Методическое пособие
материал на тему
Предварительный просмотр:
Введение
Пособие адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения.
Современная практика показывает, что педагоги в социальных коррекционных учреждениях сталкиваются с проблемами, связанными с обследованием детей. И в то же время все понимают, чтобы планировать работу с детьми, в том числе и коррекционную, педагогу необходимо выявить уровень и определить зону ближайшего развития ребенка.
Исходя из знаний особенностей развития детей с нарушениями зрения нами разработан примерный вариант карты обследования развития данной категории детей. Предлагаемый материал ориентирован на выявление проблем в развитии детей с нарушениями зрения и направлен на решение следующих задач:
- своевременное выявление отклонений и отставаний в развитии ребенка и планирование последующей коррекционной работы;
- определение динамики развития ребенка (отмечая качественные изменения);
- оказание методической и практической помощи в организации диагностической деятельности.
Первая часть – карта обследования развития ребенка с нарушением зрения, включающая разделы:
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие цвета, формы, величины;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и зрительно-моторной координации;
- ориентировка во времени, на плоскости и в пространстве;
- развитие речи (звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура слов, связная речь).
Карты обследования составлены таким образом, чтобы педагог мог проследить за качественными изменениями в развитии ребенка год за годом от 3 до 7 лет. Для каждого возраста определены параметры обследования.
Вторая часть включает в себя методические рекомендации к проведению обследования с указанием материала обследования и описания оценки выполнения детьми заданий.
В третьей части (приложение) представлен стимульный иллюстративный материал, рекомендуемый к заданиям обследования. В качестве иллюстраций использован дидактический материал Г.Б.Филичевой, Г.А.Каше,
О.Б. Иншаковой, Н.В. Бабкиной.
Предлагаемый материал из опыта работы поможет педагогам качественно обследовать и грамотно спланировать коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения.
Карта обследования ребенка с нарушением зрения
Ф.И. ребенка
Дата рождения
Возраст
Домашний адрес
Заключение ПМПК
Заключительный диагноз окулиста
Заключительный диагноз невропатолога (психоневролога)
1. Анамнез
Наличие нервно-психических, хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка
Протекание беременности
От которой по счету беременности ребенок
Характер беременности: токсикоз 1-й, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции.
Протекание родов: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, оперативные.
Перенесенные заболевания ребенком (тяжелые, соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре):
до года
после года
2. Раннее физическое и речевое развитие
Голову держит _____________________________________(в норме с 1,5 мес.)
Сидит ______________________________________________(в норме с 6 мес.)
Стоит __________________________________________(в норме с 11-12 мес.)
Ходит _____________________________________________(в норме с 1 года)
Лепет ____________________________________________(в норме с 4-8 мес.)
Первые слова ____________________________________(в норме около года)
Первые фразы ____________________________________(в норме с 1,5-2 лет)
I. Сенсорное воспитание
1. Зрительное восприятие предметов (картинок)
3-4 года: умение воспринимать целостный предмет и выделять его основные части и свойства
начало года
конец года
4-5 лет: умение узнавать предмет по контуру и наоборот; целый предмет по его части и распознавать цветные контурные изображения, наложенные друг на друга (2-3 контура)
начало года
конец года
5-6 лет: умение распознавать предмет по его силуэтному изображению, распознавать цветные и одноцветные наложенные контурные изображения (3 и более контура), предметы и изображения предметов по их части начало года
конец года
6-7 лет: умение распознавать предметы по их контурным изображениям (цветным и одноцветным, целостным и прерванным), наложенным друг на друга; узнавать предмет по силуэтам, перекрывающим друг друга; понимать зашумленные изображения
начало года
конец года
2. Восприятие величины
3-4 года: понимание «высокий – низкий», «длинный – короткий»; сравнение реальных предметов «большой – маленький»
начало года
конец года
4-5 лет: сравнение реальных предметов и их изображений по величине «высокий – низкий», «длинный – короткий»
начало года
конец года
5-6 лет: умение сравнивать предметы и их изображения по величине «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий»; умение распознавать предметы по убывающей или возрастающей величине
начало года
конец года
6-7 лет: сравнение предметов и их изображений по величине (по нескольким признакам); употребление в речи: высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый - тонкий
начало года
конец года
3. Восприятие цвета
3-4 года: знание (различие, соотнесение) основных цветов
начало года
конец года
4-5 лет: знание основных цветов палитры (синий, зеленый, желтый, красный, коричневый, черный); соотнесение сенсорного эталона цвета с цветом реального предмета
начало года
конец года
5-6 лет: знание основных цветов и их оттенков (голубой, розовый, салатовый, оранжевый, фиолетовый и др.)
начало года
конец года
6-7 лет: знание цветов спектра, умение узнавать оттенки, различать оттенки по их яркости
начало года
конец года
4. Восприятие формы
3-4 года: знание (различие, соотнесение) геометрических фигур
начало года
конец года
4-5 лет: знание геометрических фигур; соотнесение эталона формы с формой предметов в окружающей обстановке; выкладывание картинки из геометрических фигур
начало года
конец года
5-6 лет: знание геометрических фигур; соотнесение эталона форм с изображением предметов и их силуэтам
начало года
конец года
6-7 лет: знание геометрических фигур и объемных фигур: куб, шар; соотнесение эталонов образа с предметами, силуэтами; выделение геометрических фигур из картинок
начало года
конец года
II. Ориентировка
3-4 года: ориентировка во времени (части суток); ближайшее окружение (групповая комната); в пространстве: ориентировка на себя, определение пространственных направлений от себя «вверх − вниз», «вперед – назад»
начало года
конец года
4-5 лет: ориентировка во времени (узнавание времени года по сюжетной картинке); ближайшее окружение (в детском саду); в пространстве: ориентировка на себя «право – лево», «вверх − вниз», «вперед – назад»
начало года
конец года
5-6 лет: ориентировка во времени (время года, различение понятий: вчера, сегодня, завтра); в пространстве (расположение предметов по отношению к себе), на плоскости на листе бумаги (по инструкции)
начало года
конец года
6-7 лет: ориентировка во времени (части суток, время года, дни недели, месяцы); в пространстве (расположение предметов относительно себя и стоящего напротив), на плоскости (графический диктант)
начало года
конец года
III. Состояние мелкой мускулатуры рук
3-4 года: умение держать ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, держать карандаш и рисовать вертикальные и горизонтальные линии, замыкать круг, складывать крупную мозаику, выполнять простые пальчиковые упражнения
начало года
конец года
4-5 лет: умение расстегивать и застегивать молнии, шнуровки, замочки, держать карандаш и раскрашивать (без просветов, не выходя за контур); выкладывание мозаики, выполнение пальчиковых упражнений на сгибание и разгибание пальцев, их координацию
начало года
конец года
5-6 лет: умение держать карандаш (штриховка, раскрашивание, обводка); выкладывание мелкой мозаики, выполнение шнуровки по образцу, пальчиковых упражнений и игр, требующих координацию пальцев рук
начало года
конец года
6-7 лет: умение держать карандаш (штриховка, раскрашивание, обводка, копирование); выкладывание мелкой мозаики, нанизывание бус, выполнение пальчиковых упражнений с предметами и без них, требующих тонкую координацию движений
начало года
конец года
IV. Состояние речи
1. Неречевые средства общения
3-4 года: умение различать черты лица; умение воспринимать схему тела, мимические движения; определять эмоциональные состояния людей на портретах и фотографиях (улыбка, плач, спокойное состояние), жестовые движения (кивок головы /да, здравствуйте, спасибо/, повороты головы /нет, не знаю/)
начало года
конец года
4-5 лет: умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /гнев, страх/; умение воспринимать и совершать жестовые движения /стой, иди, стучать в дверь, бранить кого-то, чуточку/; умение определять эмоциональное состояние персонажей /гнев, страх/; умение применять неречевые средства общения в игровой деятельности.
начало года
конец года
5-6 лет: умение воспринимать схему лица, схему тела человека и животного по алгоритму; умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /удивление, обиду, чувство вины/, воспринимать и воспроизводить жестовые движения, определять эмоциональное состояние персонажей /обиду, удивление, чувство вины/; умение правильно вести себя в игровых ситуациях.
начало года
конец года
6-7 лет: умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /грусть, отвращение, заинтересованность, гордость/, определять эмоциональное состояние и значение жестов на сюжетной картине; умение правильно вести себя в различных игровых ситуациях, используя неречевые средства общения
начало года
конец года
2. Звукопроизношение
3-4 года: произношение гласных (а, у, и, о, э) и согласных (п-б, т-д, ф-в, м-н и их мягких вариантов)
начало года
конец года
4-5 лет: произношение гласных и согласных (а, у, и, о, э, п, б, т, д, ф, в, м, н) и свистящих (с, з, ц)
начало года
конец года
5-6 лет: произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и их мягких вариантов
начало года
конец года
6-7 лет: произношение всех звуков родного языка – Приложение 15-17
начало года
конец года
3. Развитие фонематического слуха
4-5 лет: различение на слух и называние слов, начинающихся на определенный звук
начало года
конец года
5-6 лет: определение места звука в слове (начало, середина, конец); дифференциация парных звуков в словах
начало года
конец года
6-7 лет: выполнение звукового анализа простых слов; дифференциация парных звуков в словах и слогах
начало года
конец года
4. Слоговая структура слова
4-5 лет: умение передавать ритмический рисунок двусложных слов с закрытыми слогами и слогах со стечением согласных
начало года
конец года
5-6 лет: умение передавать ритмический рисунок трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом
начало года
конец года
6-7 лет: употребление в речи слова сложной слоговой структуры начало года
конец года
5. Связная речь
3-4 года: умение грамотно (согласовывая существительное и прилагательное) отвечать на вопросы взрослых по сюжету, по ближайшему окружению
начало года
конец года
4-5 лет: умение рассказывать о содержании сюжетной картинки (2-3 связных предложения), описать игрушку, правильно строя предложения начало года
конец года
5-6 лет: умение связно, последовательно, без грамматических ошибок пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете по сюжетной картинке и по серии сюжетных картин, по образцу взрослого, употребляя простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения начало года
конец года
6-7 лет: умение поддерживать беседу, связно, последовательно пересказывать литературные произведения, составлять рассказы по образцу, по плану, по сюжетной картинке и по серии сюжетных картин, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляя в речи сложные предлоги
начало года
конец года
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников
Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...
Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.
Методическое пособие Рассказываем детям о войне....
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...