Методическое пособие
материал на тему

Обследование детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое пособие146.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Ирина\Documents\сканирование0003.jpg

Введение

        Пособие адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения.

        Современная практика показывает, что педагоги в социальных коррекционных учреждениях сталкиваются с проблемами, связанными                     с обследованием детей. И в то же время все понимают, чтобы планировать работу с детьми, в том числе и коррекционную, педагогу необходимо выявить уровень и определить зону ближайшего развития ребенка.

        Исходя из знаний особенностей развития детей с нарушениями зрения нами разработан примерный вариант карты обследования развития данной категории детей. Предлагаемый материал ориентирован на выявление проблем в развитии детей с нарушениями зрения и направлен на решение следующих задач:

  • своевременное выявление отклонений и отставаний в развитии ребенка и планирование последующей коррекционной работы;
  • определение динамики развития ребенка (отмечая качественные изменения);
  • оказание методической и практической помощи в организации диагностической деятельности.

Первая часть – карта обследования развития ребенка с нарушением зрения, включающая разделы:

  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие цвета, формы, величины;
  • развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и зрительно-моторной координации;
  • ориентировка во времени, на плоскости и в пространстве;
  • развитие речи (звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура слов, связная речь).

        Карты обследования составлены таким образом, чтобы педагог мог проследить за качественными изменениями в развитии ребенка год за годом от 3 до 7 лет. Для каждого возраста определены параметры обследования.

        Вторая часть включает в себя методические рекомендации                            к проведению обследования с указанием материала обследования и описания оценки выполнения детьми заданий.

        В третьей части (приложение) представлен стимульный иллюстративный материал, рекомендуемый к заданиям обследования.  В качестве иллюстраций использован    дидактический    материал     Г.Б.Филичевой,     Г.А.Каше,

О.Б. Иншаковой,   Н.В. Бабкиной.

        Предлагаемый материал из опыта работы поможет педагогам качественно обследовать и грамотно спланировать коррекционную работу  с детьми с нарушениями зрения.

Карта обследования ребенка с нарушением зрения

Ф.И. ребенка                                                                                        

Дата рождения                                                                                        

Возраст                                                                                                

Домашний адрес                                                                                        

Заключение ПМПК                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Заключительный диагноз окулиста                                                                                                                                                                                                                                                                                

Заключительный диагноз невропатолога (психоневролога)                                                                                                                                                                                                                                                

1. Анамнез

Наличие нервно-психических, хронических заболеваний у родителей                    и родственников до рождения ребенка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Протекание беременности                                                                        

От которой по счету беременности ребенок                                                                                                                                                        

Характер беременности: токсикоз 1-й, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции.

Протекание родов: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, оперативные.

Перенесенные заболевания ребенком (тяжелые, соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре):

до года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

после года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2. Раннее физическое и речевое развитие

Голову держит _____________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Сидит ______________________________________________(в норме с 6 мес.)

Стоит __________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Ходит _____________________________________________(в норме с 1 года)

Лепет ____________________________________________(в норме с 4-8 мес.)

Первые слова ____________________________________(в норме около года)

Первые фразы ____________________________________(в норме с 1,5-2 лет)

I. Сенсорное воспитание

1. Зрительное восприятие предметов (картинок)

3-4 года: умение воспринимать целостный предмет и выделять его основные части и свойства

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: умение узнавать предмет по контуру и наоборот; целый предмет           по его части и распознавать цветные контурные изображения, наложенные друг на друга (2-3 контура)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение распознавать предмет по его силуэтному изображению, распознавать цветные и одноцветные наложенные контурные изображения  (3 и более контура), предметы и изображения предметов по их части начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: умение распознавать предметы по их контурным изображениям (цветным и одноцветным, целостным и прерванным), наложенным друг               на друга; узнавать предмет по силуэтам, перекрывающим друг друга; понимать зашумленные изображения

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2. Восприятие величины

3-4 года: понимание «высокий – низкий», «длинный – короткий»; сравнение реальных предметов «большой – маленький»

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: сравнение реальных предметов и их изображений по величине «высокий – низкий», «длинный – короткий»

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение сравнивать предметы и их изображения по величине «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий»; умение распознавать предметы по убывающей или возрастающей величине

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: сравнение предметов и их изображений по величине (по нескольким признакам); употребление в речи: высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый - тонкий

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3. Восприятие цвета

3-4 года: знание (различие, соотнесение) основных цветов

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: знание основных цветов палитры (синий, зеленый, желтый, красный, коричневый, черный); соотнесение сенсорного эталона цвета с цветом реального предмета

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: знание основных цветов и их оттенков (голубой, розовый, салатовый, оранжевый, фиолетовый и др.)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: знание цветов спектра, умение узнавать оттенки, различать оттенки по их яркости

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4. Восприятие формы

3-4 года: знание (различие, соотнесение) геометрических фигур

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: знание геометрических фигур; соотнесение эталона формы с формой предметов в окружающей обстановке; выкладывание картинки                           из геометрических фигур

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: знание геометрических фигур; соотнесение эталона форм                         с изображением предметов и их силуэтам

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: знание геометрических фигур и объемных фигур: куб, шар; соотнесение эталонов образа с предметами, силуэтами; выделение геометрических фигур из картинок

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

II. Ориентировка

3-4 года: ориентировка во времени (части суток); ближайшее окружение (групповая комната); в пространстве: ориентировка на себя, определение пространственных направлений от себя «вверх  вниз», «вперед – назад»

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: ориентировка во времени (узнавание времени года по сюжетной картинке); ближайшее окружение (в детском саду); в пространстве: ориентировка на себя «право – лево», «вверх  вниз», «вперед – назад»

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: ориентировка во времени (время года, различение понятий: вчера, сегодня, завтра); в пространстве (расположение предметов по отношению             к себе), на плоскости на листе бумаги (по инструкции)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: ориентировка во времени (части суток, время года, дни недели, месяцы); в пространстве (расположение предметов относительно себя            и стоящего напротив), на плоскости (графический диктант)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

III. Состояние мелкой мускулатуры рук

3-4 года: умение держать ложку, расстегивать и застегивать пуговицы, держать карандаш и рисовать вертикальные и горизонтальные линии, замыкать круг, складывать крупную мозаику, выполнять простые пальчиковые упражнения

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: умение расстегивать и застегивать молнии, шнуровки, замочки, держать карандаш и раскрашивать (без просветов, не выходя за контур); выкладывание мозаики, выполнение пальчиковых упражнений на сгибание            и разгибание пальцев, их координацию

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение держать карандаш (штриховка, раскрашивание, обводка); выкладывание мелкой мозаики, выполнение шнуровки по образцу, пальчиковых упражнений и игр, требующих координацию пальцев рук

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: умение держать карандаш (штриховка, раскрашивание, обводка, копирование); выкладывание мелкой мозаики, нанизывание бус, выполнение пальчиковых упражнений с предметами и без них, требующих тонкую координацию движений

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

IV. Состояние речи

1. Неречевые средства общения

3-4 года: умение различать черты лица; умение воспринимать схему тела, мимические движения; определять эмоциональные состояния людей на портретах и фотографиях (улыбка, плач, спокойное состояние), жестовые движения (кивок головы /да, здравствуйте, спасибо/, повороты головы /нет, не знаю/)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /гнев, страх/; умение воспринимать и совершать жестовые движения /стой, иди, стучать в дверь, бранить кого-то, чуточку/; умение определять эмоциональное состояние персонажей /гнев, страх/; умение применять неречевые средства общения в игровой деятельности.

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение воспринимать схему лица, схему тела человека и животного по алгоритму; умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /удивление, обиду, чувство вины/, воспринимать и воспроизводить жестовые движения, определять эмоциональное состояние персонажей /обиду, удивление, чувство вины/; умение правильно вести себя в игровых ситуациях.

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: умение воспринимать и воспроизводить мимические движения /грусть, отвращение, заинтересованность, гордость/, определять  эмоциональное состояние и значение жестов на сюжетной картине; умение правильно вести себя в различных игровых ситуациях, используя неречевые средства общения

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2. Звукопроизношение

3-4 года: произношение гласных (а, у, и, о, э) и согласных (п-б, т-д, ф-в, м-н и их мягких вариантов)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: произношение гласных и согласных (а, у, и, о, э, п, б, т, д, ф, в, м, н) и свистящих (с, з, ц)

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и их мягких вариантов

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: произношение всех звуков родного языка – Приложение 15-17

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

3. Развитие фонематического слуха

4-5 лет: различение на слух и называние слов, начинающихся                               на определенный звук

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: определение места звука в слове (начало, середина, конец); дифференциация парных звуков в словах

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: выполнение звукового анализа простых слов; дифференциация парных звуков в словах и слогах

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4. Слоговая структура слова

4-5 лет: умение передавать ритмический рисунок двусложных слов                      с закрытыми слогами и слогах со стечением согласных

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение передавать ритмический рисунок трехсложных слов                      со стечением согласных и закрытым слогом

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: употребление в речи слова сложной слоговой структуры начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5. Связная речь

3-4 года: умение грамотно (согласовывая существительное и прилагательное) отвечать на вопросы взрослых по сюжету, по ближайшему окружению  

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4-5 лет: умение рассказывать о содержании сюжетной картинки (2-3 связных предложения), описать игрушку, правильно строя предложения начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5-6 лет: умение связно, последовательно, без грамматических ошибок пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете по сюжетной картинке и по серии сюжетных картин, по образцу взрослого, употребляя простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6-7 лет: умение поддерживать беседу, связно, последовательно пересказывать литературные произведения, составлять рассказы по образцу, по плану,             по сюжетной картинке и по серии сюжетных картин, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляя в речи сложные предлоги

начало года                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

конец года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...