ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
проект (старшая группа) на тему

Глазкова Ирина Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

 

 

 

          УТВЕРЖДЕНО:                                                                                          СОГЛАСОВАНО:

              НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № 1                                                 ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

             ОТ 02.09.2013Г                                                                                            ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.________________

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:                                                               

                                                                              Глазкова Ирина Владимировна

                                                                                  воспитатель  высшей                                                                                 

                                                                                   квалификационной

                                                                                   категории                                                                       

                                                                                                                                                     

                                                                     

 

 

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Последнее время в системе образования – это время инноваций. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

      А благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.  В связи с этим и был разработан проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.       

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира .

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности .В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическая культура ребенка, как условие  валеологического  развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды ( задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).

Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования- «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей  дошкольного возраста. 

Объект исследованияпроцесс экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Предмет исследования:  организационно-педагогические условия способствующие  у детей  дошкольного возраста формированию экологической культуры.

 

Гипотеза. Если в процессе экологического воспитания дошкольников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведет к формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию  ребенка - дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно – правильного отношения к природе), развитию познавательного интереса к природе, воспитанию гуманного, эмоционально – положительного, бережного,  заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом,  инициативности,  самостоятельности, толерантности.

 

Цель, предмет и гипотеза проекта определили необходимость постановки и решения  следующих задач:

·         Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

·         Определить эффективность работы  по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

·         Развивать у воспитанников способности к анализу,  самоконтролю, самооценке своего поведения в природе

·         Воспитывать эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом

·         Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством дидактических игр.

·         Укреплять связи детского сада и родителей

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, гуманности, целостности, конструктивизма, регионализма, системности, сезонности,   приемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредством использования дидактических игр. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным требованиям:

1.      Включение форм работы во все виды детской деятельности.

2.      Использование регионального компонента.

3.      Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

    Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

 

Новизну опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном  на игровой  мотивации,  в удачно подобранных  и необычных приёмах, связанных с  ассоциативным  мышлением детей.

 Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.

Экологическое воспитание    детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр  новое направление педагогики. Оно пришло на смену традиционной программе ознакомления детей с природой. Инновационные программы по экологическому воспитанию предлагают принципиально новый подход в ознакомлении детей с природой. Они направлены на становление нового мировоззрения у детей, нового взгляда на место человека в мире природы, на его место на земле. Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. На практике это выглядит так. При ознакомлении детей с природой, например по теме «Деревья», я вела детей на экскурсию, показывала деревья, рассказывала, как оно называется, предлагала обсудить следующие вопросы: чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Применяя новые программы и технологии экологического образования, изменяю характер обсуждения темы «Деревья». Обращаю внимание детей на те условия, без которых дерево (береза) не может прожить, на ее связь с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва - она держит ее корни, которые всасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух - листья дышат, нужен дождь - без воды нет жизни на земле, ветер, которым разносит семена, солнце - источник тепла и света необходимое условие для роста и развития растений и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное  значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры  личности, что является частью духовной культуры. Человечество должно сохранить жизнь на земле.

Психолого-педагогический аспект.  Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д . Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор исследовательской деятельности «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

Теоретическая и практическая занятость.

Провожу организованную форму обучения. Это занятия; экскурсии; наблюдения; изобразительная деятельность на экологические темы; знакомлю с трудом взрослых в природе; обучаю детей навыкам ухода за растениями и животными; обобщаем представления о природе.

Провожу совместную деятельность с детьми. Это наблюдения в уголке природы; прогулки; игры; чтение художественной литературы; беседы на экологические темы; рассматривание картинок, иллюстраций о природе; сбор коллекций семян, листьев, камней; опыт; труд в природе; работа с календарем природы; экологические праздники; диагностика экологической воспитанности детей.

Важный метод экологического воспитания является экспериментально -­опытническая деятельность.

В нашей группе создан уголок мини-лаборатории, который является одним из уголков развивающей среды. Этот уголок является одним из любимых уголков группы. В этом уголке дети работают с песком, водой, глиной, семенами, изготавливают различные поделки соединяя глину, песок и воду; из круп, семян, шишек, желудей, семечек, орехов, мастерят различных человечков; на воде проводят опыты что тонет, а что нет, делают выводы, а почему?

Действуя самостоятельно, производя пробы - опыты поискового характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная позиция.

Концептуальными основами являются: микро-факторы, влияющие прямо и опосредованно на процесс экологического развития и непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашняя обстановка, группы сверстников, воспитательная среда.

Используя информационно-коммуникационную технологию, я  разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш», «Кто где живет?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Для реализации  проекта мною применялись различные формы работы с детьми:

это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем  создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей  дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна,  прежде всего,  для них самих – это предметные результаты их личностного роста

 В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу

Дидактические игры экологического содержания,  уточняют, закрепляют, расширяют  знание детей о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Методы, используемые мною  для реализации работы над проектом по экологии:

1.     Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2.     Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3.     Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –

  ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4.     Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

-педагогом разработаны перспективные планы, дидактический и    наглядный материал, стенды, консультации.

 На территории ДОУ имеются уголок леса, сада, луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

 Часто организовываем вместе с детьми  выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей: («Осенняя фантазия», «Дары природы», «Сказки осеннего леса», «Новогодняя фантазия», «Зимний букет»).

 Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц "Подкормка”, продолжается в течение всей зимы. Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.

 Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями детских поэтов и писателей природоведческой литературы.

 Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.    

Ведущая педагогическая идея  опыта – это преемственность обучения между детским садом и школой.

 

Наиболее эффективными дидактическими играми в образовательном процессе являются:

1. Игры используемые во время организации НОД («Скорая помощь», «Необычные путешествия» «Теремок», «Я знаю… », «Друзья природы», «Что будет если… », «Скорая помощь», «Необычные путешествия») – направленных на приобщение детей к экологически ориентированной деятельности.

2. Игры используемые в режимных моментах :

- утренний прием («Парные картинки», «Лото», «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы, «Я знаю… », «Мир вокруг нас», «Кем был – кем стал») - направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов

- прогулка («Путешествие в мир природы», «Хорошо – плохо», «Угадай по описанию», «Ты мой кусочек», «Один хорошо – много плохо», «Теремок», «1, 2, 3 к … беги») - направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы

- гигиенические процедуры («Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное») - направленные на развитие представлений о человеке

- совместная деятельность в вечернее время («Берегите природу», игры с картинками из серии «Хорошо – плохо», «Мир вокруг нас», «Назови одним словом») - направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе.

Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста намечаются  положительные тенденции в  экоразвитии:

Ø  дети усваивают элементарные знания об окружающей действительности.

Ø  формируются системные знания об окружающем мире.

Ø  дети бережно относятся к окружающему миру.

Ø  они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.

Занятия на экологическую тему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т.е. осенний, зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология», «экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «место обитания», «экосистема», «круговорот веществ в природе», «росток», «стебель», «побег» Дидактические игры органично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главные условия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активное участие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать, какие знания они приобрели в процессе игры. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре

«Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший растение получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую  пользу приносят человеку.

Игра «Разведчики»  может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1.  заяц, ёж, лиса, шмель;

2.  трясогузка, паук, скворец, сорока;

3.  бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4.  кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5.  пчела, стрекоза, енот, пчела;

6.  кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7.  таракан, муха, пчела, майский жук;

8.  стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9.  лягушка, комар, жук, бабочка;

10.  стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

 

Педагогические условия.

Важнейшую роль в воспитании экологической культуры как условия валеологического развития ребенка играют значимые взрослые.

 

Работа с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек).

 

 

Формы работы с родителями

В совместной работе детского сада  с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных  условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

          

Мероприятия эколого-краеведческого проекта 
«В союзе с природой родного края» 

- Оформление информационного объявления о собрании.                
- Организационное мероприятие в форме Устного журнала «Ребенок и природа»: 
-  Беседа «В природе нет ничего лишнего».  
- Компьютерная презентация .
- Видеозапись «Говорят дети». 
- Буклет «В союзе с природой» сентябрь .
- Совместное мероприятие «Беречь  природу - значит любить Родину»

Цель: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности к животному миру родного края; гуманного отношения к окружающей среде; стремление проявить заботу о сохранение природы.   

-Беседа: «Лес, который  хочу я видеть» 
- Создание альбома детских рисунков «Жалобная книга природы» 
- Фотовыставка «Экологическая хроника». 
- Проект «Экологическая азбука» 
- Выпуск экологической газеты «Капелька» 
- Экологический праздник «Земля – наш дом родной» . 
- Круглый стол «Мы, за воспитанное поколение»

Результат:  Считаю, что мой  выбор проектной деятельности – как основного средства формирования экологической культуры дошкольников посредством дидактических игр, под которой понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, обоснован. Следует отметить, что основным фактором, обеспечившим эффективность реализации моего проекта, стали следующие параметры: 
- Включение регионального компонента, способствующего развитию познавательного интереса детей к природе родного края, воспитанию любви и бережного отношения к окружающему природному и растительному миру.

- Привлечение родителей, в рамках совместной деятельности, способствующей развитию личности ребенка в целом, воспитания его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней на основе собственного примера. 
 Применение инновационных программ экологического образования способствует усвоению дошкольниками содержания знаний, отражающих экологические закономерности природы; обеспечивает развитие у детей осознанно-правильного отношения к природе; повышает экологическую воспитанность детей, формирует у них начало экологической культуры.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней..Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

Хочется сказать о той работе, которую я  провели с нашими родителями. Конечно, воспитателю трудно работать без единомышленников. Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети узнают о мире природы. Родителям были предложены рекомендации по организации прогулок, содержанию животных дома и т.д. кроме того, было проведено открытое занятие. Родители с удовольствием наблюдали за своими детьми, слушали ответы.

Работая над своей темой, я поняла что нужно, как можно раньше, открывать ребенку книгу природы, чтобы каждый день приносил что-нибудь новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы.

Работа в детском саду в этом направлении дала свои положительные результаты. По результатам мониторинга, проведенного в детском саду, прослеживается положительная динамика в развитии детей. Это говорит о правильном направлении в работе.

ВЫВОД

 Применение новых технологий способствует многогранному всестороннему развитию детей; помогает развивать творческие способности, формировать у детей объективную картину окружающего мира. У детей развиваются такие качества, как воля, собранность, упорство, достижение цели, чувство уважения к планете Земля, к своей Родине.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Ожидаемые результаты к концу  реализации проекта:

 

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

        У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы 

        Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

        Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

        Пополнится развивающая среда в группе.

        Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

  Обогащение уровня экологических знаний родителей.

        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

        Возможность участвовать в совместных экологических проект

 

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

 

 

Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» для разработки проекта использовались следующие методические разработки и современные технологии:

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 193

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.

3. Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе     ознакомления детей с природой». М., 1978г.

 4.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и          экспериментов в детском саду»

5. Иванова А.И.  «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

6. Корнилова В.М.  «Экологическое окно в детском саду»

7. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г

8. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.

9. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.

10.Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.

11. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва          «Мозаика-Синтез» - 2002г.

12. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Я., 1998г.

13. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка - Пресс» - 2002г.

14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_2016.docx51.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

        УТВЕРЖДЕНО:                                                                                          СОГЛАСОВАНО:

        НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № 1                                                 ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

             ОТ 02.09.2013Г                                                                                            ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.________________

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

                                                                              Выполнила:                                                               

                                                                              Глазкова Ирина Владимировна

                                                                                  воспитатель  высшей                                                                                  

                                                                                   квалификационной

                                                                                   категории                                                                        

                                                                                                                                                     

                                                                     

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Последнее время в системе образования – это время инноваций. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

      А благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.  В связи с этим и был разработан проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

Актуальность  

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.       

Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира .

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности .В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическая культура ребенка, как условие  валеологического  развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды ( задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании  полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).

Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования- «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей  дошкольного возраста. 

Объект исследованияпроцесс экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Предмет исследования:  организационно-педагогические условия способствующие  у детей  дошкольного возраста формированию экологической культуры.

Гипотеза. Если в процессе экологического воспитания дошкольников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведет к формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию  ребенка - дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно – правильного отношения к природе), развитию познавательного интереса к природе, воспитанию гуманного, эмоционально – положительного, бережного,  заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом,  инициативности,  самостоятельности, толерантности.

Цель, предмет и гипотеза проекта определили необходимость постановки и решения  следующих задач:

  • Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
  • Определить эффективность работы  по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
  • Развивать у воспитанников способности к анализу,  самоконтролю, самооценке своего поведения в природе
  • Воспитывать эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом
  • Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством дидактических игр.
  • Укреплять связи детского сада и родителей

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, гуманности, целостности, конструктивизма, регионализма, системности, сезонности,   приемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредством использования дидактических игр. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным требованиям:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

    Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Новизну опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном  на игровой  мотивации,  в удачно подобранных  и необычных приёмах, связанных с  ассоциативным  мышлением детей.

 Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.

Экологическое воспитание    детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр  новое направление педагогики. Оно пришло на смену традиционной программе ознакомления детей с природой. Инновационные программы по экологическому воспитанию предлагают принципиально новый подход в ознакомлении детей с природой. Они направлены на становление нового мировоззрения у детей, нового взгляда на место человека в мире природы, на его место на земле. Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. На практике это выглядит так. При ознакомлении детей с природой, например по теме «Деревья», я вела детей на экскурсию, показывала деревья, рассказывала, как оно называется, предлагала обсудить следующие вопросы: чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Применяя новые программы и технологии экологического образования, изменяю характер обсуждения темы «Деревья». Обращаю внимание детей на те условия, без которых дерево (береза) не может прожить, на ее связь с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва - она держит ее корни, которые всасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух - листья дышат, нужен дождь - без воды нет жизни на земле, ветер, которым разносит семена, солнце - источник тепла и света необходимое условие для роста и развития растений и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное  значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры  личности, что является частью духовной культуры. Человечество должно сохранить жизнь на земле.

Психолого-педагогический аспект.  Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д . Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор исследовательской деятельности «Формирование экологической культуры у детей дошкольного  возраста  посредством использования дидактических игр »

Теоретическая и практическая занятость.

Провожу организованную форму обучения. Это занятия; экскурсии; наблюдения; изобразительная деятельность на экологические темы; знакомлю с трудом взрослых в природе; обучаю детей навыкам ухода за растениями и животными; обобщаем представления о природе.

Провожу совместную деятельность с детьми. Это наблюдения в уголке природы; прогулки; игры; чтение художественной литературы; беседы на экологические темы; рассматривание картинок, иллюстраций о природе; сбор коллекций семян, листьев, камней; опыт; труд в природе; работа с календарем природы; экологические праздники; диагностика экологической воспитанности детей.

Важный метод экологического воспитания является экспериментально -опытническая деятельность.

В нашей группе создан уголок мини-лаборатории, который является одним из уголков развивающей среды. Этот уголок является одним из любимых уголков группы. В этом уголке дети работают с песком, водой, глиной, семенами, изготавливают различные поделки соединяя глину, песок и воду; из круп, семян, шишек, желудей, семечек, орехов, мастерят различных человечков; на воде проводят опыты что тонет, а что нет, делают выводы, а почему?

Действуя самостоятельно, производя пробы - опыты поискового характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная позиция.

Концептуальными основами являются: микро-факторы, влияющие прямо и опосредованно на процесс экологического развития и непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашняя обстановка, группы сверстников, воспитательная среда.

Используя информационно-коммуникационную технологию, я  разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш», «Кто где живет?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Для реализации  проекта мною применялись различные формы работы с детьми:

это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем  создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей  дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна,  прежде всего,  для них самих – это предметные результаты их личностного роста

 В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу

Дидактические игры экологического содержания,  уточняют, закрепляют, расширяют  знание детей о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Методы, используемые мною  для реализации работы над проектом по экологии:

1.     Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2.     Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3.     Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –

  ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4.     Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

-педагогом разработаны перспективные планы, дидактический и    наглядный материал, стенды, консультации.

 На территории ДОУ имеются уголок леса, сада, луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

 Часто организовываем вместе с детьми  выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей: («Осенняя фантазия», «Дары природы», «Сказки осеннего леса», «Новогодняя фантазия», «Зимний букет»).

 Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц "Подкормка”, продолжается в течение всей зимы. Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.

 Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями детских поэтов и писателей природоведческой литературы.

 Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.    

Ведущая педагогическая идея  опыта – это преемственность обучения между детским садом и школой.

Наиболее эффективными дидактическими играми в образовательном процессе являются:

1. Игры используемые во время организации НОД («Скорая помощь», «Необычные путешествия» «Теремок», «Я знаю… », «Друзья природы», «Что будет если… », «Скорая помощь», «Необычные путешествия») – направленных на приобщение детей к экологически ориентированной деятельности.

2. Игры используемые в режимных моментах :

- утренний прием («Парные картинки», «Лото», «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы, «Я знаю… », «Мир вокруг нас», «Кем был – кем стал») - направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов

- прогулка («Путешествие в мир природы», «Хорошо – плохо», «Угадай по описанию», «Ты мой кусочек», «Один хорошо – много плохо», «Теремок», «1, 2, 3 к … беги») - направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы

- гигиенические процедуры («Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное») - направленные на развитие представлений о человеке

- совместная деятельность в вечернее время («Берегите природу», игры с картинками из серии «Хорошо – плохо», «Мир вокруг нас», «Назови одним словом») - направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе.

Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста намечаются  положительные тенденции в  экоразвитии:

  • дети усваивают элементарные знания об окружающей действительности.
  • формируются системные знания об окружающем мире.
  • дети бережно относятся к окружающему миру.
  • они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.

Занятия на экологическую тему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т.е. осенний, зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология», «экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «место обитания», «экосистема», «круговорот веществ в природе», «росток», «стебель», «побег» Дидактические игры органично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главные условия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активное участие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать, какие знания они приобрели в процессе игры. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре

«Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший растение получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую  пользу приносят человеку.

Игра «Разведчики»  может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1.  заяц, ёж, лиса, шмель;

2.  трясогузка, паук, скворец, сорока;

3.  бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4.  кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5.  пчела, стрекоза, енот, пчела;

6.  кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7.  таракан, муха, пчела, майский жук;

8.  стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9.  лягушка, комар, жук, бабочка;

10.  стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

Педагогические условия.

Важнейшую роль в воспитании экологической культуры как условия валеологического развития ребенка играют значимые взрослые.

Работа с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек).

Формы работы с родителями

В совместной работе детского сада  с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных  условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

         

Мероприятия эколого-краеведческого проекта 
«В союзе с природой родного края» 

- Оформление информационного объявления о собрании.                
- Организационное мероприятие в форме Устного журнала «Ребенок и природа»: 
-  Беседа «В природе нет ничего лишнего».   
- Компьютерная презентация .
- Видеозапись «Говорят дети». 
- Буклет «В союзе с природой» сентябрь .
- Совместное мероприятие «Беречь  природу - значит любить Родину»

Цель: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности к животному миру родного края; гуманного отношения к окружающей среде; стремление проявить заботу о сохранение природы.   

-Беседа: «Лес, который  хочу я видеть» 
- Создание альбома детских рисунков «Жалобная книга природы» 
- Фотовыставка «Экологическая хроника». 
- Проект «Экологическая азбука» 
- Выпуск экологической газеты «Капелька» 
- Экологический праздник «Земля – наш дом родной» . 
- Круглый стол «Мы, за воспитанное поколение»

Результат:  Считаю, что мой  выбор проектной деятельности – как основного средства формирования экологической культуры дошкольников посредством дидактических игр, под которой понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, обоснован. Следует отметить, что основным фактором, обеспечившим эффективность реализации моего проекта, стали следующие параметры: 
- Включение регионального компонента, способствующего развитию познавательного интереса детей к природе родного края, воспитанию любви и бережного отношения к окружающему природному и растительному миру.

- Привлечение родителей, в рамках совместной деятельности, способствующей развитию личности ребенка в целом, воспитания его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней на основе собственного примера. 
Применение инновационных программ экологического образования способствует усвоению дошкольниками содержания знаний, отражающих экологические закономерности природы; обеспечивает развитие у детей осознанно-правильного отношения к природе; повышает экологическую воспитанность детей, формирует у них начало экологической культуры.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней..Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми проводим комплексные занятия, игры, организуем практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

Хочется сказать о той работе, которую я  провели с нашими родителями. Конечно, воспитателю трудно работать без единомышленников. Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети узнают о мире природы. Родителям были предложены рекомендации по организации прогулок, содержанию животных дома и т.д. кроме того, было проведено открытое занятие. Родители с удовольствием наблюдали за своими детьми, слушали ответы.

Работая над своей темой, я поняла что нужно, как можно раньше, открывать ребенку книгу природы, чтобы каждый день приносил что-нибудь новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы.

Работа в детском саду в этом направлении дала свои положительные результаты. По результатам мониторинга, проведенного в детском саду, прослеживается положительная динамика в развитии детей. Это говорит о правильном направлении в работе.

ВЫВОД 

 Применение новых технологий способствует многогранному всестороннему развитию детей; помогает развивать творческие способности, формировать у детей объективную картину окружающего мира. У детей развиваются такие качества, как воля, собранность, упорство, достижение цели, чувство уважения к планете Земля, к своей Родине.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Ожидаемые результаты к концу  реализации проекта:

 

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

        У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы 

        Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

        Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

        Пополнится развивающая среда в группе.

        Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

  Обогащение уровня экологических знаний родителей.

        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

        Возможность участвовать в совместных экологических проект

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» для разработки проекта использовались следующие методические разработки и современные технологии:

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 193

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.

3. Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе     ознакомления детей с природой». М., 1978г.

 4.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и          экспериментов в детском саду»

5. Иванова А.И.  «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

6. Корнилова В.М.  «Экологическое окно в детском саду»

7. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г

8. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.

9. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.

10.Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.

11. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва          «Мозаика-Синтез» - 2002г.

12. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Я., 1998г.

13. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка - Пресс» - 2002г.

14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Описание педагогического опыта воспитателя Глазковой И.В.  АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТАОдной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является фор​мирование э...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Проект "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

В данном проекте рассматривается влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей  дошкольного возраста....

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...