Проект "Игрушка маминого детства"
проект (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребенка (его органов чувств, двигательных навыков, пространственного мышления, воображения, способности конструировать, формирование личного отношения к окружающей действительности и др.) Часто воспитанники приносят любимые игрушки из дома, периодически возникают ситуации, когда дети ломают, разбрасывают их; на прогулке перекидывают через забор, под веранду, или просто забывают после игры, не видя в этом ничего плохого. То есть у современных детей преобладает небрежное отношение к игрушкам. Участие воспитанников в проекте позволит сформировать осознанное, бережное отношение к игрушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka.docx | 71.24 КБ |
munitsipalnoe_uchrezhdenie.docx | 336.5 КБ |
igrushka.docx | 505.68 КБ |
igrushka_2.docx | 191.18 КБ |
igrushka.docx | 677.3 КБ |
igrushka.docx | 1.19 МБ |
igrushka.docx | 717.44 КБ |
igrushka.docx | 279.63 КБ |
igrushka.docx | 609.52 КБ |
igrushka.docx | 92.57 КБ |
igrushka.docx | 565.93 КБ |
igrushka.docx | 199.16 КБ |
igrushka.docx | 387.43 КБ |
igrushka.docx | 279.85 КБ |
igrushka.docx | 35.67 КБ |
igrushka.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Проект
«Игрушки маминого детства»
Разработчики проекта:
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Паспорт проекта:
Вид проекта | Творческий, групповой. | |
Время реализации проекта: | 11.04.16-15.04.16 | |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители. | |
Возраст участников проекта: | Дети старшей группы – 5-6 лет. | |
Актуальность темы: | В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребенка (его органов чувств, двигательных навыков, пространственного мышления, воображения, способности конструировать, формирование личного отношения к окружающей действительности и др.) Часто воспитанники приносят любимые игрушки из дома, периодически возникают ситуации, когда дети ломают, разбрасывают их; на прогулке перекидывают через забор, под веранду, или просто забывают после игры, не видя в этом ничего плохого. То есть у современных детей преобладает небрежное отношение к игрушкам. Участие воспитанников в проекте позволит сформировать осознанное, бережное отношение к игрушкам. | |
Цель проекта: | Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к игрушке в процессе ознакомления с игрушкой детства родителей и детства современных детей. Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и семьи. | |
Задачи проекта: | 1.Познакомить с детской народной игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд народной культуры взрослых. 2.Развивать интерес к старинной народной игрушке. 3.Воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа. | |
Гипотеза образовательного проекта: | Я предположила, что большинству людей понравятся игрушки с использованием бросового материала. Будет здорово, если они захотят сами изготовить подобные, что заставит их применять подходящие для творчества отходы, а не выкидывать всё на свалку! | |
Принципы реализации проекта: | 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Совместная работа с родителями. | |
Этапы проекта: | I этап -Информационно-аналитическое обеспечение проекта. Задача: Сбор и анализ информации. II этап – Методическое обеспечение проекта. Задача: Оптимизация проектирования воспитательно- образовательного процесса. III этап – Работа с детьми. Задачи: 1.Формировать у детей простейшие представления об игрушках прошлых годов. 2.Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на расширение познаний об игрушках. 3.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, Творческая активность; снижение напряженности, скованности.
VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: Демонстрация опыта работы. | |
Предполагаемый результат: | Для педагога: 1.Освоение информационно-исследовательского метода. 2. Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост. 3. Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности. Для детей: 1.Самоутверждение личности ребенка: снятие скованности и зажима у детей. 2. Развитие у ребенка фантазии, скованности, эмоциональности. Активизация словарного запаса у детей. 3. Получение удовольствия от выполненной коллективной работы. | |
Продукт проектной деятельности: | - Оснащение атрибутами группы. - Оформление пособия «Игрушки маминого детства». - Презентация проекта. |
Перспективный план проекта «Игрушки маминого детства»
ПОНЕДЕЛЬНИК | |
1.Беседа на тему «Наши игрушки» | Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. |
2.Просмотр мультфильма «Старая игрушка» | Цель: Расширять кругозор детей. |
3. Консультации для родителей «Игрушки – неотъемлемая часть жизни ребенка» | Цель: Предложить родителям материал для правильного выбора игрушки для ребенка. |
ВТОРНИК | |
1. Дидактическая игра «Опиши игрушку» | Цель: продолжение обучения составления описательных рассказов. |
2.Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки» | Цель: Учить слушать внимательно стихотворений об игрушках в исполнении детей. |
3. Конспект художественного творчества «Игрушка моей семьи» | Цель: Формировать умение передавать выразительные особенности игрушек. |
СРЕДА | |
1.Конспект по трудовому воспитанию «Игрушки любят чистоту» | Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. |
2. Физминутка «Заводные игрушки» | Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме «Игрушки». |
3. Консультация для родителей «Современные игрушки» | Цель: ознакомление с достоинствами и недостатками современных игрушек, повышение педагогической культуры родителей |
ЧЕТВЕРГ | |
1.Дидактическая игра «Магазин игрушек» | Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). |
2. Аппликация «Вырежи и наклей силуэты народных игрушек» | Цель: Учить готовить фигурку к нанесению на нее узора, наносить белила ровным слоем. Продолжать заинтересовывать детей дымковской игрушкой, вырисовывать узоры по мотивам. |
3. Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки» | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук |
ПЯТНИЦА | |
1.Лепка «Моя любимая игрушка» | Цель: учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина |
2. Дидактическая игра «Прятки с игрушкой» | Цель: Развивать у детей устойчивость внимания |
3.Консультации «Игра для ребенка не значит развлекаться» | Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Беседа с детьми старшей группы
на тему
«Наши игрушки»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Тема: | «Наши игрушки». |
Цель: | Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. |
Задачи: | Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. |
Предварительная работа: | Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе; проведение занятий на тему: «Будьте вежливы». |
План занятия: | 1.Сюрпризный момент.(волшебная корзина). а) Вопросы к детям; б) Словесная игра «Скажи ласково». 2. Появление котёнка, которого обидела девочка Надя. а) «Надин сон». 3.Заключительная часть: вопросы к детям о том, что они узнали на занятии. |
Ход занятия:
Вос-ль: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А что же в ней? Послушайте моё стихотворение:
Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём –
Куклы, мячики и зайки
Их всё больше с каждым днём.
Дети: Игрушки.
Вос-ль: Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель берёт мяч).
Вос-ль: Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем».
Вос-ль: Ребята, давайте поможем игрушкам узнать для чего их купили в магазине.
Вопросы к детям:
1.Что у тебя в руках?
2. Как можно играть с этой игрушкой?
3. Для кого нужны игрушки?
4. Словесная игра «Назови ласково».
Физминутка «Мячик»:
Раз, два, прыгай мячик
Раз, два и мы поскачем
Девочки и мальчики,
Прыгают как мячики.
(Появляется котёнок без хвоста).
Вос-ль: К нам пришёл котёнок в гости. Посмотрите, у него нет хвостика. А что же с тобой случилось, котёнок?
Котенок: Меня купили в магазине для девочки Нади. Надя забыла меня на пороге и хвост мой пушистый в дверях прищемила! Не так уж большая была бы беда, да только торопится Надя всегда. Надо бы, дверь приоткрыв потихоньку, бережно вытащить хвостик котёнка. А Надя рванула меня второпях, и хвост мой пушистый остался в дверях!
Вос-ль: Ах, бедняжка! Я знаю эту девочку Надю.
Что у Нади за ручонки!
Что за руки у девчонки?
Всё чего касаются,
Сразу же ломается!
У Нади много поломанных игрушек, которые она забросила в коробку и они лежат там никому не нужные. И вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:
Надя, Надя виновата!
Зачем хозяйка нам такая?
Хозяйка нам нужна другая!
Мы лучше девочку найдём;
Про Надю песню мы споём,
Чтоб нас она беречь умела
Чтоб нас любила и жалела!
Вос-ль: А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей. А мы поможем Надиному котёнку и пришьём ему хвост после занятия.
Послушайте стихотворение и вы узнаете, что ещё нужно делать с игрушками.
Ваня : Ну теперь за дело дружно-
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать
Завтра будем вновь играть.
Вос-ль: Сегодня на занятии мы с вами узнали правила обращения с игрушками, давайте их повторим.
(Дети с воспитателем повторяют правила игры с игрушками).
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Просмотр мультфильма
«Старая игрушка»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель: Расширять кругозор детей. Учить любить игрушки и бережно с ними обращаться.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Консультация для родителей
«Игра и игрушка в жизни современного ребенка»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка до семи лет игру заменили занятия по школьному типу, он кажется несамостоятельным, неорганизованным, психологически незрелым на пороге школьного обучения.
Что научить дошкольника играть, необходимо помнить! Игра - это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не могла не измениться.
Вопрос. Что нужно современному ребенку, чтобы играть?
Существует мнение: много иметь игрушек - вредно, ребенок их не ценит и с ними не играет.
Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша? Лунтик познает мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчеленком - это его компания. На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка-символ года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки, свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов. А машины: пожарная, грузовая, снегоуборочная выполняют, не только в жизни, но и в игре, разные функции.
Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в его жизнь и что с ними происходит потом.
Пример. Вот львенок. Как он появился у ребенка ?
Сначала у трехлетнего ребенка появилось желание: «Купи львенка». «Хорошо,- сказала мама, - давай копить деньги». Каждый день в сделанный из бумаги кошелечек откладывается по монетке. Мама поддерживает желание ребенка иметь игрушку. В течение пяти дней ребенок о ней мечтает. На шестой день мама говорит, что денег, скорее всего, хватит на покупку, можно идти в магазин. Предлагает сообщить бабушке и папе, какая предстоит покупка, как ее долго ждали, описывает в разговоре с малышом предполагаемый поход в магазин: мы придем в магазин, а там львенок нас ждет, мы его купим, возьмем на ручки, принесем домой, будем заботиться.
Наконец, поход в магазин состоялся. В одном из них львов не оказалось. Идти во второй помешал дождь. Мама предлагает вернуться, ребенок настаивает на продолжении похода, ждет под крышей магазина окончания дождя. В следующем магазине львы обнаружены. Но сколько их!.. Все они перед ребенком. Он выбирает себе друга, берет на ручки, гладит, смотрит в глаза. Его никто не торопит…
Вот игрушка выбрана! Малыш «оплачивает» покупку. Львенку придумывают имя. Дома с ним знакомят родных. Еще и еще раз вспоминают, как его покупали. Взрослый неоднократно обращает внимание на настроение львенка, его состояние – устал, хочет есть, спать, играть, вступает от лица львенка в диалог с малышом…
Такая игрушка станет для ребенка другом на долгие годы детства. С ней он будет знакомить вновь появляющиеся игрушки, поверять свои тайны, делиться огорчениями и радостями.
Вывод. Важно: чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка, чтобы ей было дано имя и определен ее характер в соответствии с образом персонажа (мышка Мышева, хомячок Масик, львенок Лева), чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других игрушек, чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал на сон, брал на прогулку , пусть игрушки, ребенок и родители будут одной дружной семьей.
Так мы не только вводим игрушку в жизнь ребенка, но и учим его играть, фантазируя, создавать воображаемые ситуации, заботиться и сопереживать. Мы сближаемся со своим малышом, начинаем лучше его понимать, а он начинает лучше понимать нас как представителей взрослого мира.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Опиши игрушку»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.
Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект художественного творчества
«Игрушка моей семьи»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Тема: | Рисование «Игрушка моей семьи» |
Цели: | Знакомить детей с названиями игрушек; Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем; Сравнивать игрушки по размеру и материалу, из которого они сделаны; Развивать память, воображение, интонационную выразительность; Определять и называть местоположение предмета; Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений; воспитывать любовь к игрушкам. |
Задачи: | Образовательные: сформировать представление о разных игрушках. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию. Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения. Воспитательные: воспитывать интерес к игрушкам, умение за ними ухаживать и убирать на место после игры. |
Демонстрационный материал: | Картинки с изображением игрушек как одинакового, так и разного размера, а также с недостающими частями. Рисунок, выполненный педагогом. |
Раздаточный материал: | Листы бумаги, карандаши, мольберт. |
Предварительная работа: | Рассматривание игрушек, игры с ними, чтение стихов А. Барто «Игрушки», отгадывание загадок про игрушки, прослушивание песенок про игрушки |
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, посмотрите сколько много игрушек в нашей группе. А дома у вас много игрушек? Какие?
(Ответы детей).
Вос-ль: Выберите, пожалуйста, одну из всех- самую любимую вашу игрушку и положите мне на стол.
Дети: Выбирают свои любимые игрушки.
Вос-ль: Это ваши любимые игрушки в детском саду. А теперь послушайте стихотворения про игрушки:
Мишка
Уронили мишку на пол
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Самолет
Самолет построим сами,
Пронесемся над лесами.
Пронесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Вос-ль: Ребята, а в какие игрушки вы больше всего любите играть дома.
(Ответы детей).
Вос-ль: А теперь, назовите, пожалуйста, игрушки, с которыми мы с вами ходим на прогулку.
( Ответы детей).
Вос-ль: А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждый ребенок получает по 4 карточки с изображением игрушек (по одной на карточке), которые должен расположить на столе, используя слова справа, слева, под, над…
(Дети выполняют задание).
Вос-ль: Ребята, в нашей группе есть разные игрушки: большие и маленькие. Назовите большие игрушки.
(Ответы детей).
Вос-ль: А теперь маленькие.
(Ответы детей).
Вос-ль: Перечислите те игрушки, которых у нас много.
Дети: Куклы, машины, кубики, мячи….
Вос-ль: Посмотрите на картинки с изображением игрушек, у которых недостает каких-то частей (у самолета крыла, у машины колеса и т.д.)
(Дети называют недостающие части у игрушек).
Вос-ль: А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла Мальвина. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее голубого цвета, платье красного цвета. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду.
Вос-ль: А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как вы с ними играете.
(Дети рассказывают о своих игрушках).
Вос-ль: А сейчас я вам загадаю загадки:
Что это значит? Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать,
День, и два, и даже – пять! (Кукла)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего – одна игрушка. (Матрешка)
На боку она лежит,
Не кружится, не жужжит,
Но Андрюшка подойдет,
Чудо с ней произойдет:
На своей короткой ножке
Завертится, запоет. (Юла)
Вос-ль: А теперь, мы узнаем, у кого какая любимая игрушка. Каждый из вас ее сейчас нарисует.
(Дети выполняют задание. Вывешивание рисунков на стенде).
Вос-ль: Давайте подведем итог: посмотрите, какие красивые получились игрушки на ваших рисунках.
Предварительный просмотр:
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект по трудовому воспитанию
для детей старшей группы «Игрушки любят чистоту»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Тема: | «Игрушки любят чистоту» |
Цель: | Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. |
Задачи: |
|
Материалы: |
|
План занятия | Организационный момент Основная часть Заключительная часть |
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Вос-ль: А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»
(В группе сидит Кукла с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Куклы).
Вос-ль: Здравствуй, Кукла Маша?! Маша, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки в мешок положил?
Маша: Нет, я не брала. Здесь у меня игрушки. Я вам принесла их и не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Вос-ль: Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь игрушкам, ведь скучно без них? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать?
(Ответы детей).
Вос-ль: Да, игрушки маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Физминутка
(Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Вос-ль: Что же мы решили с вами сделать?
(Вымыть игрушки).
Кукла Маша: Да, я тоже догадалась, что надо вымыть, даже таз уже приготовила. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Вос-ль: Маша, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
Вос-ль: Иди, Рамиля, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Дарина и Никита, положите на стол мыльницы с мылом. Милана, иди разложи губки. А Валентина Федоровна нам нальет в ведра воды.
Вос-ль: Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
(Ответы детей).
Вос-ль: Идите, готовьте свои места, потом подходите к Маше, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
Самостоятельный процесс труда.
Вос-ль: Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с куклой Машей, пусть он посмотрит на ваше старание!
Минутка шалости (под музыку).
Минутка тишины:
Вос-ль: — Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Вос-ль: Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
(Ответы детей).
Вос-ль: Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к кукле Маше. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно нам будет с ними играть? Амалия, получилась у тебя игрушка чистой? Самира, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Вос-ль: Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Кукла Маша: Спасибо вам!
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Физминутка
«Заводные игрушки»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
- г.
Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме «Игрушки».
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Консультация для родителей
«Современные игрушки»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Она способствует расширению детского кругозора, развитию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности.
Значение игрушки:
- мир игрушек – это предметный мир детства
- средство вхождения ребенка в мир взрослых
-средство воспитательно-образовательной работы и развития ребенка
- психотерапевтический и релаксирующий потенциал
- формирование индивидуальных свойств личности
- предмет искусства
Виды игрушек:
- сюжетно-образные
- дидактические ( включая строительные наборы, музыкальные игрушки)
- спортивные
- игрушки-забавы
Игрушки различаются:
- по соответствию реальным предметам (реалистические, прототипические, полифункциональные)
- по функциональным свойствам
- по величине
- по сырью
- по степени готовности
Всегда ли в современном мире соблюдается истинное назначение игрушки?
Исследованиями в области современной игрушечной индустрии занимается Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ. Специалистами центра разработаны концепция и технология психолого-педагогической экспертизы игрушек и игр для детей.
В современной игрушечной индустрии можно выделить следующие недостатки игрушек:
- максимальная реалистичность (детям совершенно нечего придумывать и изобретать – резиновые пупсы, воспроизводящие настоящих младенцев и так далее)
- дегуманизация (человек трансформируется в нечеловеческое, следовательно, из сознания ребенка вытесняется образ человека – человек-паук, куклы-манекены и так далее)
- роботизация (ребенок подчиняется игрушке)
Руководитель Центра психолого- педагогической экспертизы игр и игрушек Е.О. Смирнова на церемонии премии «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют» 2009 года выразила мысль о том, что: «… К сожалению далеко не все современные игрушки можно назвать средством развития и воспитания. Многие из них не только не способствуют развитию, но даже препятствуют ему. Около 80% современных игрушек по разным причинам не пригодны для развивающей детской игры ни в каком возрасте… Но есть и такие игрушки, посредством которых ребенок творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам...»
Игрушками-победителями данной премии в разных номинациях стали:
«Самая универсальная игрушка» - «Звучащие шарики», компания Вальда, Россия
«Оригинальное решение традиционной игрушки» - «Веселая пирамидка», компания Plantoys, Таиланд
«Самостоятельные открытия» - «Пирамидка «Морская фантазия», компания Мир детства, Россия
«Играем вместе» - Игра «Доктор Еж», компания Haba, Германия
«Фантазия в строительстве» - «Строительный набор», компания Цесаревич, Россия
«Возрождение сказки» - пазл «Репка», компания Сказки дерева, Россия
«Игра в приключения» - «Семейная яхта», компания Playmobil, Германия
«Город на ковре» - «Веселый городок», компания Томь-Сервис, Россия
а также многие другие игры и игрушки. Если посмотреть даже этот неполный перечень номинаций и победителей, бросается в глаза, что первенство в производстве действительно развивающих и полезных игрушек принадлежит России, что свидетельствует об ориентации нашей страны в производстве игрушек не на материальную, а духовную и интеллектуальную сферу развития общества.
Выводы:
Воспитание, обучение, развитие и формирование личности детей дошкольного возраста невозможно без создания взрослыми развивающей среды дома. Игровая деятельность является ведущей в данном возрасте. В ней ребенок воспитывается, обучается, приближается к миру взрослых, который так его манит, но в который пока невозможно попасть. В игре так же формируются произвольность поведения, воля, положительные взаимоотношения, предпосылки учебной деятельности и многое другое. Игра – бесценна в дошкольном детстве.
Для того, что бы ребенок научился играть, а именно, играть «полноценно», необходимо создать ему предметно-игровую среду как часть развивающей. Родителям необходимо правильно подобрать составляющие этой среды. Невозможно сформировать игровую деятельность, используя куклы Барби и Человека- Паука. Ребенка должны окружать «настоящие» игрушки и игры, которые принесут дошколятам пользу, а не «роботизируют» их.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Магазин игрушек»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Аппликация
«Вырежи и наклей силуэты
народных игрушек»
Комарова
Людмила Николаевна
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Пальчиковая гимнастика
«Есть у нас игрушки…»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Лепка
«Моя любимая игрушка»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель: учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.
Задачи:
- закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
- расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», дидактическая игра «Угадай игрушку», загадки об игрушках, рисование игрушек.
Материал и оборудование:
- картон с изображением игрушек, размер А-4;
- набор пластилина;
- доска для лепки, стек;
- бумажная и влажная салфетки для рук;
- проектор, презентация по теме;
- игрушки.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать пластилином, а вот что, догадались?
Дети: Игрушки.
Вос-ль: Да, я просила каждого из вас принести свою любимую игрушку и познакомить нас с ней.
(Дети по очереди выходят, показывают свою игрушку, читают стихотворение)
Ваня: Вот забавный толстый мишка,
Он мой друг, не щалунишка.
У него на шее бант.
Ну, Мишутка! Вот так франт!
Вос-ль: Какой твой мишка?
Ваня: Мягкий, коричневый, толстый, смешной.
Вос-ль: Почему, ты, его любишь?
(Ответ ребенка).
Ислам: У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены, Чебурашку.
Вос-ль: Опиши своего Чебурашку. Почему это твоя любимая игрушка?
(Ответ ребенка).
Самира: Ну а это Неваляшка,
Разноцветная милашка.
Вправо, влево покачай,
И на полку убирай.
Вос-ль: Расскажи о своей игрушке. Кто и когда тебе её подарил?
(Ответ ребенка).
Софья: Кубики всегда передо мной.
Башню, ты, из них построй.
А потом огромный дом,
Чтобы жил в нем старый гном.
Вос-ль: Что, ты, любишь строить из кубиков?
(Ответ ребенка).
Азалия: Вот любимый мячик мой,
Он всегда теперь со мной.
Скачет и кружится
Прыгает, вертится!
Вос-ль: Твой мяч, какой?
Азалия: Круглый, резиновый, разноцветный.
Вос-ль: В какие игры с мячом, ты, любишь играть?
(Ответ ребенка).
Амалия: Из кружочков разноцветных
Пирамидку соберу,
А потом сниму верхушку,
И рассыплю по ковру.
Вос-ль: Сколько колец у твоей пирамиды, и какого цвета?
(Ответ ребенка).
Вос-ль: С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:
Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка? -
Для малышки...
Дети: Погремушка.
Вос-ль: Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Матери напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов от ребенка. (1 слайд).
Древние русские игрушки появились еще IX в. Их делали из дерева и глины, называли - потешки. Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. Их использовали и для игр, и в качестве талисманов. Например, русская традиционная кукла- зерновушка, которую дарили на праздники, связанные с урожаем. (2 слайд).
Самые первые фигурки животных вырезали из кости, а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. Были известны игрушки с подвижными частями тела, которые делали с самых давних времен. Они приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма.
Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушками не только играли, они участвовали во многих обрядах: почитание умерших предков, поклонение древним богам, а также выступали оберегами.
В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. Их изготавливают из самых разных материалов, каких?
Дети: Дерева, пластика, железа, резины, ткани, кожи, бумаги, глины, теста.
Вос-ль: Ребята, представьте, если бы не было игрушек.
(Ответы детей.)
Вос-ль:Игрушки украшают нашу жизнь, делают её интересной и веселой. Игрушки нас учат, развивают, помогают. Как надо относиться к игрушкам? Дети: Бережно, всегда ставить на место.
Вос-ль: Мы тоже откроем свой маленький завод и сделаем свои игрушки, а из какого материала?
Дети: Пластилина.
Вос-ль: Я раздам готовые контуры ваших игрушек, а вы подготовьте те цвета пластилина, которые вам понадобятся. Можете взять такой же цвет, как у вашей игрушки, а можете использовать другой цвет пластилина или сочетать несколько цветов сразу.
(Дети продумывают и высказывают свои пожелания педагогу. Педагог поощряет выбор детей и напоминает алгоритм лепки. Отщипываем маленький кусочек пластилина, катаем тонкие колбаски, выкладываем по контуру предмета и размазываем тонким слоем).
Вос-ль: Чтобы получился рисунок на игрушке, начинаем работу именно с него. Например, у мяча сначала лепим желтые полосы, а затем закрашиваем остальные 4 части.
(Педагог помогает каждому ребенку определиться, с чего начать работу. Помогает в течение лепки).
Физкультминутка «Мои любимые игрушки»
Неваляшка, посмотри,
Хоть куда её нагни. (Наклоняясь сделать выдох, выпрямляясь- вдох.)
Встанет снова прямо,
Так она упряма.
(Наклоны в стороны по 3раза, вперед-назад по 3раза.)
Закружилась юла, завертелась,
Слишком быстро не крутись,
(Круговые вращения туловищем 3раза в одну сторону, 3 в другую.)
Хватит, все остановись.
Наш веселый звонкий мяч,
Снова он помчался вскачь. (Подпрыгнуть 8 раз.)
Кукла Катя вдруг пошла,
Тянет руки к нам она.
Говорит пора играть,
Я устала вас тут ждать.
(Поднять правую ногу и левую руку, затем наоборот.)
Чтобы с шариком играть,
Надо шарик надувать.
(Ладошки рук на животе. При вдохе надуть живот, при выдохе втянуть живот в себя. 6 раз.)
Вос-ль: Ребята, не забудьте про дополнительные детали: глаза, нос, ротик, бант у мишки. Чтобы игрушка получилась «как живая», выложите по контуру тонкие колбаски того цвета, какого ваша игрушка.
Вот и готовы наши игрушки. Какие они у вас получились?
Дети: Яркие, веселые, красивые.
Вос-ль: Как нужно относиться к игрушкам?
(Ответы детей).
Вос-ль: Игрушка – ваш друг и товарищ, берегите и любите их.
Отправим наши игрушки в магазин (на выставку).
Но сначала поиграем в дидактическую игру «Что умеют делать игрушки?»
Например,
машина: едет, гудит, везет, тарахтит;
мяч: летит, прыгает, скачет, падает, катится.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Прятки с игрушками»
Комарова
Людмила Николаевна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста.
Игровой материал. Пять — семь игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки (грузовик, автобус и пр.),
игрушечная посуда (кастрюлька, сковородка), военные игрушки (самолет, ракета, танк) и т. д. Игрушки должны быть среднего размера (примерно 20—25 см в высоту), очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять на время в соседних группах детского сада).
Описание игры и приемы ее проведения. Придя в детский сад,
дети видят приготовленный им сюрприз: на отдельном столике стоят новые игрушки. «Это наши гости, — говорит воспитатель, — давайте поиграем с ними в прятки».
Педагог предлагает детям сесть поудобнее, придвигает столик с игрушками к ним поближе и объявляет, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Он подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?»— спрашивает воспитатель каждого. Это делается для то го, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.
Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый,
предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место.
Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т. д. Педагог шепотом обращается к детям, наблюдавшим за ним: «Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам».
«Пора!» — говорят хором дети и воспитатель. Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем, и он объясняет правило: «Искать надо только ту игрушку, какую сам. вы брал! Кто первый принесет, тот и выиграл!» Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, воспитатель спрашивает остальных малышей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?» Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, когда лучше положить тот или иной предмет.
Когда все воспитанники побывают в роли водящих, педагог предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных. Все аплодируют им.
Правила игры.
1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.
2. Не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать обще го секрета. Того, кто нарушает это правило, не выберут искать игрушки.
3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза и подсматривать.
4. Прятать игрушки поручается только тем, кто выполняет все правила.
Советы воспитателю. Игра должна проходить оживленно, эмоционально. Важно, чтобы дети внимательно рассмотрели выбранные игрушки. Отвечая на вопрос воспитателя, что им понравилось в игрушке, они отчетливее представляют качества этого предмета, что поможет им при его поисках.
К процедуре прятанья игрушек лучше привлекать непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Консультация для родителей
на тему
«Игра для ребенка не значит развлекаться»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2016 г.
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка.
Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых. Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация.
Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует, как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
Совсем другой вид игры – режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер развивающихся событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. Итак, это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.
Современные игрушки для ролевых игр. В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты. У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и, конечно, хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя. В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если она набита овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета. Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль.
В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а, наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.
Не менее важен подбор игрушек для режиссерской игры. Нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8-15 см) – мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии. Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные – медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка – детские пропорции и прическа, у зайца – уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова.
Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза. Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку – из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу – как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало.
Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, автозаправочная станция и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность.
Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках. Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.
Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки: 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой; кровать и коляска с бельем, посуда; прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой; 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами; маленькие фигурки домашних и диких животных; конструктор блочный типа «Архитектор»; ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.; 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства; лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности; подушки мягкие и диванные; прочные деревянные столы и скамейки; предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки); корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них; шнуры и прищепки.
В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Грамотное педагогическое использование в повседневной практике всех трех видов свободной детской игры позволяет ребенку полноценно проживать дошкольное детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе. Тема: «Игры маминого детства»
Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе....
Проект «Игрушки маминого детства»
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребе...
Проект "Игрушки маминого детства"
В дошкольном возрасте большую часть своего времени дети проводят в игре. Игрушки способны забавлять ребенка, успокаивать, отвлекать от проблем. Основное назначение игрушек – всестороннее развитие ребе...
выступление из опыта работы с проектом "Игрушка маминого детства"
Знакомить детей с игрушками которыми играли наши родители...
Презентация проекта "Игры маминого детства" (игра "Цепи кованые")
Предлагаю презентацию познавательного детско-родительского проекта, благодаря которому дети узнали и разучили много новых подвижных игр....
Конспект занятия «Секретики" маминого детства».
Основная цель данного занятия- освоение детьми практики дворовых игр, в которые дети могут играть самостоятельно....