консультация для учителей и педагогов
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей
и педагогов
Осуществление преемственности ДОУ и школы
Проблема преемственности образования становится остроактуальной в связи с развитием вариативных организационных форм дошкольного образования: дошкольные образовательные учреждения; образовательные учреждения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; группы кратковременного пребывания (на базе образовательных учреждений и центров дополнительного образования) и другое. Перечисленные формы образования детей должны обеспечить равные стартовые возможности для детей при поступлении в школу, а также преемственность обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе.
В Законе РФ «Об образовании» отмечено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В основе образовательного процесса должно лежать понимание общей стратегической для всех ступеней образования задачи – обеспечения целостного развития личности и специфических, приоритетных направлений в работе: для начальной школы – формирование у детей способности учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благоприятным, основной формой его самовыражения; для дошкольного образовательного учреждения – ранее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающий безболезненный естественный переход ребенка в школу.
Л.С. Выготский, исследуя особенности психического развития детей, выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребенок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований». Значительную роль в формировании новообразований играет преемственность, и их развитие в стабильном возрасте представляет исходный момент для всех динамических изменений «Я».
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Осуществление преемственности между ступенями образования обладает определенной спецификой и обусловлено:
- Возрастными особенностями развития детей (психологическими, социокультурными, интеллектуальными и др.);
- Социальными факторами: требованиями и запросами общества; отношением государственных институтов к образованию детей;
- Педагогическими условиями: содержанием образования детей, развитостью педагогических технологий, методов осуществления преемственности.
Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, нашим дошкольным образовательным учреждением была определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу, которая обуславливает общие для ДОУ и начальной школы задачи:
- Обеспечение плавного и менее безболезненного перехода от дошкольного к школьному детству;
- Взаимосвязь и координация педагогических усилий и воздействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов;
- Развитие творческого потенциала и способностей детей;
- Сокращение сроков адаптации выпускников ДОУ к условиям обучения в начальной школе.
Процесс осуществления преемственности можно подразделить на отдельные последовательные этапы:
- Формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
- Адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
- Развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Выстраивание преемственных линий содержания программ дошкольного и
начального общего образования следует основаниям:
- Развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей ученика начальной школы
- Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
- Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – как одного из необходимых условий учебной деятельности.
При этом обучение дошкольников строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игры, рисования, конструирования и др.), в рамках которых осуществляется становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам играющие важную роль в становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"
Дефекты речи и их устранение. Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...
Консультация для учителей-логопедов и педагогов-психологов "Определение и характеристика развития детей с ОНР "- выступление на городском методическом объединении
Данная консультация может быть полезная педагогам-психологам и учителям-логопедам, так как в ней рассматриваются особенности развития детей с ОНР разных уравней....
Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...
Консультация для родителей «Правила зимней безопасности». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Консультация для родителей «Правила зимней безопасности». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...
Консультация для педагогов ДОУ "Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ...
"Организация коррекционной работы специалистами ППк ( учителем - дефектологом, учителем - логопедом, педагогом - психологом, социальным педагогом) со всеми участниками образовательного процесса, включая обучающихся с ОВЗ".
Положение о деятельности специалистов сопровождения: учителей - дефектологов,учителей - логопедов, педагогов- психологов, тьюторов....