"Приобщение к истокам русской народной культуры".
статья на тему
Познавательная статья для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_priobshcheniyu_k_nar._tvor.doc | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Сопоставление ребёнка с традициями, народным искусством, участие в народных праздниках помогает духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
Средством приобщения дошкольников к народной культуре, традициям является народное творчество, в том числе различные жанры устного народного творчества: потешки, поговорки, загадки, сказки и т.д.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации. Отражение в играх, песнях, сказках, игрушках жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяет им стать образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Необходимость использования всех видов народного творчества обусловлено тем, что в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Произведения народного творчества близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, они с удовольствием используют их в своей деятельности. Использование различных жанров детского фольклора способствует также поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
Именно по этому народное творчество должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение.
Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности.
Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и её обогащению.
Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей.
Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов (заклички, попевки, песни, частушки, хороводы, музыкальные игры).
Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Игра сочетает в себе одновременно и отдых и компенсацию недостаточных нагрузок. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие народные игры сопровождаются песнями.
Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру- в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят бабушка Загадушка, бабушка Рассказушка и сказочные герои: Жихарка, Емеля, Машенька, Лиса, Волк, Баба Яга, герои народных поверий: домовёнок Кузя, лесовичок, русалочка. Сказки рассказывают с использованием различных видов театра- пальчикового, настольного, кукольного; игр- драматизации, что побуждает детей передавать характер героев (походку, жесты, мимику, интонации), петь знакомые песенки: «Несет меня лиса за темные леса…», «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся…»
Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей:
- создание детского фольклорного ансамбля;
- проведение народных праздников(«Осенние посиделки», «Веселая ярмарка», «Едет Масленица дорогая» и др);
- организация выставок работ по изодеятельности и ручному труду («Рукам работа- душе праздник», «Творческая мастерская»);
- украшение интерьера детского сада совместными работами («В мире сказок»);
- создание в группах так называемых художественно-эстетических центров, где находятся предметы декоративно-прикладного искусства, детские музыкальные и шумовые инструменты;
- создание народного уголка, где сосредоточенны предметы домашней утвари, посуды ( печка, люлька, колодец, лапти и пр.);
- театрализованная постановка сказок «Приключения Колобка», « Волк и семеро козлят» и др.;
- использование русского костюма, атрибутов, что способствует пониманию детьми русского народного характера;
- создание видеотеки и совместный просмотр мультфильмов, концертных программ, искусствоведческих передач.
И родителей, и педагогов привлекают содержательность, педагогическая направленность, эмоциональная насыщенность совместных мероприятий. Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Это выступление на ГМО...
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)
знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Эта статья была подготовлена на педагогическую конференцию в 2012 году...
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...