Межличностные отношения старших дошкольников.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Выступление НА  РМО по социально-коммуникативному развитию дошкольников  2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichn.otn_.2.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста»

 РМО по социально-коммуникативному развитию дошкольников (выступление ) 2014г.

В связи с переходом на  ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования школьный принцип обучения детей в детском саду уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений.

Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.

Отношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе.

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, становится понятно, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе. Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в сверстниках, в товарищах. В общении с ними он проводит 50-70% времени.Ребенок как партнер по общению становится намного притягательнее, нежели взрослый. Совместные действия протекают более бурно. Их основная характеристика – острейший эмоциональный накал. Ежедневно он помногу раз вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Ребенок этого возраста приобретает умение наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить, вежливо обращаться к партнеру по общению. Для детей старшего дошкольного возраста характерны объединения из 2-5 человек. Иногда в играх объединяются до 11-13 детей. Длительность общения составляет от 2-3 до 30-35 минут. При чем в играх общение может длиться в течение 30-40 минут, но совместные поручения выполняются всего за 5-7 минут. В данном возрасте дети начинают осознавать свою национальную принадлежность, а также национальность сверстника.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом.

Проблема формирования взаимоотношения детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирование нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

Детская игра – исторически-развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.  Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Это наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – это одновременно и хранилище норм, оберегающих устойчивость бытия, и школы социализации, готовности к непредсказуемости жизни.В играх проявляется непосредственный интерес и отношения детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вливается в модулированные отношения, развиваются мотивы его поведения. Особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им. В игре, объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Увлекательные игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать рациональные приемы для решения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Игра своим содержанием определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений.

Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми в рамках правил определенных ролей. Взяв на себя выполнения той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет их выполнению свое поведение.

Характерным для игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету роли, и реальных отношений участников игры.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.

Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”.

Игры

Игры с открытыми правиламиИгры с фиксированными правилами

(творческие)

Сюжетно-ролевые                                       Дидактические

Строительно-конструктивные                    Хороводные

Режиссерские                                                Подвижные

Театрализованные                                         Словесные

Игры-драматизации                                      Забавы

По сюжетам литературных героев              Игры-развлечения

Народные

В сюжетной игре выделяются следующие характеристики:

- способность действовать во внутреннем воображаемом плане;

- ориентировка в системе человеческих взаимоотношений;

- способность к согласованию действий в совместной игре.

Традиционные сюжетны игр «Семья», «Магазин», «Больница» и др. более развернуты  и детализированы. Дети начинают отражать профессиональные отношения людей, социально-личностные аспекты взаимодействия.

Творческие игры  различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации; количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы – подвижные и дидактические. Однако, это деление в значительной степени условно, т.к. многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивает ориентировку в пространстве,  требует знание стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой.

«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, забавы, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического, изобразительного искусства. С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и что не маловажно, закрепляются навыки общения.

Во время игры в традиционный “Испорченный телефон” я использовала новый прием - предлагала произносить фразы: “Я тебя люблю”, “Ты хороший”, “Давай с тобой дружить”, “Ты мне нравишься”.

В “День прощения”дети просили друг у друга прощения,в знак примирения обнимались. В “День Святого Валентина”, предложила детям: “Сегодня мы в подарок друг другу будем рисовать открытки. Они должны быть очень красивые, нежные и добрые. Когда открытки будут готовы я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, которые я запишу в вашу открытку” Открытки получились замечательные и были подарены с добрыми пожеланиями, комплиментами.

Использование таких игр в совместной деятельности с детьми принесли достаточно положительные результаты. Дети стали больше играть вместе, самостоятельно разрешать конфликты, требовать меньше внимания к себе. Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх.

В  группе были проведены беседы по сказкам, которые учили понимать чувства героев, их настроения. Я считаю, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Решая эти задачи мною были использованы произведения А. С. Пушкина “Сказка о царе Султане”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царевне и семи богатырях. Ш. Перро “Золушка”, Г. Х. Андерсена “Дюймовочка”, “Дикие лебеди”, В. Осеевой “Три сына”, Э. Мошковской “Жадина”, С. Михалкова “Как друзья познаются”, Н. Носова “Фантазеры” и другие.Например: проводя беседу после чтения рассказа “Фантазеры” Н. Носова, я продолжала развивать представления детей о справедливости и честности. Сначала ребята затруднялись правильно оценить поступки трех мальчиков, которые как будто все говорят неправду. Хорошие или плохие? После того, как я им помогла оценить поступки мальчиков дети пришли к правильному выводу. “Конечно, - подтвердила я, - фантазеры никому никакого вреда не сделали, а врать это жестоко и несправедливо”

После бесед “Учусь сочувствовать”, “Учусь прощать”, “О фантазерах и лгунишках” вместе с детьми принимали правила поведения. Как показал этот опыт, правила принятые самими детьми выполняются наиболее добросовестно.

Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели.Задача воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы.Например, объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы.  Воспитатель принимает участие в том случае, когда   не уверен в том, что дети доведут дело до конца. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей и оценивает промежуточный результат, например: “Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано”. Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель подводит  их к достижению конечной цели.Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и

других.

Межличностные отношения проявляются и в культуре общения детей в повседневной деятельности, в разных видах самостоятельной деятельности. Например, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Ваня, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… теперь давай я тебе завяжу!»

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Игры по межличностному воспитанию.

Часы

 Несколько циферблатов рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека, затем говорит: «Все вы знаете, что такое часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они действуют. А ведь это -- целый мир. Кроме кукушки в нем живут маленькие человечки, которые двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, -- минутную, а самый большой и медленный управляет часовой стрелкой. Давайте поиграем в часы. Распределите между собой роли, пусть кто-то будет стрелками, а кто-то -- кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры 12». Воспитатель подходит к каждой группе, помогает распределить роли, называет каждой из групп свое время. Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.). Затем дети меняются ролями.

Заводные игрушки

 Воспитатель просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой -- ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.

Змейка

Дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы -- туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так -- до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

Сиамские близнецы

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала -- шаг двумя сросшимися ногами, потом -- единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую -- вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

Весы

«Давайте поиграем с вами в весы, -- говорит педагог. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое -- двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.

Перетягивание каната

Воспитатель предлагает детям: «Разбейтесь на пары, встаньте на расстоянии пяти шагов друг от друга, возьмите в руки воображаемый канат и постарайтесь перетянуть партнера, сдвинуть его с места. Действуйте так, будто у вас в руках -- настоящий канат. Следите за партнером: когда он с усилием отстраняется назад и перетягивает вас, поддайтесь чуть вперед, а потом прикладывайте еще больше усилий и перетягивайте партнера». Сначала воспитатель показывает детям, как надо играть, встав в пару с одним из детей, затем дети играют самостоятельно.

Пианино

Воспитатель делит детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек -- нота (до, ре, ми, фа...). Один человек -- пианист. Когда пианист называет ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала пианист играет гаммы, а затем называет ноты в произвольном порядке, потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок. Взрослый следит за ходом игры, помогает детям разобраться, если им что-нибудь непонятно. Точность пропевания нот в данной игре не имеет значения.

Марионетки

 Воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает им марионетку: «Сегодня мы с вами устроим кукольный спектакль с марионетками. Видите, я дергаю за ниточку, и кукла поднимает руку, дергаю за другую ниточку, и она поднимает ногу». Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе выбирается ребенок-марионетка. К его рукам и ногам взрослый привязывает не очень толстые нитки и отдает их остальным участникам подгруппы. «Помните, что марионетки очень послушные и слушаются каждого движения человека. Порепетируйте в своих группах и привыкните действовать согласованно». Воспитатель подходит к каждой группе и смотрит, правильно ли они действуют. Затем воспитатель предлагает куклам-марионеткам, которых двигают другие дети, встретиться, погулять, взявшись за руки, потом сделать зарядку и пр.

"Добрые волшебники".  

Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

"Волшебные очки".

Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

"Комплименты".

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за что-нибудь, желают что-нибудь хорошее.

"Подарки".

Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.

"Конкурс хвастунов".Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные варианты развития межличностных отношений старших дошкольников.

Исследование индивидуальных вариантов развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Методики, позволяющие выявить межличностные отношения старших дошкольников

Данный атериал полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих по формированию доброжелательных отношений в группе дошкольников. С целью коррекционной работы по развитию межличностных отношений в ...

Межличностные отношения старших дошкольников

Анализ литературы по особенностям межличностных отношений старших дошкольников...

Развитие межличностных отношений старших дошкольников

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...

Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников

В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....

«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»

«Профессиональная подготовка педагога-воспитателя к формированию межличностных отношений старших дошкольников»          В данной статье рассматривается про...

Литература по проблеме формирования межличностных отношений старших дошкольников.

Здесь приведен полный перечень источников, которые были использованы мной при исследовании вопроса формирования межличностных отношений старших дошкольников. Материал может быть полезен не только педа...