Семинар «Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру
Семинар
«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Использование метода интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников»
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»
(Китайская пословица)
Моделирование в ДОО – это совместная деятельность педагога и дошкольников, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста даёт хорошие результаты и является средством развития познавательной активности детей.
В своей работе с детьми я осваиваю метод ителлект-карт, который был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps», т.е. «mind» - «ум», «maps» - «карты» - «карта ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карта». Для моих воспитанников это название не всегда запоминается, мы используем название «умная карта».
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структуировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.
В ходе совместной деятельности с детьми на тему: «Весна» мы собирали материал о предметах и объектах по данной теме, закрепляли, обобщали его.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Общие требование к составлению любой интеллект-карты.
- Главная идея обводится в центре страницы. Мы с детьми взяли тему: «Весна» (сюжетная картинка)
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво, печатными буквами. Но так как мои воспитанники не читающие, мы ввели предмет-символ.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
Темы: «Птицы» - голубая зона,
« Месяцы» - зелёная зона,
«Изменения в природе» - оранжевая зона,
«Трудовая деятельность» - коричневая зона,
«Праздники» - красная зона.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков, фотографий, картинок.
Алгоритм создания интеллект-карт.
- Постановка цели – рождение идеи.
Наступила весна. Вокруг начинается пробуждение всего живого. Информации очень много. Всё интересно. Как запомнить?
- «Мозговой штурм», цель которого – записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
Моей задачей было собрать в «умную корзину» все высказывания детей и направить их мысли на создание «умной карты».
- Создание интеллект-карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».
- «Оформление» интеллект-карты в ходе «детского исследования».
Создавая интеллект-карту «Весна» с детьми были исследованы темы:
Д
- НОД « Перелётные птицы».
- Творческая мастерская «Птицы» (фоамиран).
- Совместное развлечение «Праздник птиц и кормушек» (Волонтёры отряда «Добрые дела» д/к «Орлёнок»).
- Лёня Летучий в гостях у детей (Волонтёры отряда «Добрые дела» д/к «Орлёнок»).
- Наблюдения.
- Беседа «К нам весна пришла».
- Просмотр презентаций на тему «Птицы».
- Художественная литература: Л.Н. Толстой «Птица свила гнездо…», «Пришла весна».
Тема: «Изменение погодных условий по месяцам»
- Художественная литература: Е.Баратынский «Весна, весна», Бианки «Подкидыш», потешка «Солнышко-вёдрышко», С.Вангели «Подснежники».
- Музыкальные произведения «Весенние пробуждения».
- Наблюдение: «Снег. Лёд. Солнце. Проталины.»
- Фотографирование.
Тема: «Трудовая деятельность»
- Труд на участке. Первый субботник «Зелёная весна».
- Деятельность в огороде (работа с родителями)
Тема «Праздники» (официальные, народные, экологические)
- Март («Встреча весны», «8 марта», «День кошек», «День воды», «День пробуждения медведя»)
- Апрель («День смеха», «День космонавтики», «Вербное воскресенье», «Пасха», «День птиц», «День экологических знаний», «День подснежника», «День Земли»).
- Май («День Победы», «Праздник Солнца», «День посадки леса»).
Закончилась весна. Наступило лето. Но наша работа с картой будет продолжаться на протяжении средней, старшей, подготовительной групп. По результатам работы уже можно сделать первоначальные выводы:
- материал легче запоминается детьми;
- вызывает познавательный интерес, развивает мышление и воображение;
- дети начинают размышлять – и это плюс, это развивает логику;
- младшие дошкольники уже в своём возрасте становятся знатоками природы и стараются в силу своего возраста беречь и любить её.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непрерывной образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условии реализации ФГОС использование интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие». Метод интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Литература:
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / Журнал начальная школа, выпуск 7/12.
- Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
- Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 2-ая младшая группа. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. –М., 1995.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-ое изд. перераб. – М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа. Методическое пособие под редакцией Тимофеевой Л.Л. – М: Центр педагогического образования, 2015.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. –М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....
Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные услов...
Мастер-класс "Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».З...