Из опыта работы "Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка"
консультация на тему
Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка.
Воспитатель:
Мордавченко Татьяна Станиславовна
Предметно – пространственная среда - это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребёнка, а также создание интерьера в помещении группы. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.
Элементы декора в группе, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребёнка.
Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание её развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждой группе педагоги стараются продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.
Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребёнка в активной и разносторонней деятельности. Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. Важно, что занимаясь, дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В группе можно планировать:
- «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,
- «Стена творчества», позволяющая ребёнку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы.
- «Дом – подиум» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно – ролевой игры, «уголок уединения»;
- Мультимедийное оборудование дает дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказов ( Экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.)
- «Кукольный дом», который можно разместить на полках ( на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми с воспитателями – чем не «дом Барби»?)
- «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк «Шапито», сказочный замок и т.д.
- «Лаборатория» - новый элемент, развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.
- Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней.
Из выше сказанного можно сделать вывод: важно: чтобы предметно – пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребёнка в группе. Предметно – пространственная развивающая среда в группе разделяется на определённые зоны или центры, можно выделить следующие центры:
- Учебный центр
- Центр материалов
- Центр ролевой игры
- Центр искусства
- Центр природы и экспериментальной деятельности
- Центр математического развития
- Уголок уединения
- Географический центр
- Центр книги
- Музыкальный центр
Создавая предметно - пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Таким образом, создавая предметно - развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Сообщение из опыта работы "Организация пространственно-развивающей среды в группах ДОУ"
Сообщение из опыта работы...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.В статье представлен материал по предметно – ...
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ,как фактора социализации ребенка
Оганицация предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ в целом для успешной социализации детей....
Дизайн-проект предметно-пространственная развивающая среда в группе «Уютная группа – счастливое детство» с родителями в ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...