Из опыта работы: "Актуальность создания благоприятной развивающей среды ДОУ"
консультация на тему
Одним из важнейших условий эффективной воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно – пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_sozdaniya_blagopriyatnoy_razvivayushchey_sredy_dou.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность создания благоприятной развивающей среды ДОУ
Воспитатель:
Мордавченко Татьяна Станиславовна
Одним из важнейших условий эффективной воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно -пространственной среды . особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), который предъявляет определённые требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно – развивающей среды ДОУ.
Согласно Стандарта развивающая предметно – пространственная среда должна:
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалом, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;
- обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;
- обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально – культурных и климатических условий, учет возрастных особенностей детей;
- быть насыщенной ( разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой программы), трансформируемой ( возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей), полифункциональной ( возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной ( наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасность.
Понятие «развивающая предметно – пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно – образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
Дошкольный период развития – возраст, усвоения социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики ребёнка. В результате социализации у ребёнка формируется картина мира. Развивающая среда призвана помочь ребёнку определить своё место в обществе, в котором он растет.
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
- уважение себя и других;
- уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
- естественность поведения и искренность;
- готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
- самостоятельность намерений и решений;
- эмпатийная позиция;
- ориентация на индивидуальные и социальные интересы.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и образования детей:
- социально – коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно – эстетическое;
- физическое.
Виды деятельности дошкольников пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно – пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно – образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.
Таким образом, правильно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ предоставляет каждому ребёнку всесторонне развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы
Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...
Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"
Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"...
Сообщение из опыта работы "Предметно-развивающая среда в контексте ФГТ"
Английский психолог Д. Шаттлеворт установил, что на развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок...
«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Обмен опытом "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе".
В сообщении я делюсь опытом работы по организации речевой развивающей среды в старшей группе детского сада....