Организация работы по эмоциональному воспитанию детей в подготовительной группе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В последние годы становится все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям в отношениях с окружающими. Поэтому в подготовительной группе я стала больше внимания уделять эмоциональному развитию детей, обогащая их эмоциональный опыт, стремилась смягчить и устранить отмеченные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы
по эмоциональному воспитанию детей
в подготовительной группе.
воспитатель:
Сорокина Татьяна
Владимировна.
В последние годы становится все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям в отношениях с окружающими. Поэтому в подготовительной группе я стала больше внимания уделять эмоциональному развитию детей, обогащая их эмоциональный опыт, стремилась смягчить и устранить отмеченные проблемы.
В своей работе я использовала произведения детских писателей и поэтов, эмоционально-экспрессивные игры, беседы, упражнения, занятия. Учитывала интересы детей, их эмоциональное состояние. Побуждала детей к передаче настроений через мимику, жестикуляцию, стимулировала проявление индивидуального стиля игрового поведения.
Для реализации этих задач я спланировала серии эмоционально-экспрессивных игр.
1. Игры на развитие мимики и развития способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
«Какой овощ (фрукт) едят дети?»,
«Облака», «Гномик», «Кубик» см. приложение №1,
«Мимический диктант».
2. Игры на развитие сообразительности, внимания, чувства юмора, групповой сплоченности, снятия напряжения.
«Наседка и цыплята», «доктор Айболит», «Хоровод сказочных
героев» см. приложение №2, «Цирк», «Снежинки», «Зеркало»,
«Обувь», «Волшебный карман».
3. Игры на развитие воображения, наблюдательности, выразительности движения и речи.
«Я и животное», «Джунгли», «Хоровод», «Маски», «Дожди», «На
рыбалке», «Повтори фразу» см. приложение №3.
Для развития эмоциональной сферы у детей вместе с играми организовала познавательные занятия, на которых использовала разнообразные методические приемы, знакомила детей с эмоциями.
На первом этапе занятий я поставила целью познакомить детей с эмоциями (радостью, горем, гневом, страхом, удивлением). Учила различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства, а также слушать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию.
Темы занятий: «Радость», «Горе», «Гнев», «Страх», «Удивление» см. приложение № 4.
Для занятий использовалось прослушивание музыкальных и художественных произведений, беседа о них, рисование на темы: «Радость», «Что такое страх», «Гнев», драматизации ситуаций «Разбилась ваза», отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Рассказы детей о различных ситуациях в их жизни, обсуждение с детьми поговорок «У страха глаза велики», «Слезами горю не поможешь», «Сердце веселится - и лицо цветет».
Упражнение «Зеркало»- предлагается одно эмоциональное состояние, а дети показывают любое другое.
На втором этапе занятий продолжали знакомиться с эмоциями, закрепляла полученные знания и умения; расширяла представления об эмоциях, предлагала их для сравнения, продолжала развивать эмпатию, воображение. См. приложение № 5.
Темы занятий: «Радость и горе», «Радость и гнев», «Удивление и гнев», «Удивление, радость и горе», «Горе, страх и радость», «Страх, радость и удивление», «Азбука настроений».
На этих занятиях использовались литературные загадки, чтение отрывков из стихотворений, беседы по русским народным сказкам, просмотр фильмов, игра «Медведи и пчелы» (Дети делятся на две группы. Одна группа - медведи, другая – пчелы. Медведи (радостные) воруют мед, пчелы (злятся) их догоняют), рисование «Какие бывают облака», «Нарисуй эмоции».
На третьем этапе закрепляли знания об эмоциях, углубляли способность чувствовать настроение в музыке, развивать эмпатию.
Развлечение «Путешествие в страну знакомых героев». Дети рассматривают иллюстрации из книг «Гадкий утенок», «Буратино», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «По щучьему велению». Чтение отрывков из этих произведений, рассуждение на тему «Почему так названы герои?». Показать их настроения, их характерные движения в игре «Хоровод сказочных героев».
В результате проведенной работы дети стали добрее, отзывчивее, уступают друг другу игрушки, с удовольствием играют вместе в игры. Всегда готовы помочь воспитателю и своим родителям. Успокаивают детей, если их кто-то обидел, помогают детям младших групп. Дети приходят в детский сад с хорошим настроением, всегда готовы к новым играм и занятиям.
Приложение № 1
Кубик.
Описание игры.
1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.
Приложение № 2
Доктор Айболит.
Описание игры.
Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.
Зеркало.
Описание игры.
1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
2-й вариант. «Кривые зеркала»
Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.
3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональное состояния, предварительно разбившись на пары.
Приложение №3
Я и животные.
Описание игры.
Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могу быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.
Маски.
Описание игры.
На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевает маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.
Приложение № 4
Занятие. Горе.
1.Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».
Вопросы к детям:
- Каков характер этих пьес ?
-Похожи ли они между собой ?
Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.
2. Беседа по сказкам : «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».
Предлагается вспомнить:
- Когда герои этих сказок переживали горе ?
- Как они справлялись с горем ?
3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чукотского «Федорино горе».
Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.
4. Драматизация ситуации «Пропала собака».
Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.
После драматизации спросить у ребенка, исполняющего роль хозяина:
- Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали ?
- Кто лучше всех тебя успокоил ?
Приложение № 5
Занятие. Радость и гнев.
1.Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки).
Вопросы:
- Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль» ?
- Чем вызвано чувство радости ?
- Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь» ?
- Что их обрадовало ?
- Как выражали герои обеих сказок гнев и радость ?
2. Рассматривание картины «Медвежья семья».
Вопросы к детям :
- Что изображено на картине ?
- Как вы думаете , какое настроение у медведей ?
- Чему они рады ?
- А какое чувство испытывают пчелы ?
- Почему ?
Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.
3. Игра «Медведи и пчелы».
Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.
Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.
Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"
Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности....
«Патриотическое воспитание детей в подготовительной группе. Опыт работы»
Патриотические чувства к Родине, начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.. Чтобы расширить знания детей о своей семье, я проводила с детьми б...
Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "
Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....
Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Подснежник» с учетом ФГОС ДО на 2020 – 2021 учебный год
Задачи нравственно-патриотического воспитания:*Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине.*Формировать элементарные знания о правах человека, воспиты...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках...
«Организация воспитательно -образовательной работы по трудовому воспитанию детей в подготовительной группе».
Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к...