Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нарышкинский детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
« Формирование технических навыков и эстетического восприятия мира в изобразительной
деятельности ( рисование)» в 1 мл. группе.
Область «Художественное творчество»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ
Нарышкинского детского сада «Солнышко» Сергеева М.В
Нарышкино 2012 год.
Содержание:
Пояснительная записка .................................................................. стр.3
Цели и задачи раздела .................................................................... стр.4
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающими в соответствии с возрастными особенностями ......................................................... стр.6
Ожидаемые результаты освоения раздела программы ............................................................................................................стр.8
Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности дошкольников.
5.1. Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса ................................................................. стр.9
5.2. Методы и приемы работы ..........................................................стр.10
5.3. Примерные темы работы по рисованию ...................................стр.13
5.4.Работа с родителями………………………………......................стр.14
Представление результатов ..........................................................стр.14
Заключение………………………………………………………..стр.18
Список литературы ....................................................................... стр.20
Приложения ................................................................................... стр.22
Пояснительная записка.
«Художественное творчество» является одной из областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей самовыражении через решение следующих задач :
- развитие продуктивной деятельности детей ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Одним из разделов образовательной области « Художественное творчество» является рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
2. Цели и задачи .
Цель: Формирование и развитее технических навыков и эстетического восприятия мира у детей 3 года жизни.
Задачи:
Образовательные:
-развивать технические навыки ( правильное использование карандашей, кисти и красок.);
-учить видеть цельный художественный образ;
-учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке;
- формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и восприятия особенностей и формы, пропорций, цвета, фактуры.
Развивающие:
- развивать интерес к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувственного;
-развивать воображение и творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства и окружающую природу;
-воспитывать нравственно-волевые качества: умение доводить начатое до конца; преодолевать трудности; уметь договариваться; помогать друг другу; уметь объединяться.
3. Психолого - педагогическое обоснование специфики восприятия и освоение учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Многие педагоги и философы прошлого высоко ценили значение рисования в восприятии детей. Аристотель считал, что «Рисование развивает глаз при определении физической красоты.» , чешский педагог Я.А. Коменский считал, что «Изобразительная деятельность позволяет развивать чувство прекрасного, учит подмечать правильность и стройность в предметах, формировать способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.» педагог Т.С.Комарова считает рисование одним из самых сильных средств обучения, которое ещё и способствует культурному развитию. Г.Г.Григорьев считает, что рисование развивает личность и её нравственное и эстетическое воспитание .Н.П. Сакулина считает, что рисование развивает цветовое разнообразие мира.
Педагоги, психологи, физиологи (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка , и выявили ряд специфических, возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника- творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональный. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.
Движения рук управляются несколькими механизмами:
-двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков;
-зрение и мышление позволяет ребёнку ориентироваться в расположении
предметов в пространстве , оценивать их параметры, выполнять
целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.
Чем старше становиться ребёнок, тем большую роль приобретает влияние
мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов
уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости
от степени сформированности мелкой моторики рук.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы.
Обучение детей младшего возраста навыкам эстетического восприятия мира в изобразительной деятельности (рисование) предусматривает формирование следующих интегративных качеств:
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:
- владеет элементарными основными движениями, ориентируется в пространстве;
- владеет навыками самообслуживания.
2. «Любознательный, активный»:
- принимает активное участие в продуктивной деятельности
( в рисовании);
- с интересом рассматривает картинки, иллюстрации;
3. «Эмоционально отзывчивый»:
-проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов и объектов природы (растения, животные);
-проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности;
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать, об изображенном на картинке, об игрушке, о событиях из личного опыта;
5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдений элементарных общепринятых норм и правил поведения»:
- может самостоятельно убирать пособия; - вежливо обратится с просьбой о помощи.
6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:
- способен удерживать внимание , запоминать простые действия;
7. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:
-умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету
- выполняет простейшие поручения взрослого
- проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций
8.Овладевший необходимыми умениями и навыками
- у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления художественных видов деятельности
5. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности дошкольников.
5.1 Реализация принципов интеграции.
Согласно принципу интеграции эстетические качества формировались во всех видах детской деятельности. Такой подход будет не только стимулировать художественное творчество, но и способствовать более успешному решению остальных образовательных задач. С другой стороны, в процессе образовательной деятельности в художественном творчестве, следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- в образовательной области «Труд» решаются задачи по формированию трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности;
- в образовательной области «Безопасность» решаются задачи по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
- в образовательной области «Коммуникация» решаются задачи по развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
- в образовательной области «Познание» решаются задачи по формированию целостной картины мира , расширение кругозора в части изобразительного искусства , творчества.
- в образовательной области «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» решаются задачи по развитию детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
5.2 Методы и приёмы:
- Обследование
- Показ
- Предварительная работа
-Пальчиковая гимнастика
- Игровая мотивация
- Художественное слово
- Анализ работ
- Динамическая пауза
- Музыкальное сопровождение
Испытывая интерес к изобразительной деятельности у детей легче начинают развиваться технические навыки по рисованию . Навыки я развиваю на занятиях по рисованию, в индивидуальной форме и самостоятельной деятельности. Занятия провожу по подгруппам , что позволяет мне чётко проследить неудачи наших детей и помочь исправиться им сразу( поправить расположение карандаша , напомнить, что надо смочить кисть, посильнее нажать на карандаш и т. д.) Или осваивать ту или иную технику индивидуально вне занятия. Большое значение придаёт развитию интереса малышей к занятиям по рисованию , постоянно нахваливая ручки и пальчики малышей например « у деток пальчики – помощники, они помогут сейчас правильно взять карандаш» или « ручки у ребяток такие проворные, что не дадут «листочку» убежать со стола» и т. д. Чтобы занятия завлекло детей и вызвало желание порисовать, я использую игровые ситуации, на разрешение проблемы(спрятать цыплёнка от кота, или помочь зайцу нарядить ёлку, помочь колобку найти дорогу домой и т. д. ) на каждое занятие приходит персонаж( кот, собачка, мышка, медведь, куклы и т. д.)От их имени на протяжение всего занятия я контролирую технику рисования детей, слежу за ориентацией на бумаге и закрепляю знания правой и левой руки, слежу за осанкой, а в конце занятия делаю привлекающий интерес к дальнейшей работе, анализ.
игровые персонажи и решение их вымышленных проблем интересуют детей, и дети охотно занимаются , проявляют своё желание помочь (как помочь кукле, если у неё нет варежек», или «где взять зёрнышек для цыплят, если на улице всё снегом замело», помочь зайцу и медведю добраться до леса по своим следам», «украсить в лесу для зверей ёлку».занятия по методике продолжается не более 10 минут, чтобы дети не устали и не потеряли интерес к данному виду деятельности. На занятии я учу детей держать карандаш трёмя пальцами, чуть выше заточённого стержня, нажимать не него , чтобы образовался след. При знакомстве с карандашом я стараюсь привлечь деток к нему, например: « у карандаша есть волшебный кончик, который оставляет след, есть « юбочка», около которой надо его держать» и пользоваться бумагой: не сминать её, не рвать ( потому что она хрупкая и дружная) не переворачивать и держать другой рукой, чтобы она не скользила по столу, и ориентироваться в пространстве альбомного листа.
На занятии малыши учатся держать. При знакомстве с кисточкой её я тоже обыгрываю, называя кисточка- волшебница, ведь её мазки яркие и красочные, и не надо применять усилия для следа, разве это не волшебство (осенний листопад», «хлопья снега»). Учу рисовать кончиком кисти; набирать на нее небольшое количество краски, чтобы мазки не расплывались., после рисования учу примакивать кисть и насухо вытирать её салфеткой, чтобы она осталась такой же пушистой и мягкой.
К занятию я также использую образец, как методический приём, с целью уточнения, если не могут увидеть его на примере (тучка и из неё идёт дождь»), на котором изображен сюжет, и чтобы мы будем рисовать с детьми. На занятиях я провожу обследование предмета правой и левой рукой формообразующими движениями, это позволяет детям лучше располагать пространственное расположение предмета. Для развития мелкой моторики рук я ещё использую комплексы пальчиковых гимнастик, которые развивают мелкие мышцы рук. Очень нравиться детям коллективные занятия и занятия интегрированной формы, где они плавно переходят с одного вида деятельности в другой. На занятиях к коллективным работам и ближе становятся друг другу.
Не мало важным для привлечения ребят к занятию является интонация педагога. Мой тон на занятиях всегда мягкий и завлекающий, нетребовательный и не настойчив.
Методические приёмы, стимулирующими детское творчество, которые я люблю использовать, являются художественное слово и тихая музыка во время занятий («что за палочки такие?...», «разноцветные , прямые» , «листопад, листопад, листья жёлтые летят…» , «дождик, дождик, кап, кап, кап…» ). Так же привлекает детей тонированная бумага на занятиях, она очень хорошо развивает творческое воображение.
5.3. Примерные темы занятий и упражнений по изобразительной деятельности.
Тема: «Дождик, дождик, пуще»
Цель: обучение умению наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение.
Тема: «Снег идёт»
Цель: знакомство с новым материалом – ватой; обучение умению рисовать снежинки кисточкой способом примакивания.
Тема: «Волшебные красочки.»
Цель: знакомить детей с белым и синим цветом, учить , правильно держать кисть, развивать мышление, память, речь, воспитывать интерес к рисованию.
Тема: «Красивые цветы для пчёлки.»
Цель: закрепить знания красного и зелёного цвета, развивать воображение, продолжать учить рисовать ладошкой на листе бумаги.
Тема: «Улитки»
Цель: учить детей правильно держать карандаш, рисовать круглыми движениями кисти руки..
5.4.Работа с родителями.
Важным условием для развития изобразительных навыков и художественного развития является сотрудничество семьи и детского сада. Для родителей я предлагаю консультации, например: « Взял в руки карандашик…» , «Как я живу в стране акварели…» они помогают родителям понять важность этого вида деятельности.
Чтобы родители проследили рост творческих способностей своих детей, я знакомлю их с задачами, наглядно – оформляю наглядно- демонстрационный материал. Детские работы я стараюсь оформить творчески с использованием композиций, например « Элементы железной дороги, нарисованные детьми, и паровоз , который нарисовала сама» и т. д. Каждая выставка сопровождается рекомендациями, пояснениями.
На родительских собраниях происходит обмен опытом воспитания изобразительных навыков в семье.
6. Представление результатов.
Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. В своей работе я использовала пособие оценки достижения детей под редакцией Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ. Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.