"Проектный метод и его роль экологическом воспитании дошкольников"
статья на тему

Наталья Анатольевна Сорокина

Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектный метод и его роль

в экологическом воспитании дошкольников»

    Одним из главных принципов экологического  образования признается принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.

    Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры т.е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

     Дошкольное детство-это период игры. Отечественые и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость,оказывая положительное нравственное влияние,гармонично развивает умственые и физические способности растущего человека.

    Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий:

    -игровых;

    -метода проектов.

  Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Важной является мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка,т.е. игра является мощным средством успешной его социализации.

  Упражняясь в навыках общения, дети не замечают того, что учатся,т.к. здесь они решают игровую задачу, поставленную взрослым.

   Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы длядетей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.

   Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные  знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

   Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта:

-детская самостоятельность(при поддержке взрослого);

-сотворчество детей и взрослых;

-развитие коммуникативных способностей;

-познавательных и творческих навыков;

-применение полученных знаний в разных видах деятельности.

  Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:

-по составу участников(большие-макропроекты, малые-минипроекты, индивидуальные);

-по целевой установке(познавательные,развлекательные, игровые,творческие,    общественнополезные);

-по тематике;

-по срокам реализации(долгосрочные, краткосрочные).

Проект состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи. Второй этап- предварительная работа. Она включает в себя:

-беседы;

-наблюдения;

-экскурсии;

-чтение художественной литературы.

  Третий этап-практическая часть:

-эксперименты;

-художественно-продуктивная часть;

-игры(подвижные,дидактические);

-создание коллекций макетов,оформление альбомов.

Четвертый этап-работа с родителями,которая предполагает:

-совместные экскурсии в природу;

-участие в праздниках, развлечениях;

-помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов;

-участие в конкурсах,выставках;

-помощь в сборе природного материала;

-изготовление поделок изприродного и бросового материала.

  Главная задача родителей-поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

Заключительный этап-результат проектной деятельности-это:

-выставки, конкурсы;

-презентация альбомов, макетов;

-развлечения,праздники, спектакли.

Итак, проект-это цель,принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.

-

                                 

-  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль экологического воспитания дошкольников в семье. Семейный досуг с ребенком на природе»

В настоящее время очень важно научить ребенка учиться, но и отдыхать. Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже само...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых....

Роль экологического воспитания дошкольников в детском саду

«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа много...

Презентация "Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольников"

Материал рассказывает о том, что такое проект, и как можно разнообразить экологическое воспитание дошкольников при помощи этого метода....

Семинар «Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»

Семинар«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»...