Из опыта работы: "Актуальность создания благоприятной развивающей среды ДОУ"
консультация на тему

Одним из важнейших условий эффективной воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является  правильная  организация  развивающей предметно – пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность  создания  благоприятной развивающей среды ДОУ

Воспитатель:

Мордавченко Татьяна Станиславовна

Одним из важнейших условий  эффективной воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является  правильная  организация  развивающей предметно -пространственной среды .  особенно актуально этот вопрос  стоит в настоящее время. Это связано с введением Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), который предъявляет определённые требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том  числе требования к  организации и обновлению предметно – развивающей среды ДОУ.

Согласно  Стандарта развивающая  предметно – пространственная среда должна:

- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалом, оборудования для  развития детей в соответствии с особенностями каждого  возрастного этапа, охраны и укрепления их  здоровья;

- обеспечить возможность общения  и совместной  деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;

- обеспечивать реализацию различных образовательных программ,  учет  национально – культурных и климатических условий,  учет  возрастных особенностей детей;

 - быть насыщенной ( разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со  спецификой программы), трансформируемой ( возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от  образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей),  полифункциональной  ( возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной ( наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасность.

  Понятие «развивающая предметно – пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные  условия для реализации воспитательно – образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника,  стимулирует их развитие.

 Дошкольный период развития – возраст,  усвоения социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики ребёнка. В результате социализации у ребёнка формируется картина мира. Развивающая среда призвана помочь ребёнку определить своё место в обществе, в котором он растет.

 Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть  направлены на  формирование у ребенка следующих характеристик:

- уважение себя и других;

- уверенность в себе, отсутствие  страха совершить ошибку;

- естественность поведения и искренность;

- готовность принимать на себя ответственность за свои действия;

- самостоятельность намерений и решений;

- эмпатийная позиция;

- ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

  Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах  деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и  образования детей:

- социально – коммуникативное;

- познавательное;

- речевое;

- художественно – эстетическое;

- физическое.

   Виды деятельности дошкольников пределах каждой образовательной области могут  реализовываться на основе потенциала развивающей предметно – пространственной среды ДОУ  с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без  которых невозможно осуществление видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно – образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.

Таким образом, правильно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ предоставляет каждому ребёнку всесторонне развиваться.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"...

Сообщение из опыта работы "Предметно-развивающая среда в контексте ФГТ"

Английский психолог  Д. Шаттлеворт установил, что на развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Обмен опытом "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе".

В сообщении я делюсь опытом работы по организации речевой развивающей среды в старшей группе детского сада....