Речевое развитие с использованием продуктивного вида деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля, за точностью своего высказывания. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.
Новым потреблением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию на тему «История одной яблоньки» для детей старшей группы, составлена в соответствии с Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Непосредственно-образовательная деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется через взаимопроникновение и взаимодействие, а также через организацию различных видов детской деятельности, использование разнообразных форм и методов работы, обеспечивающих целостность образовательного процесса и решения образовательных задач.
Представленная технологическая карта непосредственно образовательной деятельности – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
· принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
· принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
· принцип доступности (соответствие возрастным особенностям) ;
· принцип психологической комфортности
Цель - приобщение детей к миру художественной литературы
Задачи:
· уточнить и обобщить представления детей о жизни растения как живого существа, как единого целостного организма;
· формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником;
· формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на основе анализа делать выводы, пересказывать;
· стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
· воспитывать эмоциональное восприятие содержания литературного произведения.
Образовательная деятельность по теме позволяют использовать все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. На них создаются проблемные ситуации, перед детьми ставятся поисковые вопросы, дети привлекаются к самостоятельному поиску решения проблемы, предоставляется возможность делать самим выводы. У детей поддерживается активный интерес к литературным произведениям. Они учатся осознавать поступки героев, проявляют внимание к литературному языку, понимают средства речевое выразительности. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы, как наглядный метод, наглядно-практический, словесный метод, прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием, приём использования проблемной ситуации.
По содержанию образовательная деятельность является интегрированной, так как части непосредственно образовательной деятельности объединены знаниями из нескольких областей. Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. В ходе подготовки образовательной деятельности проводилась предварительная работа с детьми- чтение притчи «Старик и яблоня», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», просмотр мультипликационного фильма В. Сутеева «Мешок яблок».
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию. Затем с воспитанниками проходит обсуждение темы. Ребята отвечают на наводящие вопросы воспитателя. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата (выполнение яблок с помощью пооперационной карты и набора материала для создания текстильного яблока).
После проведения образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема. Данный конспект образовательной деятельности учитывает возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая, это намечены цель, задачи образовательной деятельности определена форма проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
https://www.youtube.com/watch?v=X3qxzZPNczU - ссылка на фильм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod.docx | 746.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила:
Писаревская Полина Сергеевна
учитель – логопед
МБДОУ ЦРР - д/с №15 «Страна чудес»
г. Ханты-Мансийск
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля, за точностью своего высказывания. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.
Новым потреблением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию на тему «История одной яблоньки» для детей старшей группы, составлена в соответствии с Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Непосредственно-образовательная деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется через взаимопроникновение и взаимодействие, а также через организацию различных видов детской деятельности, использование разнообразных форм и методов работы, обеспечивающих целостность образовательного процесса и решения образовательных задач.
Представленная технологическая карта непосредственно образовательной деятельности – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям) ;
- принцип психологической комфортности
Цель - приобщение детей к миру художественной литературы
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о жизни растения как живого существа, как единого целостного организма;
- формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником;
- формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на основе анализа делать выводы, пересказывать;
- стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания литературного произведения.
Образовательная деятельность по теме позволяют использовать все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. На них создаются проблемные ситуации, перед детьми ставятся поисковые вопросы, дети привлекаются к самостоятельному поиску решения проблемы, предоставляется возможность делать самим выводы. У детей поддерживается активный интерес к литературным произведениям. Они учатся осознавать поступки героев, проявляют внимание к литературному языку, понимают средства речевое выразительности. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы, как наглядный метод, наглядно-практический, словесный метод, прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием, приём использования проблемной ситуации.
По содержанию образовательная деятельность является интегрированной, так как части непосредственно образовательной деятельности объединены знаниями из нескольких областей. Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. В ходе подготовки образовательной деятельности проводилась предварительная работа с детьми- чтение притчи «Старик и яблоня», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», просмотр мультипликационного фильма В. Сутеева «Мешок яблок».
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию. Затем с воспитанниками проходит обсуждение темы. Ребята отвечают на наводящие вопросы воспитателя. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата (выполнение яблок с помощью пооперационной карты и набора материала для создания текстильного яблока).
После проведения образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема. Данный конспект образовательной деятельности учитывает возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая, это намечены цель, задачи образовательной деятельности определена форма проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Основная часть
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию речи (старший дошкольный возраст).
Тема: «История одной яблоньки»
Цель - приобщение детей к миру художественной литературы
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о жизни растения как живого существа, как единого целостного организма;
- формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на основе анализа делать выводы, пересказывать;
- стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания литературного произведения.
Оборудование: презентация, проигрыватель Windows Mediaу, семена растения - яблоня, макет дерево - яблоня, яблоки, материалы и оборудование по технологической карт.
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. | Занимают свои места, готовят рабочее место. Приветствие | Психогимнастика психологические Этюд игровой момент | Психологическая готовность |
Вводно-организационный 1-2 мин | Организация направленного внимания | Организация образовательного пространства; чтение загадки: «В саду на дереве растёт. Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я Он начинается друзья» (яблоко) | Слушают и проявляют заинтересованность. | Беседа. Игровые упражнения. Соревновательные моменты | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Формирование интереса к содержанию НОД | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения – Ребята, а давайте немного подумаем, вспоминаем: Кто больше сказок назовет, где речь о яблоках идет? | Дети принимают вопрос, начинают осмысливать его. Вспоминают, какие сказки рассказывают о яблоках или замысел сказки начинается с данного плода. | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т.д. | Внутренняя мотивация на деятельность, привлечение внимания, актуализация знаний. |
Актуализация 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Направление деятельности Воспитанников наводящими и проблемными вопросами Решение проблемной задачи: «Что сначала, что потом…» На примере трех предметов: цветущие дерево-яблоня, плод - яблоко, семечко определить последовательность роста культуры. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, определяют последовательность роста и созревания предложенной культуры (семечко – дерево- яблоко), основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Остальные дети проявляют заинтересованность, соглашаются с данным выбором или нет. | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового 5-6 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемной задачи. Организация и проведение продуктивной деятельности. Организация взаимодействия в достижении результата. Аудио прослушивание с видеофрагментом произведения К. Д. Ушинского «История одной яблони» | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью учителя - логопеда). | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Беседа прослушанного произведения, рассказ учителя -логопеда, объяснение с наглядной демонстрацией развития и роста культуры. Наблюдение. Обсуждение. Пересказ. | Сформировать представления, закономерности. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Проведение пальчиковой гимнастики: Палец толстый и большой в лес за яблоней пошел. Указательный с порога указал ему дорогу. Третий палец самый меткий, он сбивает яблок с ветки. Безымянный поедает... А мизинчик-господинчик в землю семечки сажает | Участвуют в игре, выполняют упражнения, направленные на развитие мелкой моторики | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. По- лучение нового игрового опыта |
Практическая работа 10-12 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Выполнение яблок с помощью пооперационной карты и набора материала для создания текстильного яблока. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата | Дети уточняют требования Т.Б. при работе с острыми, колющими, режущими предметами. Практическое выполнение изделия с помощью пооперационной карты. На практической части НОД дети помогают друг от другу в процессе изготовления «Золотого яблока». Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (за- дают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами) | Выполнение практических творческой работы: «Создание золотого яблока». Парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Рефлексивно- корригирующий 3 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Обсуждаемые вопросы: Какие признаки можно подобрать к изготовленным яблокам? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими? | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Ребята по очереди начинают вступать в игру, характеризуя свой фрукт: наливное, спелое, красивое, вкусное, сочное, красное, круглое, сладкое, кислое, румяное, спелое, золотое, наливное, зеленое, полосатое яблоко. | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
Заключительный этап. Рефлексия, 1 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Действительно, ваши яблоки получились всем на загляденье. Украсим яблоню, и поучите ребят своей группы выполнять такие же…. яблоки. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Дети эмоционально рекламируют свой результат украшают предложенный макет дерева яблоками. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса в создание целостного результата. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Список литературы
- Веракс, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] \ под ред. Н. Е. Вераксы, Комаровой Т.С., Васильевой М. А. - М.: Мозаика - Синтез, 2014.-368с.
- История одной яблоньки - Константин Ушинский https://www.youtube.com/watch?v=X3qxzZPNczU.
- Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР [Текст] - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.- 448с.
- Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) [Текст] – СПб.: Детство- Пресс, 2013.- 400с
- Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет [Текст]\ под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2010.- 256с.
Приложение:
Правила безопасного труда
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности
Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ теоретических основ развития детского художественного творчества показал, что феномен творчества как сложного культурно – исторического явления и вида деятельности человека исследуе...
Речевое развитие с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых.
Консультация для воспитателей...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в продуктивных видах деятельности
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творчес...
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит ...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».
Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...
- Мне нравится (1)