы с хорошими результатами участвовала в международном интеллектуальном конкурсе «День мамы». У большинства детей наблюдается активизация словарного запаса, развивается фразовая речь. Все дети хорошо складывают паззлы.
Приложение 1
Дидактические игры для развития психических процессов у детей 4-5 лет.
ОКТЯБРЬ | ||||
| Мышление | Память | Внимание | Восприятие |
I | «Игрушки, посуда и мебель» Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. | «Запомни домики» Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | «Кто спрятался» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Узнай предмет» Цель: развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений. |
II | «Подбери недостающий предмет» Цель: развивать умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку» | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Собери пирамидку» Цель: развивать восприятие величины, цвета. |
III | «Подбери недостающий предмет» Цель: развивать умение сравнивать и рассуждать, | «Запомни слова» Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок. | «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Чего не хватает?» Цель: развивать наблюдательность. |
IV | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет. | «Что изменилось?» Цель: развивать зрительную память. | «Найди такую же фигуру» Цель: развивать умение сосредоточивать внимание. | «Забавный человечек» |
НОЯБРЬ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет» Цель: развивать умение сравнивать и рассуждать. | «Сосчитай и запомни» Цель: развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5. | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Сделай так» Цель: развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу. |
II | «Что сначала, что потом» Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Рисунки-помощники» Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники. | «Покажи фрагмент» Цель: развивать концентрацию внимания. | «Утёнок и цыплёнок» Цель: развивать воображение, умение находить оригинальные решения. |
III | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение найти отличный от других предмет и объяснить свой выбор. | «Запомни картинки» Цель: развивать зрительную память. | «На кухне» Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Найди игрушку» |
IV | «Что перепутал художник?» Цель: развивать мышление, умение находить ошибки. | «Рассмотри картинку» Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. | «Кто где живёт?» Цель: развивать устойчивость внимания. | «Домик и солнышко» Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей. |
ДЕКАБРЬ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Сравни предметы» Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рисунки-помощники» Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники. | «Кораблики» Цель: развивать концентрацию внимания. | «Чего не хватает?» Цель: развивать наблюдательность, умение находить недостающие детали у предметов. |
II | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Парные картинки» Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет. | «Кто спрятался в цветках?» Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Гусеница» Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III | «Подбери недостающий предмет» (2) Цель: развивать умение рассуждать и анализировать.. | «Рассмотри картинку» Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Коврики» Цель: развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку, не нарушая узор. |
IV | «Цирк» Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Что изменилось?» Цель: развивать зрительную память. | «Фрагмент» Цель: развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты. | «Кляксы» Цель: развивать воображение. |
ЯНВАРЬ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет» (2) Цель: развивать мышление, умение рассуждать и анализировать. | «Запомни слова» Цель: развивать слуховую память. | «Помоги Коту» Цель: развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке. | «Что перепутал художник?» Цель: развивать зрительное восприятие. |
II | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Рассмотри картинку» | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что стёр ластик?» Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III | «Подбери пару» Цель: развивать мышление, умение составлять смысловые пары. | «Цвета-помощники» Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Весёлый жонглёр» Цель: развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы. | «Пуговицы» Цель: развивать восприятие цвета, величины. |
IV | «Бусы рассыпались». | «Чего не стало?» Цель: развивать зрительную память. | «Помоги щенку» Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи фигурки?» Цель: развивать воображение. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Куда едут дети?» Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор. | «Запомни пары картинок» Цель: развивать зрительную память. | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания. | «Волшебный квадрат» Цель: упражнять в составлении картинки из геометрич. фигур. |
II | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение объяснять свой выбор. | «Машинки» Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры. | «Неваляшки» Цель: учить находить одинаковые предметы. | «Разноцветные дуги» Цель: развивать воображение. |
III | «Чего не хватает?» Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку» | «Чего не хватает?» Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки. | «Подбери фигуры». |
IV | «Что сначала, что потом» Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Цвета-помощники» Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Деревенский дворик» Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?» Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальное решение. |
МАРТ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Кому что нужно?» Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Сосчитай и запомни» | «Найди одинаковые предметы» Цель: развивать концентрацию внимания. | «Что перепутал художник?» Цель: развивать зрительное восприятие, умение находить несоответствия. |
II | «Чего не хватает?» Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку» | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Волшебный карандаш» Цель: развивать воображение. |
III | «Что сначала, что потом» Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Фигуры-помощники» Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Что изменилось?» Цель: развивать умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Построй по росту» Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. |
IV | «Такие разные карандаши» Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цепочку. | «Каскад слов» Цель: развивать слуховую память. | «Найди цифры» Цель: упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?» Цель: развивать умение придумывать оригинальное решение. |
АПРЕЛЬ | ||||
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет» Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Кто спрятался?» Цель: развивать зрительную память. | «Разноцветные чашечки» Цель: развивать концентрацию внимания, умение соотносить предметы по цвету, форме, размеру. | «Найди и закрась» Цель: развивать восприятие формы и цвета. |
II | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Фигуры-помощники» Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что делают мальчик и девочка?» Цель: развивать воображение. |
III | «Составь группы» Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по определённому признаку. | «Рассмотри картинку» Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Зайчик и морковка» Цель: развивать устойчивость внимания. | «Сравни предметы» Цель: развивать восприятие величины, размера предмета. |
IV | «Что сначала, что потом» Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Запомни слова» Цель: развивать слуховую память. | «Найди и вычеркни» Цель: развивать устойчивость внимания. | «Котята» Цель: развивать воображение, умение мимикой и движениями изобразить разных котят. |
МАЙ | ||||
| Мышление | Память | Внимание | Восприятие |
I | «Семья» Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Что изменилось?» Цель: развивать зрительную память. | «Найди одинаковые предметы» Цель: развивать внимание, умение сравнивать. | «Незаконченные рисунки» Цель: развивать целостность восприятия. |
II | «Найди лишний предмет» Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Рисунки-помощники» Цель: развивать умение запоминать словосочетания с помощью рисунков. | «Лабиринт» Цель: развивать устойчивость внимания. | «Волшебные очки» Цель: развивать воображение, умение находить необычные решения. |
III | «Составь группы» Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Сосчитай и запомни» | «Найди отличия» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Продолжи ряд» Цель: развивать восприятие формы. |
IV | «Волшебный лес» Цель: развивать мышление, умение классифицировать и обобщать. | «Ёжики в лесу» Цель: развивать умение запоминать текст с помощью пиктограмм. | «Найди и вычеркни» Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи рисунки?» Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
4. Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
5. Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
Приложение 2
Перспективный план
опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы в рамках проекта «Почемучки», 2013/2014 учебный год
СЕНТЯБРЬ «Как построить замок из песка?» Песок и его свойства Цель: Познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, состоит из песчинок, мокрый песок сохраняет форму) | |||
Опыт | Материалы | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Из чего состоит песок?» | Сухой песок, белый лист, увеличительное стекло | Возьмите белый лист бумаги и насыпьте на него немного песчинок. Рассмотрите в увеличительное стекло. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. | Песок состоит из песчинок. |
«Песочный конус» | Сухой песок, ровная поверхность. | Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникает движение песка, похожее на течение. | Песок сыпучий и может двигаться. |
«Как из песка построить замок?» | Сухой песок, вода, формочки | Наберите в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получается? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Как из песка построить замок? (его надо намочить) | Мокрый песок плохо сыпется, принимает любую нужную форму, из него можно делать фигурки и строить. |
ОКТЯБРЬ «Почему кирпичи делают из глины?» Свойства глины Цель: Познакомить детей с глиной и ее свойствами (состоит из частичек, плохо сыпется, плохо пропускает воду, мокрая глина мягкая, может менять форму), сравнить со свойствами песка. | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Можно ли просыпать глину?» | Сухие кусочки глины, ровная поверхность, увеличительное стекло | Возьмем баночку с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из баночки глину. Что легче высыпать — песок или глину? Рассмотрите глину и песок в увеличительное стекло. Глина состоит из таких же песчинок, как и песок? А из чего? (из маленьких частичек, которые как будто «крепко взялись за руки»). Возьмите в кулачок немного глины и дайте ей просыпаться. Хорошо сыпется глина? (нет, она слипается, сыплется плохо). | Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, поэтому она плохо сыпется. |
«Где вода?» | Сухая глина, сухой песок, вода, стаканчики | Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие). Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет. | Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются. Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой. |
«Волшебный материал» | Сухая глина, сухой песок, вода, формочки или стаканчики | Рассмотрите сухой песок и глину. Предложите слепить из них пирожки. Почему не получается? (их надо намочить). Рассмотрите мокрую глину. Какая она? (мягкая, легко меняет форму). Теперь можно лепить? Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. | Глину можно смочить водой. Мокрая глина мягкая, легко меняет форму. Когда глина высыхает, она не рассыпается., остается крепкой. глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму |
НОЯБРЬ «Можно ли забить в камень гвоздь?» Свойства камня Цель: Познакомить детей со свойствами камня (бывают разного размера, цвета, формы, гладкие и шероховатые), сравнить со свойствами глины. | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Можно ли изменить форму камня?» | Камни разного размера, глина, вода | Рассмотрите камень. Какой он? (Гладкий, твёрдый.) Глина? (Мягкая, влажная, липкая.) Нажмите пальчиком на глину. Что произошло? (От пальца остались вмятины-ямки.) А теперь нажмите на камень. Что-нибудь изменилось? Какой камень? (твердый) Покатайте в руках глину. Что произошло? (глина мягкая, она превратилась в шарик или колбаску) А теперь покатаем в руках камень. Что-то изменилось? Может, камень надо намочить и он станет мягким? Намочите камень и проверьте еще раз – остается ли на камне ямка и можно ли изменить его форму. | Камень твердый, он не меняет свою форму, его нельзя поделить на кусочки. Глина мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками. |
«Можно ли забить в камень гвоздь?» | Камни, пластилин или глина, гвоздь, молоток, деревянный брусок | Возьмите в одну руку камешек, а в другую глину. Сожмите обе ладони. Что произошло? (глина сплющилась, а камень – нет). Почему так произошло? (камень твердый). Как вы думаете, камень тверже дерева? Можно ли в камень забить гвоздь? Я забью гвоздь в деревянный брусок, а потом в камушек. Почему не получилось забить гвоздь в камень? | Камень твердый и прочный. |
ДЕКАБРЬ Почему снеговика нельзя забрать домой? Снег и его свойства Цель: познакомить со снегом и его свойствами (состоит из снежинок, холодный, бывает липким, тает в тепле) | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Какой бывает снег?» (проводится на улице в теплую и морозную погоду) | Снег (наблюдается в разную погоду на улице), увеличительное стекло | Рассмотрите снег на улице в увеличительное стекло. Что вы увидели? (снег состоит из снежинок). Рассматривайте снег в морозную и теплую погоду, попробуйте слепить комок. Спросите у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. | Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы. В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой». Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки |
«Почему снежки надо лепить в варежках?» | Липкий снег | Давайте сегодня играть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите варежки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный). | Снег холодный, что бы руки не замерзли, надо лепить снежки в варежках. |
«Почему снеговика нельзя забрать домой?» | Липкий снег, тазик | Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снеговик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в групповое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось. (снеговик тает/ весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять) | Снег холодный, он в тепле тает. Если снеговика забрать домой, то он растает. |
ЯНВАРЬ Свойства воды Цель: исследовать свойства воды, (жидкость, не имеет формы, течет, ее можно пролить. У воды нет запаха и вкуса; она прозрачная, но ее можно покрасить) | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Какой формы вода?» | 2 стакана воды, различные сосуды для воды (блюдца, чашки, кастрюльки). 2 - 3 предмета разной формы из твердых материалов (кубик, линейка, шарик) | Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно переливают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и принесите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, пролилась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась). Вода – жидкость ее можно пролить. | Вода - это жидкость, она не имеет формы, она течет, ее можно пролить. |
«Какого цвета вода?» | Вода, мелкие предметы, кисти, прозрачные стаканы, краска любого цвета. | Откройте кран и налейте воду в стаканчики. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной? | У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покрасить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной. |
«Есть ли у воды вкус и запах?» | Питьевая вода, стаканы или чашки, сахар, соль. | Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем. | Вода – это жидкость без вкуса и запаха. |
ФЕВРАЛЬ Свойства льда Цель: познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед) | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Может ли вода быть твердой?» Опыт проводится в два этапа | Миска с водой, кусочки льда, формы для льда, стаканчики | 1. Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз. 2. Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма) Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду) | Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду |
«Свойства льда» | Льдинки разной толщины и формы/ сосульки цветная бумага, мисочки | Положите на стол листы цветной бумаги, прикладывайте к ним льдинки. Что вы заметили? (льдинки прозрачные). Потрогайте льдинки, постучите ими друг о друга. Что вы заметили? (льдинки холодные, твердые, но ломаются, если ими постучать друг о друга) правильно, льдинки хрупкие. Рассмотрите все льдинки, что еще про них можно рассказать? (есть льдинки толстые и тонкие ) | Лед прозрачный, холодный, хрупкий, бывает тонкий и толстый. |
МАРТ Почему лодка не тонет? Древесина, ее качества и свойства Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества и свойства (твердая, не бьется, не тонет в воде). | |||
«Что лежит в мешочке?» | Деревянные брусочки, глина, камешки, волшебный мешочек. | Предложите детям наощупь определить, какие предметы лежат в мешочке. (в мешочке есть кусочки глины, камушки и деревянные брусочки). Какие материалы мы уже изучили, а какие еще нет? Рассмотрите пластины. Кто знает, из чего они сделаны? (это пластины из дерева). Давайте сравним кусочки дерева, глины и камни. По очереди надавите на них пальцем, намочить, попробуйте уронить и сломать. Что произошло? Почему? (дерево твердое, его форму нельзя изменить, его трудно сломать, оно намокает, но не пропускает воду). Давайте погладим разные кусочки дерева. Какие они наощупь? (есть шершавые, есть гладкие) | Дерево твердое, не пропускает воду, его нельзя разбить, оно может быть гладкое и шершавое. |
«Тонет – не тонет» | Деревянные предметы, камешки, глина, Таз с водой | Давайте опустим в воду деревянные предметы, камешки и глину. Что вы видите? Почему утонули камень и глина? А что случилось с деревом? Дерево легкое, поэтому не тонет. Почему не утонула лодка? (Она деревянная, сделана из дерева, поэтому не тонет) | Глина и камни – тяжелые, опускаются на дно, тонут. Дерево легкое, может плавать. Лодка не тонет, потому что деревянная |
АПРЕЛЬ «Как увидеть невидимку?» Свойства воздуха Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий) | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Воздух всюду?» | Прозрачные стаканы, емкость с водой, пустая пластиковая бутылка | Переверните стакан вверх дном, держите его очень ровно и медленно опустите в таз с водой. Что вы видите? (вода не попадает в стакан). Почему, что ее туда не пускает? Правильно, в стакане воздух. Почему мы его сразу не увидели? Воздух – невидимый, прозрачный. Опустите в воду пустую бутылку, что вы видите? (из бутылки идут пузырьки) Откуда они берутся? (это воздух выходит из бутылки) Воздух можно увидеть. Можно ли потрогать воздух? Попробуйте. | Воздух прозрачный, невидимый, он везде. Его нельзя потрогать, но если опустить в воду пустую бутылку, можно увидеть пузырьки воздуха. |
«Как увидеть невидимку?» | Таз с водой, полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, воздушные шарики. | Давайте попробуем увидеть воздух. Налейте в стаканчик воды, опустите трубочку для коктейля и подуйте. Что увидели? (в воде появились пузырьки) Откуда они взялись? (мы подули, это воздух) Какие свойства воздуха вы уже знаете? (воздух прозрачный, невидимый, он везде, его нельзя потрогать. Воздух нельзя потрогать, но его можно поймать. Возьмите пакет. Что в нем? (он пустой) Наберите в него воздух и завяжите. А теперь отпустите. Что стало с пакетом? (воздух весь вышел, пакет снова пустой) Как еще можно поймать воздух? (можно надуть шарик) | Воздух невидим, но его можно увидеть (пузырьки в воде) и «поймать» - надуть пакет или шарик. |
«Тонет или нет» | Предметы из разного материала, в том числе деревянные и наполненные воздухом | На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух). | Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут |
МАЙ «О чем рассказал солнечный зайчик?» Цель: выявить природные и искусственные источники света, узнать, все ли предметы пропускают свет, почему появляется тень, как о | |||
Опыт | Материал | Действия детей и воспитателя | Вывод |
«Свет повсюду» | Фонарик, лампа, свеча, картинки с изображением различных источников света – солнце, луна, костер. Коробка с прорезью | Подумайте и ответьте, сейчас темно или светло, почему? Что сейчас светит? Что освещает предметы, когда в природе темно, ночью (луна, костер). Правильно. Давайте узнаем, что лежит в сундучке? (в сундучке темно, ничего не видно) Как сделать, чтобы в коробке стало светло? (надо открыть крышку) Теперь видно – там фонарик. Зажжём фонарик и положим в коробку. Что случилось? (свет стало плохо видно, коробка не пропускает свет) | Существуют разные источники света – Солнце, Луна, костер, фонари, свеча и т.д. Многие предметы не пропускают солнечный свет. |
«Театр теней» Проводится в темноте или в сумерках | Фонарик, картина на стене, лист бумаги, кукла или любая другая игрушка | Давайте рассмотрим картину на стене. Что вы видите? (ничего не видно, темно) Что же делать? (Надо включить свет) Давайте включим фонарик. Сейчас хорошо видно? (нет) Давайте я подойду поближе. Видно? Хорошо. Давайте протянем руки к фонарю. Что появилось на стене? (тень) Откуда она взялась? На что она похожа? (на руку) А если я поднесу к фонарику куклу, будет тень? На что она будет похожа? А сейчас попробуем поиграть – сделаем из пальцев собачку, зайчика или птичку. | Чем ближе свет к картине, тем лучше видно. Свет не проходит через предметы, поэтому появляется тень |
«Солнечные зайчики» Проводится в солнечную погоду | Маленькое зеркальце, баночка с водой, металлическая пластина | Посмотрите, из чего сделано зеркало? Потрогайте, что вы можете о нем сказать? (гладкое, а еще оно блестящее) Поймайте зеркалом солнечный луч. Что получилось? (солнечные зайчики) Попробуйте сделать солнечные зайчики с помощью воды и металлической пластинки. Получается? | Все блестящие предметы отражают свет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Почемучка"
проект работы с детьми по теме "Нежвая природа"...
Дополнение к проекту "Почемучка"
Дополнение к проекту "Почемучки"...
Дополнение к проекту "Почемучка" 1
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Дополнение к проекту "Почемучка"2
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Дополнение к проекту "Почемучка"3
Дополнение к проекту "Почемучка"...
Проект "Почемучки"
Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы....
ПРОЕКТ "ПОЧЕМУЧКА"
Проект почемучка разработан мной на основе детских вопросов.Дети задают вопросы а я отвечаю на вопросы презентациями....