Семинар «Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру

Пименова Мария Анатольевна

Семинар

«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

Семинар

«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»

                                           «Скажи мне – и я забуду, покажи мне –  и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»

(Китайская пословица)

      Моделирование в ДОО – это совместная деятельность педагога и дошкольников, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

      Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста даёт хорошие результаты и является средством развития познавательной активности детей.

      В своей работе с детьми я осваиваю метод ителлект-карт, который был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps», т.е. «mind» - «ум», «maps» - «карты» - «карта ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карта». Для моих воспитанников это название не всегда запоминается, мы используем название «умная карта».

      В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

      Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

      Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структуировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы.

      К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

      Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.

      В ходе совместной деятельности с детьми на тему: «Весна» мы собирали материал о предметах и объектах по данной теме, закрепляли, обобщали его.

      Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

      Общие требование к составлению любой интеллект-карты.

  • Главная идея обводится в центре страницы. Мы с детьми взяли тему: «Весна» (сюжетная картинка)
  • Лист располагается горизонтально.
  • Писать надо разборчиво, печатными буквами. Но так как мои воспитанники не читающие, мы ввели предмет-символ.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

        Темы: «Птицы» - голубая зона,

        «        Месяцы» - зелёная зона,

        «Изменения в природе» - оранжевая зона,

        «Трудовая деятельность» - коричневая зона,

        «Праздники» - красная зона.

  • Каждая мысль обводится.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

      Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков, фотографий, картинок.

      Алгоритм создания интеллект-карт.

  • Постановка цели – рождение идеи.

Наступила весна. Вокруг начинается пробуждение всего живого. Информации очень много. Всё интересно. Как запомнить?

  • «Мозговой штурм», цель которого – записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.  

Моей задачей было собрать в «умную корзину» все высказывания детей и направить их мысли на создание «умной карты».

  • Создание интеллект-карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».
  • «Оформление» интеллект-карты в ходе «детского исследования».

      Создавая интеллект-карту «Весна» с детьми были исследованы темы:

        Д

  • НОД « Перелётные птицы».
  • Творческая мастерская «Птицы» (фоамиран).
  • Совместное развлечение «Праздник птиц и кормушек» (Волонтёры отряда «Добрые дела» д/к «Орлёнок»).
  • Лёня Летучий в гостях у детей (Волонтёры отряда «Добрые дела» д/к «Орлёнок»).
  • Наблюдения.
  • Беседа «К нам весна пришла».
  • Просмотр презентаций на тему «Птицы».
  • Художественная литература: Л.Н. Толстой «Птица свила гнездо…», «Пришла весна».

Тема: «Изменение погодных условий по месяцам»

  • Художественная литература: Е.Баратынский «Весна, весна», Бианки «Подкидыш», потешка «Солнышко-вёдрышко», С.Вангели «Подснежники».
  • Музыкальные произведения «Весенние пробуждения».
  • Наблюдение: «Снег. Лёд. Солнце. Проталины.»
  • Фотографирование.

Тема: «Трудовая деятельность»

  • Труд на участке. Первый субботник «Зелёная весна».
  • Деятельность в огороде (работа с родителями)

Тема «Праздники» (официальные, народные, экологические)

  • Март («Встреча весны», «8 марта», «День кошек», «День воды», «День пробуждения медведя»)
  • Апрель («День смеха», «День космонавтики», «Вербное воскресенье», «Пасха», «День птиц», «День экологических знаний», «День подснежника», «День Земли»).
  • Май («День Победы», «Праздник Солнца», «День посадки леса»).

      Закончилась весна. Наступило лето. Но наша работа с картой будет продолжаться на протяжении средней, старшей, подготовительной групп. По результатам работы уже  можно сделать первоначальные выводы:

  • материал легче запоминается детьми;
  • вызывает познавательный интерес, развивает мышление и воображение;
  • дети начинают размышлять – и это плюс, это развивает логику;
  • младшие дошкольники уже в своём возрасте становятся знатоками природы и стараются в силу своего возраста беречь и любить её.

     В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непрерывной образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условии реализации ФГОС использование интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие». Метод интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Литература:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / Журнал начальная школа, выпуск 7/12.
  2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
  3. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 2-ая младшая группа. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. –М., 1995.
  6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-ое изд. перераб. – М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
  7. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа. Методическое пособие под редакцией Тимофеевой Л.Л. – М: Центр педагогического образования, 2015.
  8. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. –М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные услов...

Мастер-класс "Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».З...