Обобщение опыта по теме"Развитие художественно-творческого потенциала ребенка"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Система работы по развитию художественно-творческого потенциала ребенка (одаренные дети) старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
« Развитие художественно - творческого потенциала ребенка»
Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому родителям и педагогам очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.
Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент.
У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е.А. Флерина назвала его ''зернышком'', а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту (рисунку). Тем самым осуществляется неоправданное сужение проблемы творческости, т. е. творческие способности уравниваются с художественными способностями. Что, в свою очередь, приводит к тому, что к изобразительной деятельности относятся, как к узкоспецифической деятельности уже в детском саду.
Я считаю, что главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности.
С учетом этого, ознакомление с изобразительным искусством провожу с опорой на игровую деятельность ребенка, как превалирующую в дошкольном детстве. Учитывая то, что каждый ребенок уникален, неповторим: он уникален и в своем отношении к тому, что его окружает. Это отношение дается ребенку в эмоциональном переживании. Поэтому ознакомление с искусством осуществляю, прежде всего, через его эмоциональную сферу. Интересуясь, не только тем, что ребенок знает или чего он не знает, а и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая детей, способствую расширению их знаний, их творческому развитию.
Для полноценного эстетического развития художественно-творческих способностей детей создаю необходимые определенные условия.
- Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество – стиль жизни)
- Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, будет материалом, необходимым для работы воображения.
- Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
- Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
- Другим условием детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее).
- Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
- Еще одно условие развития творческих возможностей детей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.
Для создания ''атмосферы творчества'', учитывая вышеперечисленные условия, мной, совместно с сотрудниками детского сада, организована соответствующая развивающая среда, которая дает возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, возможности.
Для развития художественно-эстетического восприятия детей за основу я взяла программу эстетического воспитания детей «Красота. Радость, Творчество». Данная программа предполагает такую технологию обучения, которая строится на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и культурологического.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения искусства слова, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учат понимать прекрасное в жизни, различать добро и зло.
Культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных народов России и мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений художественной литературы.
Приоритетным направлением в реализации программы является обогащение и развитие эмоционально - чувственного и эстетического восприятия литературы, формирование образного мышления.
Программа ''Красота.Радость.Творчество» ориентирована на работу с детьми, имеющими опережающее развитие в художественной деятельности. Она направлена на реализацию следующих задач:
- Формирование художественно - творческих способностей детей.
- На основе произведений изобразительного искусства формировать основы эстетического восприятия, эстетических представлений.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к деятельности, окружающему.
Учитывая особенности работы с одаренными детьми, на каждом занятии решаются следующие задачи:
- Формирование знаний в области изобразительного искусства.
- Формирование технических умений и навыков.
- Формирование творческой активности детей.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Формирование знаний в области изобразительного искусства предусматривает знакомство с жанрами, видами, особенностями изобразительного искусства его средствами выразительности, образами музыки, литературы, кино и театра в искусстве и детском творчестве.
Формирование умений и навыков деятельности помогает детям в реализации творческого процесса. Дети осваивают:
- новые способы работы с разными изобразительными материалами;
- новые способы изображения предметов и образов окружающего мира;
- используют нетрадиционные способы, техники рисования;
- происходит накопление умений в художественно-образном изображении.
Решая задачу формирования творческой активности, способствую самореализации личности ребенка, развитию воображения. Эта задача предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности детей в выборе сюжета, поощрения поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач, использования адекватных образу средств выразительности, умение отстаивать свою точку зрения.
Освоение задачи формирования эмоционально-ценностного отношения к миру предусматривает развитие у каждого ребенка одной из сторон эстетического развития личности – умения видеть красоту в окружающей жизни, искусстве откликаться на эту красоту и преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Систему работы по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка строю на взаимосвязи игровой, музыкальной и изобразительной деятельности старших дошкольников при восприятии художественных текстов состоящей из нескольких этапов:
1-й этап: «Развитие образа»
На этом этапе знакомлю детей непосредственно с текстом произведения.
Цель этого этапа является развитие воображения через описание образа, при восприятии художественного текста, прослушивании в аудиозаписи, просмотров театральных постановок с музыкальным сопровождением.
2-й этап: «Развитие восприятия»
На этом этапе знакомлю детей с иллюстрациями, репродукциями разных художников-иллюстраторов: Ю.Васнецова, Е.Рачева, В Лебедева, А Пахомова, Е. Чарушина, которые имеют свою творческую манеру. Так, при знакомстве с иллюстрациями Юрия Алексеевича Васнецова обращала внимание детей на то, как он создает сказочные образы, сочетая реальность и фантастику, как необычно художник изображает цветок и подчеркивает тем самым настроение главного героя, его характер. Рассматривали в сравнении иллюстрации художников Ю.Васнецова и В.Лебедева к одному произведению. Стараюсь показать детям, какие средства использовал художник, чтобы изобразить зайца печальным, а лису злой, как он передал испуг петуха, попавшего в лапы лисе, и как совершенно по-другому изображает животных Е.Чарушин. Если Ю.Васнецов и Е.Рачев изображали сказочных героев, то Е.Чарушин рассказывал о реальных детенышах лесных зверей: большеголовых, неуклюжих, пушистых.
Цель данного этапа ознакомление детей с передачей образов одного и того же героя или сюжета сказки, произведения разными художниками.
3-й этап: «Творческое экспериментирование»
На этом этапе в совместной деятельности с детьми обыгрываем, драматизируем понравившиеся сюжеты сказок, произведений. Использую дидактические игры, выполняют творческие задания: детям необходимо представить свое настроение и изобразить его при встрече с любым персонажем (на выбор детей), изображают движения зверей, героев сказок под музыкальное сопровождение; придумать варианты истории, которые могли бы произойти с персонажами, т.е. сами сочиняют сюжет сказки.
Целью этого этапа является развитие творческой способности, импровизации при создании образа персонажа или сюжета сказки, произведения, оценки его согласно имеющемуся представлению средствами выразительности в разных видах игровой деятельности.
1-й, 2-й и 3-й этапы проводятся в группе во вторую половину дня. Это способствует целостному видению и восприятию личности ребенка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности и обеспечивает его полноценное творческое развитие.
4-й этап: «Час искусств»
На этом этапе дети используют накопленный опыт, полученный при зрительном, слуховом восприятии и непосредственной деятельности. Они самостоятельно без шаблонов отображают понравившегося персонажа или сюжет сказки, произведения.
Дети самостоятельно подбирают материал для оформления своих работ: крашеный рис, гречку, пшено, бисер, цветные шерстяные нитки, разноцветные лоскутки, различный природный материал. Совместно с детьми оформляем подготавливаем фон для рисунков, используя разнообразные способы, включая и нетрадиционное рисование по контурам и полуконтурам , пунктирам, извилистым линиям, а также рисование на основе различных геометрических форм и фигур. Выразительный рисунок получается не только тогда, когда изображение полностью закрашивается красками или карандашами. Контур можно заполнить в условной манере штрихами и линиями разного цвета.
При работе с акварелью привлекательный зрительно фон получится, если сначала вверху листа провести (желательно большой кистью, насыщенной краской) линию, затем слегка размять ее параллельными движениями, опять таки, кистью напитанной водой, кисть промывается, и набирается краска другого цвета. Рядом с невысохшей линией проводится новая линия и снова слегка размывается. Так можно влить несколько цветов.
Весьма эффективен способ набрызга. Для этого акварель разводится до нужного оттенка, если необходимо – разных цветов, и небольшой кисточкой или щеточкой(проводя по ворсу пальцем) краска разбрызгивается по листу. Подготовленный таким образом фон смотрится выразительно при создании сюжетов сказочных, фантастических.
Дети без труда овладевают техникой рисования по сырому. На немного растекшейся акварели получаются удивительно пушистые животные, туманное утро, дождливое утро и т.п.
Изобразительный эффект дает соединение разных материалов и техник. Чем более разнообразны приемы работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество.
Уважая каждое проявление индивидуальности, строю свою работу так, чтобы каждый ребенок научился понимать и воспринимать эмоции переданные художником в произведении, эмоции других людей. В этой сложной работе помогает новая форма работы ''Час искусств''. Эта форма работы включает в себя синтез различных видов искусств: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре.
В основе каждого ''Часа искусств'' лежит эстетическая игра, которая строится по законам искусства. Участвуя в такой игре, ребенок осваивает художественную деятельность, содержание произведений искусства. Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле», которым может быть, сказка, произведение музыкальное или живописное. ''Отправляясь'' в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое нереальное путешествие дает возможность ребенку самому при минимальной подсказке взрослого раскрыть образное содержание картины.
Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок принимает на себя различные роли, они дают возможность легкого вхождения в художественное пространство. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т.д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед ребенком ставятся творческие задачи: ''Нарисуй, как линии танцуют (дрожат). Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки)'' Решение этих задач происходит в изобразительной деятельности, в которой ребенок отражает свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации.
Использование эстетической игры в рамках ''Часа искусств'' помогают детям понять содержание произведения, соотнести собственные переживания, эмоции с чувственным содержанием музыки, живописи, графики, литературы. Ребенок учится анализировать все, что происходит с ним и вокруг него, учится осмысливать свои чувства.
Таким образом, представленная мною технология направлена на развитие творческого потенциала ребенка, через создание им изображения на основе оперирования своими представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
Вышеизложенные рассуждения о своеобразии, условиях развития детского творчества имеют смысл, если помнить при этом замечания ученого Б.М.Теплова: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...
Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".
Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...
Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".
Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....
Обобщение опыта по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...
Обобщение опыта по теме: "Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю".
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляко...
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».
Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интере...