Консультация для педагогов "Проектная деятельность в детском саду"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с комбинированного вида №3
Консультация для педагогов
«Проектная деятельность в детском саду»
Старший воспитатель
Петрунина О.Н.
Консультация для педагогов
«Проектная деятельность в детском саду»
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Существует довольно много различных трактовок понятия «проект». Во многих из них можно выделить инвариантную часть, относящуюся к инновационному педагогическому проекту.
Инновационный педагогический проект предполагает ограниченную во времени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в практике образования (отдельной педагогической системы или ее элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами, ресурсами и специфической организацией.
Результатом проектной деятельности является разрешение противоречия, проблемы или затруднения в практике образования, оформленное в виде продуктов деятельности.
В частности, в качестве цели может выступать развитие определенных позитивных свойств личности ребенка или группы детей.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
- Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
- Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
- Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
- Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
- Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
- Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности).
Как оформить проект?
Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап. Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); проведение занятий; проведение мероприятия; прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми на … тематику; создание и презентация.
Заключительный этап. Анализ результатов проекта.
Тема проекта. Название проекта, отражающее лаконичную формулировку способа разрешения проблемы (или проблемной ситуации, противоречия или затруднения) в практике образования.
Вспомогательные вопросы, ориентированные на то, чтобы помочь раскрыть содержание темы проекта: Как называется проект? Чему посвящен проект? В чем суть преобразований в практике? Что предполагаете разработать? Какой прогрессивный опыт будете создавать?
- титульный лист.
Титульный лист является первой страницей проекта и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного учреждения. В среднем дается название проекта (без слова «тема» и кавычек). Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким. Далее указываются фамилия, инициалы, должность руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы.
- оглавление.
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
- пояснительная записка.
Структура пояснительной записки к инновационному педагогическому проекту имеет несколько пунктов.
При проработке каждого пункта пояснительной записки настоящей памятки на рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору-разработчику раскрыть и обосновать особенность своего проекта.
Проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, проблему, противоречие или затруднение в практике образования (в данном случае мы целенаправленно не разводим эти понятия). Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в проекте.
Педагогические проекты не есть самоценность. Для того чтобы инновационный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, ученики, родители, педагогическая общественность, а это значит, важно суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образовательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, показать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.
В этой части обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основание проблемы, указывается интеграция образовательных областей, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна.
Актуальность проекта. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости работы и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике. Здесь педагогу желательно ответить на вопрос, что не устраивает его в образовательном пространстве в целом, в учебно-воспитательном процессе в ДОО, какие особенности в состоянии детей его волнуют больше всего.
Педагогу важно определить, почему он решил создать свой педагогический проект, на разрешение какого конкретного противоречия, проблемы или затруднения в практике направлен проект.
Какие и чьи потребности будут удовлетворяться этим проектом? Кто потенциальные потребители проекта (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?
Идея проекта: с разных сторон даем характеристику авторской позиции. В ней объединены ответы на вопросы: какая идея положена в основу педагогического проекта? Как будет реализовываться идея? В чем состоят авторская точка зрения, авторский подход или замысел? За счет чего разработчик проекта хочет добиться успеха?
Чем более конкретно педагог ответил на вопрос, что не устраивает его в пространстве образовательного учреждения, тем плодотворнее будет второй этап, связанный с поиском ведущей идеи, авторского подхода, формулированием авторской точки зрения. Ключевой вопрос этого этапа: что предлагает педагог как автор проекта для решения выделенной им проблемы?
Педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании этого могут помочь сформулированные в паспорте цель и задачи проекта.
Педагогическая задача может быть представлена как задание, формулируемое педагогом и направленное на развитие определенных позитивных свойств личности ребенка или группы детей. Задачи подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические.
Собственно педагогические задачи (СПЗ) связаны непосредственно с изменением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, например, расширении представлений о чем-либо, приобретении положительного опыта проектной деятельности, влияющей на развитие определенных компетенций личности ребенка.
Функционально-педагогические задачи (СПЗ) связаны с выбором или разработкой форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач (СПЗ). Например, средством для развития мелкой моторики рук являются «пальчиковые» игры. Сказкотерапия, как форма организации деятельности детей может повлиять на уменьшение агрессивности отдельных детей.
Важно ответить и на вопрос: в чем состоит прогнозируемый результат от внедрения его проекта? Какую образовательную цель педагог-проектировщик намерен получить в процессе выполнения проекта? Какие изменения в детях могут произойти в результате проектной деятельности, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эффективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «приращении» личностных качеств воспитанников?
При описании прогнозируемого образовательного результата желательно выделить разные стороны развития личности ребенка: его эмоциональной сферы, когнитивной деятельности, определить своеобразные «ступеньки» личностного роста.
Определив «ступеньки роста» воспитанников, можно переходить к следующему -показать то, как будет проходить деятельность ребенка, в какой последовательности, за счет чего будет осуществляться его мотивация? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации деятельности учащихся помогут педагогу достичь поставленной цели? Какие идеи есть у педагога?
Новизна инновационного проекта. Главное в данном случае - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, особенность проектной разработки автора.
Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?
Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разработками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно выделить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.
По сути, педагогу желательно описать свой вклад в решение определенной им на первом этапе проблемной ситуации, проблемы, противоречия или затруднения.
Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельности с программой развития образовательного учреждения или образовательной программой, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития ОУ.
Адресация проекта: Выявление круга возможных потребителей данного проекта. Например, проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, т.е. кому предназначен проект?
Участники проекта: Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность: А) Кто осуществляет деятельность на этапе разработки, запуска, выполнения проекта с указанием выполняемых функций, раскрывающих организацию деятельности? Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО, специалисты учреждений дополнительного образования, представители социума. Пассивные участники - дети, родители. Б) На кого рассчитан проект?
Кому предназначен проект?
Цель проекта: Мысль о будущем результате, к чему мы должны прийти с детьми в итоге работы над проектом, т. е. ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в участниках проекта, появившихся благодаря реализации проекта. Например, формирование у детей эстетического отношения к природе, произведениям изобразительного искусства, расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства …, формированию …, воспитывать …., расширить знания о …; научить … Т. е. что должно быть изменено, чтобы устранить существующую проблему (противоречие или затруднение в практике образования)?
Задачи проекта: От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Задачи – это объединяющая совокупность мероприятий, направленных на устранение причины существования проблемы. Т. е. какие шаги необходимо сделать, чтобы получить ожидаемый результат, достичь цели, решить проблему? Как можно устранить причины существования проблемы?
(Количество задач определяется количеством причин, на которые может повлиять разработчик проекта). Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить..., выявить…, создать… и т.п.). Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по …; провести цикл занятий и мероприятий по теме; организовать выставку детских рисунков; ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с …; подготовить совместными усилиями детей и родителей …; систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …: провести заключительное мероприятие ….
Сроки: указать сколько недель (месяцев).
- Описание проекта
Тип проекта:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Условия реализации проекта. Как известно, обязательным условием при формировании учебного плана является соблюдение допустимой нагрузки. Для этого в учебном плане и пояснительной записке указывается количество занятий в инвариантной и вариативной части, время, отведенное для перерыва между занятиями.
На данном этапе важно раскрыть границы применения проекта. Педагог-автор отвечает на типовые вопросы: какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата? Какие требуются ресурсы? Требуется ли дополнительная материально-техническая база и, если да, то какая именно? Какая помощь необходима со стороны администрации ОУ, представителей науки, родителей, чтобы эффективно работать в рамках данного проекта? Требует ли работа по созданию научно-методических материалов, сопровождающих проектную деятельность, и каких именно?
Требуется ли особая дополнительная подготовка родителей, педагогов для работы в рамках данного проекта?
Существуют ли риски, возможные потери при осуществлении проектной деятельности и каковы могут быть способы компенсации при их устранении? Какие могут существовать препятствия в достижении цели (те события или явления, которые не зависят от педагога, и могут помешать достижению цели)? Как можно устранить эти препятствия?
Какими ресурсами и возможностями располагает проектировщик? Какие идеи и предложения в конкретных условиях ОУ могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы нужны для проекта? Каковы требования к научным исследованиям и разработкам для успешной реализации проекта?
Какой уровень кооперации предполагается в ходе работы над проектом? Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими проектных предложений?
Каковы основные расходы в связи с реализацией настоящего проекта?
Если продукт проектной деятельности будет представляться на рынке, то, как это будет осуществлять PR, рекламу и другую необходимую деятельность? Планируется ли организовать сбыт, продажу и как?
Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.
Участники проекта:
Предполагаемый продукт проекта: Что будет создано педагогами, учениками, родителями, другими участниками проектной деятельности при решении задач проекта? Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки, авторские пособия и др.
Продукты деятельности учащихся: созданные задачники, презентации, словари, видеоролики, сценарии, программы, мероприятия, рисунки, поделки, коллекции, тексты сочиненных сказок, рабочие тетради и пр. продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с …; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
План работы.
Дата | Содержание работы | Участники | Продукт деятельности | Ответственные |
- заключение.
Нижеприведенные вопросы обычно предназначаются для личностного развития педагога и поэтому они не входят как обязательные в описание проекта. Обращены они к внутреннему «Я» педагога и помогают ему раскрыть полученные им и учениками субъектные приращения в развитии.
Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над проектом Вы бы начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые бы Вы хотели исправить?
Приобрели бы Вы сами полученное в ходе проектной деятельности и предлагаемое на образовательный рынок изделие? Воспользовались бы своим предложением?
Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?
- список литературы и интернет сайтов.
После заключения принято помещать список использованной литературы и Интернет сайтов.
- приложения.
Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми (методические рекомендации, конспекты, беседы, консультации, подборки стихов и др.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения могут быть разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шрифтом в круглые скобки.
Все страницы проекта должны быть пронумерованы.
Список литературы:
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект», - Томск, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду
консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД по рис...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников....
Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.
Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...