Методики, позволяющие выявить межличностные отношения старших дошкольников
тест (старшая группа) по теме

Кунгурцева Ольга Юрьевна

Данный атериал полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих по формированию доброжелательных отношений в группе дошкольников. С целью коррекционной работы по развитию межличностных отношений в группе старших дошкольников необходимо использовать специальные методы и приёмы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методики «Капитан корабля»

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле».

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Описание методики «Два домика»

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета.

Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  • С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
  • Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не     позовешь?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов.

 В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Юра К.

+

Боря Ж.

+

+

+

Инна Г.

+

_

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора,

игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов.

Метод наблюдения

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров, выраженных в баллах (0,1,2,3):

Инициативность

  • отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
  • слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;
  • средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
  •  высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

Чувствительность к воздействиям сверстника

  • отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;
  • слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
  • средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;
  • высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

Преобладающий эмоциональный фон.

  • негативный;
  • нейтрально-деловой;
  • позитивный.

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам.

Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0 – 1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним.

Средний и высокий уровни инициативности (2 – 3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0 – 1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.      

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

Описание метода проблемных ситуаций

«Строитель»

В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером – следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2 – 3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Описание метода проблемных ситуаций

«Одень куклу»

В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек – платья, для мальчиков – костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли).

Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом – три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Обработка данных и анализ результатов по методу проблемных ситуаций

 Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

  1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.

Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

  1. – полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не
    обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими
    делами, заговариваете экспериментатором);

1 – беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

    2 – периодическое пристальное наблюдение за действиями

сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 – пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия   сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение, поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

    0 – нет оценок;        

    1 – негативные оценки (ругает, насмехается);

    2 – демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

    3 – позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

-  индифферентная – заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

- неадекватная реакция – безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

- частично адекватная реакция - согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

    - адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4. Характер и степень проявления просоциалъных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок  легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 – отказ - ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

  1. провокационная помощь – наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;
  2. прагматическая помощь –  в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;
  3. безусловная помощь – не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых – по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные варианты развития межличностных отношений старших дошкольников.

Исследование индивидуальных вариантов развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Межличностные отношения старших дошкольников

Анализ литературы по особенностям межличностных отношений старших дошкольников...

Развитие межличностных отношений старших дошкольников

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...

Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников

В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....

«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»

«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»          В данной статье рассматривается про...

Межличностные отношения старших дошкольников.

Выступление НА  РМО по социально-коммуникативному развитию дошкольников  2014г....

Литература по проблеме формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Здесь приведен полный перечень источников, которые были использованы мной при исследовании вопроса формирования межличностных отношений старших дошкольников. Материал может быть полезен не только педа...