Сенсорное развитие посредством дидактических игр
материал (младшая группа) на тему

Сидорова Анна Михайловна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sidorova.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

                 учреждение детский сад № 113

           

      Отчет по самообразованию во второй младшей группе на тему:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                                            Воспитатель :

                                           Сидоровой А. М

2014

План  работы по самообразованию воспитателя 2 младшей группы МБДОУ № 7

На тему: «Сенсорное развитие  детей раннего возраста посредством дидактических игр.»

Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста,  мелкой моторики.

Задачи:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

-сформировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

-воспитать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т. д.).

Направления работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);

-обучение способам обследования предметов;

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

методы и приёмы педагогической системы работы

Традиционные:

1.  Наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций;

2.  Словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора;

3.  Практические – дидактические игры, опыты, труд детей;

Нетрадиционные:

1.  Репродуктивный – для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу;

2.  Проблемный – для решения игровых проблемных ситуаций;

3.  Исследовательский – в ситуациях, когда воспитанники по моему заданию выполняют определённые виды действий, подводящих их к усвоению новых знаний.

Обоснование педагогической системы работы

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

План работы  «Дидактические игры сенсорнрго развития»

2013-2014г.

Тема занятия

Месяц

«Катание цветных шариков…»

сентябрь

«Размещение грибков двух цветов»

октябрь

«Воздушные шары»

ноябрь

«Нанизывание больших и маленьких бус»

декабрь

«Большая и маленькая куклы»

январь

«Потрогайте и угадайте что я вам дала»

февраль

«Что лежит в мешочке»

март

«Геометрическое лото»

апрель

«Найди свой цветок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

учреждение детский сад № 7

комбинированного вида « Росинка»

          Реферат на тему:

 «Значение сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста»

                                                                             Воспитатель : Сидорова А.М.

2014 г.

Понятие сенсорное развитие и воспитание

    Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

      Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. 

    Так как сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., то ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Поэтому, я решила начать работать над своей темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» именно с  младшей группы. Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры. Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и

описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

     В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.
Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого  необходиморебенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям, например: сделать рисунок или постройку по образцу, сделать лодочку из бумаги, чтобы долго плавала, сложить пирамидку, чтобы получился ровный гладкий конус, и т. п.

     Дети, не имея достаточно организованного сенсорного опыта, начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужного материала. Они сразу начинают действовать и, естественно, ошибаются: рисунок и постройка оказываются непохожими. Ошибка, неумение достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материалов. Этой ситуацией неудачи я в свою очередь как воспитатель и пользуюсь, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которое важно для достижения цели деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.              Обучение детей обследовательским действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания. В процессе такого обучения необходимо  само действие, называю его и предлагаю детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать и действие, и то качество, которое выделено в результате. Например, чтобы научить ребенка выделять круглую форму,  круглый предмет, говорю «прокачу, катится», а затем определить особенность: «круглый предмет». Затем дети сами прокатывают предметы,  спрашивать: что они делают, катится ли предмет и какой он, если катится. Дети повторяют и действия, и речевое обозначение, осваивая их. На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое выделение того или иного качества целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Например, после того как ребенок смял мягкий предмет, ощутил мягкость, определил действие и качество словами, ему предлагается смять твердый предмет и ответить на вопрос, мягкий ли он.

    Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Исходным в освоении детьми эталоном является умение группировать предметы по тому или иному качеству: собрать все красные шарики в красную коробку, отобрать все прозрачные предметы, отделить все круглые предметы от некруглых и т. п. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества: светлые или темные оттенки данного цвета, треугольники с разными сторонами и углами и т. д. Это достигается сравнением разнообразных предметов, обладающих различными мерами того или другого качества. Все это позволяет подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков эталонов, которые закрепляются в речи. Такими признаками могут быть, например, у фигуры количество сторон и углов (три угла и три стороны у треугольника, четыре угла и четыре стороны у четырехугольника), у металла — блеск поверхности, прочность, ощущение прохлады при прикосновении и т. д. Постепенно ребенок овладевает названиями эталонов. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном.

     В результате овладения в процессе обучения системами действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности. Этому и посвящается следующий этап работы. Цель четвертого этапа — создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важна система заданий (практических и познавательных), требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Содержанием таких заданий может быть самостоятельное изображение предметов, когда ребенок должен проанализировать особенности формы, соотношение и расположение частей и т. д., отбор материалов и инструментов для труда, например, подобрать непромокаемую бумагу для коробочек под рассаду или отдельно игрушки для игр с водой, песком, снегом и т. п. На этом этапе работы используют все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

     Для того чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине необходимо использовать дидактические игры.

   

Оформление и содержание сенсомоторного уголка в группе.

     Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Окружающий мир ребёнок воспринимает однобоко. Для того, чтобы вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка. Чем большее число сенсорных систем используется в процессе воспитания и обучения детей, тем эффективнее и успешнее происходит развитие.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

·  для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

·  развитие мелкой моторики;

·  снятия мышечного напряжения, достижения комфортного самочувствия детей;

·  создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

·  активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти;

·  повышения интереса к самостоятельной и экспериментальной деятельности малышей.

   Сенсомоторный уголок используется как на организованных занятиях, так и в самостоятельной деятельности (игровой, поисково-экспериментальной). В подборе сенсомоторных материалов следует учитывать безопасность для жизни и здоровья детей.

     Одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики. Развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга очень велико. Упражнение с камешками, с шариками металлическими, с шершавыми предметами оказывают тонизирующее действие. Такие упражнения улучшают память, развивают координацию движений, снижают усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит, развивать речь ребёнка.

Итак, основными принципами сенсомоторного уголка являются:

·  доступность;

·  безопасность;

·  разнообразие объектов.

Содержание сенсомоторного уголка

1. Для развития мелкой моторики

Пирамидки, окрашенные в основные цвета

Стержни для нанизывания с цветными кольцами

Объемные вкладыши

Матрешки

Доски – вкладыши

Рамки – вкладыши

Кубы с прорезями разной формы

Мозаика

Набор для завинчивания (коробка с крышками различного цвета и формы)

Рамка с застежками (шнуровка, пуговицы )

Панно со съемными элементами (коврограф)

2. Для восприятия формы и величины

Набор геометрических тел для определения по величине

Набор плоскостных геометрических форм для раскладывания по величине

величине

Чудесный мешочек с набором геометрических форм

3. Для восприятия цвета

Набор цветных палочек

Набор кубиков с цветными гранями

Мозаика

Бусы, ленточки, прищепки, колечки, резинки для волос и др.

4. Для восприятия звуков

Музыкальная шкатулка

Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки, дудочки и др.)

5. Для тактильных ощущений

Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки) для сортирования

«Трогательный коврик» (сюжетное панно со съемными деталями из разных материалов)

6.Для элементарных опытов

Набор для экспериментирования с песком и водой (прозрачные пластиковые стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные из-под духов, шампуней, салфетки тканевые и бумажные)

одноразовые тарелочки, ложечки и. т.д.)

 

Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности, в том числе, деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)

 

 

Система работы с родителями

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности сенсорного воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Моя совместная деятельность с родителями в интересах ребенка позволяет им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

   Необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству, не проявляют особого интереса к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т. е. повышение ее педагогической осведомленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

Консультация для родителей "Сенсорное развитие посредством дидактических игр"

Консультация для родителей по дополнительному образованию "Занимательная сенсорика" во 2 младшей группе на тему: "Сенсорное развитие посредством дидактических игр"...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Самое любимое занятие у детей –это игра, где бы они не были, в гостях, дома, на улице, в детском саду. Любое увлекательное занятие...