«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
статья (старшая группа) по теме
Описание педагогического опыта воспитателя Глазковой И.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Одной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).
С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы. Эти техногенные инновации всё больше требуют от нас экологической грамотности, правильного отношения к окружающему миру, осознанных поступков. Они же диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и инновационных технологий.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
В условиях Мирового экологического кризиса мною была замечена такая закономерность, что у ребят дошкольного возраста недостаточно сформированы начала экологической культуры и экологическая грамотность.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
·активное участие в работе методических объединений по экологическому воспитанию дошкольников;
·наблюдение за экологической обстановкой в нашем посёлке;
·наблюдение за повелением дошкольников в природных условиях;
·изучение познавательного интереса и любознательности к объектам природы в группе;
·изучение методической литературы и печатных изданий;
·курсы повышения квалификации по использованию инновационных технологий в педагогической деятельности.
Исходя из практической работы в ДОУ, было замечено, что дошкольники в процессе непосредственно – образовательной деятельности и в повседневной жизни не всегда проявляют заинтересованность и познавательную активность
Решение этой проблемы составляет цель исследования:
- выявить педагогические условия, игровые технологии (методы и приёмы) способствующие развитию познавательной активности и любознательности в области экологического воспитания и образования у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, которые перекликаются с задачами стоящими перед ДОУ.
Задачи:
1. Провести анализ и обобщение теоретических и практических предпосылок развития познавательной активности у дошкольников в экологическом развитии.
2. Изучить возрастные особенности дошкольников, проявляющиеся в познавательной деятельности, выделить типичные затруднения в познавательной, практической деятельности.
3. Определить условия и разработать систему использования игровых технологий, методов и приёмов, способствующих развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментальным путём проверить эффективность выбранных форм и методов работы при соблюдении теоретически обоснованных условий познавательного развития.
5. Активно привлекать к педагогической деятельности семьи детей, используя при этом разнообразные формы сотрудничества.
6. По результатам работы предложить консультации и рекомендации для родителей и педагогов по развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности.
Объект исследования – познавательная активность дошкольников в области экологического воспитания.
Предмет исследования – развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
В основу исследовательской работы положена гипотеза:
развитие познавательной активности у дошкольников будет проходить гораздо успешнее и эффективнее, если в воспитательно-образовательном процессе будут созданы педагогические условия, и использована система инновационных форм работы.
Таким образом, практическая значимость опыта заключается в том, что его можно использовать в работе специалистам ДОУ для успешной организации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Для того чтобы приступить к реализации опыта, необходимо изучить педагогическую литературу и методические пособия в выбранной области. Это важно для того, чтобы изучить степень разработанности проблемы и интерес к ней педагогов - практиков.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные педагогические труды, посвящённые теории развития личности: Л.С. Выгодского, Я.А. Коменского, В. Сухомлинского, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и другие.
В основе работы наше ДОУ использует программу «Детство»
В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. Вследствие этого, была проанализирована данная программа. В неё представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста по основным видам деятельности, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Основная задача программы: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Данная задача перекликается с темой опыта. Развитие познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами. Итогом работы является способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. В программе с младшего возраста выделен раздел «Ребёнок открывает мир природы», в котором отражены представления, практические умения, отношение детей к природе.
К программе «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой разработана план – программа, которая может быть использована при планировании, при выборе средств обучения для педагогического процесса.
Кроме того, была рассмотрена парциальная программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию дошкольников. Эта технология позволяет формировать начала экологической культуры у детей с младшего возраста в условиях детского сада.
Также изучили программу Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа» Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребёнка экологического образования, но и на развитие личности в целом. Она ориентирует педагога на интегративный подход в обучении дошкольников, обеспечивает преемственность со школой.
НОВИЗНА ОПЫТА
Данный опыт совершенствует работу по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в области экологического воспитания в результате использования инновационных технологий, и при организации условий для создания развивающей среды. Педагогическая значимость данной работы заключается в передаче приобретенного практического опыта по выбранной теме. В частности важность представляют следующие аспекты:
·Стимулирование потребности дошкольников в самореализации, самовыражении, в активной познавательной деятельности;
·Использование принципа сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе воспитания и обучения;
·Использование инновационных технологий в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста;
·Организация условия для создания развивающей среды, способствующей накоплению знаний о природе у дошкольников;
·Творческое использование новых форм и методов в работе для практического взаимодействия с окружающим миром природы;
·Изготовление авторских дидактические игры и пособий на развитие экологического мышления дошкольников.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Технология работы с детьми
Цель: сформировать у детей познавательный интерес к природе; способствовать формированию основ экологического мировоззрения и воспитанию экологической культуры.
Задачи:
1. Повышать у дошкольников умственную и познавательную активность к изучению природы путём сообщения новых знаний экологического характера, расширения кругозора.
2. Развивать психические процессы: память, наблюдательность, внимание и логическое мышление.
3. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, вывод.
4. Развивать практические навыки дошкольников путем взаимодействия с природой.
5. Развивать нравственно-волевых качеств у детей.
6. Способствовать развитию всесторонне-развитой личности ребенка.
7. Развивать у дошкольников художественно-эстетический вкус, способность видеть красоту природы в целом и отдельных её объектов.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать её объектам.
9. Приобщать детей к пониманию здоровья как ценности, которую нужно беречь с малых лет.
Система воспитательно-образовательной работы включает в себя следующие этапы:
1 этап - предполагает педагогическое сопровождение ребёнка в экологическую деятельность по освоению знаний об окружающем мире.
2 этап – способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению в разных видах деятельности.
3 этап – стимулирует потребность дошкольников в самореализации, самовыражении в разных видах деятельности.
При отборе содержания воспитательно-образовательной работы следует опираться на имеющиеся у детей потребности и интересы. Особое внимание следует уделять созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности.
В соответствии с поставленными целями подбирались формы и методы учебно-воспитательной работы для развития познавательного интереса и любознательности в области экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми
· наблюдения - способствуют выявлению уровня знаний детей, развивают речевую активность;
· беседы – развивают логическое мышление, память;
· досуги – способствуют закреплению знаний темы;
· индивидуальная работа – помогает совершенствовать уровень знаний детей;
· изобразительная деятельность – развивает восприятие, творческие способности;
· поисковая деятельность – развивает умение анализировать, сравнивать, проявлять находчивость;
· праздники, досуги, викторины;
· постановка проблемных ситуаций – учат выявлять проблему и решать её;
· прогулки;
· чтение художественной литературы (считалки, загадки);
· установления причинно-следственных связей в явлениях природы;
· усложнения решаемых задач в играх и игровых ситуациях;
· проектная деятельность – развивает познавательный интерес, формирует практические умения.
Нами была разработана схема форм и методов работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
В постановке задач, планировании основная роль принадлежит воспитателю. На первом этапе педагог постепенно подключает к работе детей. В педагогическом процессе эффективно использовать разные формы организации воспитания и обучении
Второй этап характеризуется совместной деятельностью педагога и детей Кроме специально организованных педагогом форм воспитания и обучения у дошкольников должно быть пространство для самостоятельной, свободной деятельности. Эти виды деятельности характерны для третьего этапа и представлены в виде схемы
Для целенаправленности и систематичности педагогического процесса были разработаны перспективные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, конспекты непосредственно – образовательной деятельности .
Для успешного экологического, познавательного развития детей были организованы условия для создания развивающей среды. Так, нами был организован уголок природы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В нём представлены «Календарь времен года», «Календарь времени суток», макет «Озеро», макет «Дикие и домашние животные», модуль дерева «Берёза» и большое количество комнатных растений. Также, оформлена экологическая стена «Насекомые», «Весёлый паровозик» (классификация), «Лесной уголок», «Как на нашем огороде», мини-лаборатория для экспериментирования с объектами живой и неживой природы С целью расширения и закрепления новых знаний и умений у детей, были оформлены дидактические игры и пособия такие, как: «Живой мир», «Растительный мир», «В саду и в огороде», «Времена года», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Угадай, чей хвост», «Съедобное - несъедобное», «Кто, где живет?» и др.
Педагогический процесс был организован таким образом, что подобранные формы и методы работы включались в разные виды деятельности детей и педагога: трудовую, экспериментальную, образовательную, игровую.
Положительное отношение к природе продолжало формироваться на развлечениях, досугах, фестивалях, уроках доброты, трудовых десантах, акциях, экскурсиях, целевых прогулках.
К организации познавательной деятельности детей подключаются и родители.
Технология работы с родителями
Цель: выявить уровень заинтересованности семьи в познавательном развитии детей по экологическому развитию. Выработать оптимальные пути совместного решения ряда педагогических задач по формированию экологически воспитанной личности ребенка в условиях семьи и детского сада. Задачи:
1. Познакомить родителей с задачами воспитания и обучения дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.
2. Способствовать педагогическому просвещению семьи в рамках выбранной темы опыта.
3. Способствовать преемственности в познавательном развитии детей по принципу «ДОУ – семья».
4. Приобщать родителей к совместному сотворчеству с детьми (изготовление поделок, сбору коллекций и материала для экспериментирования), активному участию в организации совместных с детьми мероприятий (акции, проекты, днях открытых дверей).
С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использовались разнообразные формы работы с родителями, такие как:
· Индивидуальные беседы,
· Консультации,
· Лекторий,
· День открытых дверей,
· Досуг и развлечение,
· Анкетирование,
· Акции,
· Участие в выставках,
· Семейные проекты,
· Информационные корзины,
· Семейные гостиные,
· Памятки для родителей,
· Ширмы-передвижки.
Технология работы с педагогическим коллективом
Цель: установить связь с узкими специалистами и согласовать цели образования для создания единых экологических условий для воспитания дошкольников; способствовать освоению коллективом инновационных технологий, форм и методов работы с дошкольниками в образовательной деятельности.
Подводя итоги опыта можно сделать вывод, что вся работа была основана на поставленных ранее целях и задачах. Они же влияли на выбор педагогом способов деятельности с детьми.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Результативность работы с детьми:
1. Сформированы знания, умения и навыки (в соответствии с возрастными возможностями), и правила взаимодействия с окружающим миром, расширился кругозор.
2. Сформирована способность применения на практике полученного опыта.
3. Сформирована способность сравнивать, группировать предметы, устанавливать причины явлений, обобщать, классифицировать, сравнивать.
4. Наблюдается развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
5. Сформированы качества личности: умение доводить начатое дело до
конца, усидчивость, целеустремленность, инициативность, стремление к самовыражению
6. Расширился словарный запас.
7. Наблюдается развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
8. Художественно-эстетическое развитие (способность любоваться красотами природы).
9. Сформирована эмоциональная отзывчивость к природе, бережное отношение ко всему окружающему.
Результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:
1. Дети становятся более ответственными.
2. Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.
Трудность состояла в том, что музей природы есть только на базе Атемарской СОШ. Мы с детьми не в любое желаемое для нас время могли туда попасть. Материально – техническая база группы не полностью оснащена, дидактические игры и другой методический материал иногда приходилось изготавливать самостоятельно.
Данный опыт работы рекомендован как дополнительный материал как для начинающих педагогов так и для педагогов со стажем. Представлены конспекты занятий и для детей младшего возраста (н.: НОД «Путешествие в страну сказки»), и для детей старшего возраста ( НОД «Природа нуждается в помощи доброго человека»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_2.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Атемарский детский сад № 1 «Теремок»
__________________________________________________________________«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Описание педагогического опыта воспитателя Глазковой И.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Одной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).
С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы. Эти техногенные инновации всё больше требуют от нас экологической грамотности, правильного отношения к окружающему миру, осознанных поступков. Они же диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и инновационных технологий.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
В условиях Мирового экологического кризиса мною была замечена такая закономерность, что у ребят дошкольного возраста недостаточно сформированы начала экологической культуры и экологическая грамотность.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
∙активное участие в работе методических объединений по экологическому воспитанию дошкольников;
∙наблюдение за экологической обстановкой в нашем посёлке;
∙наблюдение за повелением дошкольников в природных условиях;
∙изучение познавательного интереса и любознательности к объектам природы в группе;
∙изучение методической литературы и печатных изданий;
∙курсы повышения квалификации по использованию инновационных технологий в педагогической деятельности.
Исходя из практической работы в ДОУ, было замечено, что дошкольники в процессе непосредственно – образовательной деятельности и в повседневной жизни не всегда проявляют заинтересованность и познавательную активность
Решение этой проблемы составляет цель исследования:
- выявить педагогические условия, игровые технологии (методы и приёмы) способствующие развитию познавательной активности и любознательности в области экологического воспитания и образования у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, которые перекликаются с задачами стоящими перед ДОУ.
Задачи:
1. Провести анализ и обобщение теоретических и практических предпосылок развития познавательной активности у дошкольников в экологическом развитии.
2. Изучить возрастные особенности дошкольников, проявляющиеся в познавательной деятельности, выделить типичные затруднения в познавательной, практической деятельности.
3. Определить условия и разработать систему использования игровых технологий, методов и приёмов, способствующих развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментальным путём проверить эффективность выбранных форм и методов работы при соблюдении теоретически обоснованных условий познавательного развития.
5. Активно привлекать к педагогической деятельности семьи детей, используя при этом разнообразные формы сотрудничества.
6. По результатам работы предложить консультации и рекомендации для родителей и педагогов по развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности.
Объект исследования – познавательная активность дошкольников в области экологического воспитания.
Предмет исследования – развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
В основу исследовательской работы положена гипотеза:
развитие познавательной активности у дошкольников будет проходить гораздо успешнее и эффективнее, если в воспитательно-образовательном процессе будут созданы педагогические условия, и использована система инновационных форм работы.
Таким образом, практическая значимость опыта заключается в том, что его можно использовать в работе специалистам ДОУ для успешной организации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Для того чтобы приступить к реализации опыта, необходимо изучить педагогическую литературу и методические пособия в выбранной области. Это важно для того, чтобы изучить степень разработанности проблемы и интерес к ней педагогов - практиков.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные педагогические труды, посвящённые теории развития личности: Л.С. Выгодского, Я.А. Коменского, В. Сухомлинского, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и другие.
В основе работы наше ДОУ использует программу «Детство»
В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. Вследствие этого, была проанализирована данная программа. В неё представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста по основным видам деятельности, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Основная задача программы: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Данная задача перекликается с темой опыта. Развитие познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами. Итогом работы является способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. В программе с младшего возраста выделен раздел «Ребёнок открывает мир природы», в котором отражены представления, практические умения, отношение детей к природе.
К программе «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой разработана план – программа, которая может быть использована при планировании, при выборе средств обучения для педагогического процесса.
Кроме того, была рассмотрена парциальная программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию дошкольников. Эта технология позволяет формировать начала экологической культуры у детей с младшего возраста в условиях детского сада.
Также изучили программу Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа» Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребёнка экологического образования, но и на развитие личности в целом. Она ориентирует педагога на интегративный подход в обучении дошкольников, обеспечивает преемственность со школой.
НОВИЗНА ОПЫТА
Данный опыт совершенствует работу по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в области экологического воспитания в результате использования инновационных технологий, и при организации условий для создания развивающей среды. Педагогическая значимость данной работы заключается в передаче приобретенного практического опыта по выбранной теме. В частности важность представляют следующие аспекты:
∙Стимулирование потребности дошкольников в самореализации, самовыражении, в активной познавательной деятельности;
∙Использование принципа сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе воспитания и обучения;
∙Использование инновационных технологий в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста;
∙Организация условия для создания развивающей среды, способствующей накоплению знаний о природе у дошкольников;
∙Творческое использование новых форм и методов в работе для практического взаимодействия с окружающим миром природы;
∙Изготовление авторских дидактические игры и пособий на развитие экологического мышления дошкольников.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Технология работы с детьми
Цель: сформировать у детей познавательный интерес к природе; способствовать формированию основ экологического мировоззрения и воспитанию экологической культуры.
Задачи:
1. Повышать у дошкольников умственную и познавательную активность к изучению природы путём сообщения новых знаний экологического характера, расширения кругозора.
2. Развивать психические процессы: память, наблюдательность, внимание и логическое мышление.
3. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, вывод.
4. Развивать практические навыки дошкольников путем взаимодействия с природой.
5. Развивать нравственно-волевых качеств у детей.
6. Способствовать развитию всесторонне-развитой личности ребенка.
7. Развивать у дошкольников художественно-эстетический вкус, способность видеть красоту природы в целом и отдельных её объектов.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать её объектам.
9. Приобщать детей к пониманию здоровья как ценности, которую нужно беречь с малых лет.
Система воспитательно-образовательной работы включает в себя следующие этапы:
1 этап - предполагает педагогическое сопровождение ребёнка в экологическую деятельность по освоению знаний об окружающем мире.
2 этап – способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению в разных видах деятельности.
3 этап – стимулирует потребность дошкольников в самореализации, самовыражении в разных видах деятельности.
При отборе содержания воспитательно-образовательной работы следует опираться на имеющиеся у детей потребности и интересы. Особое внимание следует уделять созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности.
В соответствии с поставленными целями подбирались формы и методы учебно-воспитательной работы для развития познавательного интереса и любознательности в области экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми
- наблюдения - способствуют выявлению уровня знаний детей, развивают речевую активность;
- беседы – развивают логическое мышление, память;
- досуги – способствуют закреплению знаний темы;
- индивидуальная работа – помогает совершенствовать уровень знаний детей;
- изобразительная деятельность – развивает восприятие, творческие способности;
- поисковая деятельность – развивает умение анализировать, сравнивать, проявлять находчивость;
- праздники, досуги, викторины;
- постановка проблемных ситуаций – учат выявлять проблему и решать её;
- прогулки;
- чтение художественной литературы (считалки, загадки);
- установления причинно-следственных связей в явлениях природы;
- усложнения решаемых задач в играх и игровых ситуациях;
- проектная деятельность – развивает познавательный интерес, формирует практические умения.
Нами была разработана схема форм и методов работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
В постановке задач, планировании основная роль принадлежит воспитателю. На первом этапе педагог постепенно подключает к работе детей. В педагогическом процессе эффективно использовать разные формы организации воспитания и обучении
Второй этап характеризуется совместной деятельностью педагога и детей Кроме специально организованных педагогом форм воспитания и обучения у дошкольников должно быть пространство для самостоятельной, свободной деятельности. Эти виды деятельности характерны для третьего этапа и представлены в виде схемы
Для целенаправленности и систематичности педагогического процесса были разработаны перспективные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, конспекты непосредственно – образовательной деятельности .
Для успешного экологического, познавательного развития детей были организованы условия для создания развивающей среды. Так, нами был организован уголок природы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В нём представлены «Календарь времен года», «Календарь времени суток», макет «Озеро», макет «Дикие и домашние животные», модуль дерева «Берёза» и большое количество комнатных растений. Также, оформлена экологическая стена «Насекомые», «Весёлый паровозик» (классификация), «Лесной уголок», «Как на нашем огороде», мини-лаборатория для экспериментирования с объектами живой и неживой природы С целью расширения и закрепления новых знаний и умений у детей, были оформлены дидактические игры и пособия такие, как: «Живой мир», «Растительный мир», «В саду и в огороде», «Времена года», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Угадай, чей хвост», «Съедобное - несъедобное», «Кто, где живет?» и др.
Педагогический процесс был организован таким образом, что подобранные формы и методы работы включались в разные виды деятельности детей и педагога: трудовую, экспериментальную, образовательную, игровую.
Положительное отношение к природе продолжало формироваться на развлечениях, досугах, фестивалях, уроках доброты, трудовых десантах, акциях, экскурсиях, целевых прогулках.
К организации познавательной деятельности детей подключаются и родители.
Технология работы с родителями
Цель: выявить уровень заинтересованности семьи в познавательном развитии детей по экологическому развитию. Выработать оптимальные пути совместного решения ряда педагогических задач по формированию экологически воспитанной личности ребенка в условиях семьи и детского сада. Задачи:
1. Познакомить родителей с задачами воспитания и обучения дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.
2. Способствовать педагогическому просвещению семьи в рамках выбранной темы опыта.
3. Способствовать преемственности в познавательном развитии детей по принципу «ДОУ – семья».
4. Приобщать родителей к совместному сотворчеству с детьми (изготовление поделок, сбору коллекций и материала для экспериментирования), активному участию в организации совместных с детьми мероприятий (акции, проекты, днях открытых дверей).
С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использовались разнообразные формы работы с родителями, такие как:
- Индивидуальные беседы,
- Консультации,
- Лекторий,
- День открытых дверей,
- Досуг и развлечение,
- Анкетирование,
- Акции,
- Участие в выставках,
- Семейные проекты,
- Информационные корзины,
- Семейные гостиные,
- Памятки для родителей,
- Ширмы-передвижки.
Технология работы с педагогическим коллективом
Цель: установить связь с узкими специалистами и согласовать цели образования для создания единых экологических условий для воспитания дошкольников; способствовать освоению коллективом инновационных технологий, форм и методов работы с дошкольниками в образовательной деятельности.
Подводя итоги опыта можно сделать вывод, что вся работа была основана на поставленных ранее целях и задачах. Они же влияли на выбор педагогом способов деятельности с детьми.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Результативность работы с детьми:
1. Сформированы знания, умения и навыки (в соответствии с возрастными возможностями), и правила взаимодействия с окружающим миром, расширился кругозор.
2. Сформирована способность применения на практике полученного опыта.
3. Сформирована способность сравнивать, группировать предметы, устанавливать причины явлений, обобщать, классифицировать, сравнивать.
4. Наблюдается развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
5. Сформированы качества личности: умение доводить начатое дело до
конца, усидчивость, целеустремленность, инициативность, стремление к самовыражению
6. Расширился словарный запас.
7. Наблюдается развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
8. Художественно-эстетическое развитие (способность любоваться красотами природы).
9. Сформирована эмоциональная отзывчивость к природе, бережное отношение ко всему окружающему.
Результаты диагностики показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:
- Дети становятся более ответственными.
- Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.
Трудность состояла в том, что музей природы есть только на базе Атемарской СОШ. Мы с детьми не в любое желаемое для нас время могли туда попасть. Материально – техническая база группы не полностью оснащена, дидактические игры и другой методический материал иногда приходилось изготавливать самостоятельно.
Данный опыт работы рекомендован как дополнительный материал как для начинающих педагогов так и для педагогов со стажем. Представлены конспекты занятий и для детей младшего возраста (н.: НОД «Путешествие в страну сказки»), и для детей старшего возраста ( НОД «Природа нуждается в помощи доброго человека»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ...
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Проект "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
В данном проекте рассматривается влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...
"Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Консультация для воспитателей ...