Методический материал по теме "Формирование межличностных отношений старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Здесь представлены игры и упражнения на развитие межличностных отношений старших дошкольников, а также художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(игры, упражнения, художественные произведения).
Игры и упражнения, направленные на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других (1 этап).
«Царевна-Несмеяна» (2, с. 143).
Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.
В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.
«Вежливые слова» (8, с. 123).
Цель: развивать навыки эффективного общения, речь, формировать положительные чувства по отношению к другим.
Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч и говорят добрые слова или вежливые выражения. Если детям сложно такие вспомнить, педагог называет несколько слов сам, чтобы ребенок мог выбрать.
Усложнение: предложить называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).
Ведущий задает вопросы:
- Понравилось ли тебе упражнение?
- В каких ситуациях мы говорим вежливые слова?
- Что ты чувствовал, когда говорил вежливые слова?
- Что ты чувствовал, когда слышал вежливые слова в свой адрес?
«Ласковое имя» (5, с. 112).
Цели: стимулировать интерес детей друг к другу, развивать эмпатию к сверстнику.
Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен непременно поблагодарить говорящего, сказав «спасибо».
«Успокой другого» (5, с. 108).
Цель: развивать эмпатическое понимание.
Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
- Мальчик упал, разбил коленку и заплакал. Пожалей его.
- Девочка сломала свою любимую куклу. Утешь ее.
- Девочка заболела, у нее высокая температура. Пожалей ее.
Игры и упражнения, позволяющие научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова (2 этап).
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (2, с. 140).
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.
После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие.
Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа.
Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий − четвертому и так далее. Так, по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.
«Бабушка Маланья» (7, с. 115).
Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей.
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими усами,
Вот с такими носами,
С такой головой,
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…
Сначала дети движутся по кругу, держась за руки.
Потом останавливаются и с помощью жестов, мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, большой нос и уши, показывают усы и прочее. На слова «Ничего не ели» присаживаются на корточки, делают круглые глаза, а в конце повторяют за ведущим любое смешное движение.
«Кто сказал?» (6, с. 131).
Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал взрослый, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.
«Передай движение» (2, с. 102).
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Игры и упражнения, направленные на то, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных ситуациях (3 этап).
«Старенькая бабушка» (2, с. 137).
Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой − внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
«Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.
«Шляпа волшебника» (7, с. 177).
Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Взрослый раздает детям по три разноцветные карточки, сажает детей вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (взрослый показывает шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня взрослый напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером взрослый опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
«Заблудившийся ребенок» (7, с. 177).
Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении ночи и приходе утра. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.
«Бабушки и дедушки» (7, с. 176).
Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внучка). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную «дорогу», показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.
Художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций
Рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг» (5, с. 119).
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, − думает, − отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, стоящему рядом:
− Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
− Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Стихотворение С. Маршака «Два кота» (3, с. 34).
Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью,
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?
Мирилка «Чтобы солнце улыбалось» (5, с. 111).
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Стихотворение М. Яснова «Мирная считалка» (4, с. 191).
На дороге, у развилки,
Повстречались две ДРАЗНИЛКИ,
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали РАЗНИМАЛКИ –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две МИРИЛКИ.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла СЧИТАЛКА:
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо друзей считать!
Стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово» (3, с. 56).
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой…
− Подходите!
Ежик, Ежик!
Вам билет в каком ряду?
− Мне – поближе:
Плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.
Песенка «Улыбка» М. Пляцковского (3, с. 62).
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей –
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
От улыбки станет всем теплей –
И слону, и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Русская народная сказка «Жить в согласии» (5, с. 115).
В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год-два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители, наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться.
Младший не слушал старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.
Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались и подумали: «Ну, достанется нам!».
Позвал отец сыновей. Отдал прут самому шаловливому сыну – среднему.
− Ломай, − приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.
Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына тоже сломали по прутику.
А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино, отдал пучок среднему брату и приказал:
− Ломай!
Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.
Отец хитро засмеялся, глядя на старания своего сына.
Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:
- − Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не сломит, не победит. А если вы будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте.
Стихотворение А. Барто «Поссорились» (1, с. 45).
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно без подружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала −
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я с подружкой помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барто А. Любимые стихи. Белгород, 2012.
- Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для дошкольников. – М.: 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова. – М.: Издательство Оникс, 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова. – М.: Издательство Оникс, 2011.
- Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2011.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2012.
- Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные варианты развития межличностных отношений старших дошкольников.
Исследование индивидуальных вариантов развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....
Методики, позволяющие выявить межличностные отношения старших дошкольников
Данный атериал полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих по формированию доброжелательных отношений в группе дошкольников. С целью коррекционной работы по развитию межличностных отношений в ...
Межличностные отношения старших дошкольников
Анализ литературы по особенностям межличностных отношений старших дошкольников...
Развитие межличностных отношений старших дошкольников
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...
Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников
В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....
«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»
«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников» В данной статье рассматривается про...
Межличностные отношения старших дошкольников.
Выступление НА РМО по социально-коммуникативному развитию дошкольников 2014г....
- Мне нравится (1)