Мир этикета Социально – педагогический проект
проект (старшая группа) на тему
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?
Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etiket.docx | 69.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 252»
Мир этикета
Социально – педагогический проект
Автор проекта:
Воспитатель: Хамова А. В.
Новокузнецкий городской округ
Содержание
- Актуальность проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Концептуальные основы проекта.
- Предполагаемый результат.
- Этапы реализации проекта.
- План работы с детьми.
- План взаимодействия с семьёй.
Приложение 1. Методическое обеспечение работы с детьми.
Приложение 2.Методическое обеспечение взаимодействия с семьёй.
Приложение 3. Фотопрезентация опыта реализации проекта.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие в страну Этикета» |
Основные разработчики проекта | Воспитатель - Хамова А.В. |
Цели и задачи проекта Сроки и этапы реализации проекта | Цель Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей. Задачи
Сроки реализации проекта: 2010-2013г.г. Этапы деятельности по проекту
|
Перечень основных мероприятий |
|
Целевые участники |
|
2.Предметно – пространственная среда:
- коллаж «Страна Вежливости» - выставка детских работ. 3.Информационно – образовательный продукт:
|
Актуальность разработки и реализации проекта
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?
Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание.
Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями.
Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым).
Слабо сформирована культура поведения за столом .
Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.
Цель:
Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в жизни человека.
- Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных местах.
- Развивать и совершенствовать навыки культурного общения детей со сверстниками, взрослыми, не знакомыми взрослыми людьми.
- Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведения за столом.
- Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
- Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
- Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников.
- Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспитанности дошкольников
Принципы
- Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие.
- Принцип последовательности: материал планируется и даётся детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
- Принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного материала.
- Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремимся к достижению результатов.
- Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
- Принцип опоры на зону ближайшего развития детей.
- Принцип гуманизации.
Сроки реализации проекта: 2010 – 2013г.г.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Педагоги;
- Родители.
Концепция проекта
Переживание – как форма обучения, воспитания, познания и развития.
Предполагаемый результат
1.Субъекты образовательного процесса:
- ребёнок: испытывает желание заниматься деятельностью, проявляет качества заинтерисованного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни;
- родители: возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравственному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных мероприятиях (выставках, праздниках, досугах).
2.Предметно – пространственная среда:
- подбор иллюстраций и наглядного материала
- дидактические игры, игры - упражнения
- альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки»
- Альбом «Уроки тётушки Свинки»
- художественная литература
- картотека игровых ситуаций
- игры – упражнения
- картотека в картинках «Правила поведения в детском саду»
- игры – инсценировки
- объекты детской субкультуры:
- коллаж «Страна Вежливости»
- выставка детских работ.
3. Информационно – образовательный продукт:
• методические рекомендации для родителей;
• система конспектов образовательной деятельности с детьми;
• аналитический доклад «Итоги реализации проекта «Развитие навыков этикета как средство формирования нравственной культуры дошкольников»»
Этапы деятельности по проекту
1.Организационно – познавательный этап
- Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы.
- Изучение педагогического опыта по проблеме.
- Определение основных целей, задач по реализации проекта.
- Определение основных ресурсов для реализации проекта (материальных, программно – методических).
- Оборудование центра нравственного развития «Островок этикета»
2.Технологический этап
- Комплектование центра нравственного развития «Островок этикета»
- Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета.
- Разработка критериально – диагностического материала.
- Разработка плана реализации проекта по направлениям деятельности субъектов образовательного процесса.
- Практическая деятельность по реализации проекта.
3.Обобщающий этап
- Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта.
- Принятие решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
старшей группы
Месяц | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | Что такое этикет? | Познакомить детей с понятием «этикет». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражнять в формировании своих взглядов, интересов. |
|
Октябрь | «Зачем быть вежливым? Мир волшебных слов». | Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. Учить решать некоторые этические задачи. Развивать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. |
и поговорки о вежливости.
рассказа Т. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости учил?»
общения «Что было бы, если бы исчезли все волшебные слова» |
Ноябрь | «Детский сад» | Формировать представление о нормах поведения в детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, няне и другим взрослым. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Совершенствовать навыки взаимоотношений со сверстниками. |
общения «Если тебя обидели»
стихотворений .
общения «Правила нашей группы».
|
Декабрь | « Учимся дружить» | Расширять представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Развивать речевой этикет. |
сказки «Дружная семейка».
«Самый лучший друг». |
Январь | «Этикет в семье» | Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к братьям, сестрам. |
«Моя семья и я».
«Копилка вежливых слов».
общения «К нам гости пришли».
«Хорошо – плохо».
и поговорки о семье.
« Моя семья». |
Февраль | «Идём в гости» | Дать представление о правилах поведения в гостях. Познакомить с культурой преподнесения подарка. Уточнить знания о культуре поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами. |
общения «В гостях у друга» (подруги).
упражнение «Этикет за столом».
«Подарок другу».
«Поздравление».
художественной литературы
«Копилка вежливых слов». |
Март | «Вежливая улица» | Формировать представления о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать развивать у детей навыки поведения на улице. |
«Путешествие в страну дорожных знаков»
«Вежливые пешеходы».
|
Апрель | «Разговор по телефону» | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать навыки употребления вежливых слов и выражений. Упражнять в умении коротко излагать свои мысли. Объяснить детям значение звуковых сигналов. |
Т. А.Шорыгина
|
Май | Поведение в общественных местах. | Уточнить и систематизировать знания детей о правилах поведения. Закрепить представление о культуре внешнего вида, поведении в коллективе. Упражнять в использовании вежливых слов. Формировать навыки культурного и этически грамотного поведения |
« В библиотеке».
« На приёме у врача».
игра «Театр».
«Вежливые слова».
«Будь вежлив».
|
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
подготовительной группы
Месяц | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | Что такое столовый этикет? | Формировать представление о столовом этикете. Продолжать формировать навыки культурного поведения за столом. Познакомить с историей возникновения столовых приборов. Учить правилам пользования столовыми приборами. |
|
Октябрь | «Красота на столе и за столом» | Формировать понятие о сервировке стола. Познакомить детей с приёмами украшения блюд. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами во время трапезы. Развивать хорошие манеры. |
|
Ноябрь | «Традиции госте- приимства » | Дать представления об истории возникновения народных традиций. Познакомить с традициями русского гостеприимства, народными гуляниями к различным праздникам. Развивать интерес к русским традициям. |
|
Декабрь | «Где труд – там и счастье» | Подвести детей к пониманию мысли о том, что человека красит не только лицо, но и поступки. Развивать интерес к труду, различным профессиям, желание помогать, быть нужным другим людям. Развивать любознательность |
|
Январь | «Музей полезных привычек. Культура внешнего вида» | Формировать представление детей о культуре внешнего вида. Уточнить знания о гигиенических навыках, необходимости соблюдения личной гигиены, умении быть опрятным, следить за чистотой и порядком. Развивать желание быть чистоплотным, аккуратным. |
книги Г.Остера «Вредные советы».
|
Февраль Март | «Музей полезных привычек. Культура быта и труда» «Школьная пора. Правила и нормы поведения» | Формировать представление о культуре быта и труда. Подвести детей к пониманию необходимости поддержания порядка в комнате, в своих вещах, в доме. Развивать представление о культуре труда (порядок на рабочем месте, необходимость соблюдения трудовых процессов). Развивать аккуратность, опрятность, трудолюбие. Формировать нормы и правила культурного поведения в школе: на перемене, в столовой на уроке. Закрепить умение употреблять в речи вежливые слова. |
М. А. Хаткина
|
Апрель | «Школьная пора. Правила и нормы общения» | Формировать нормы и правила культуры взаимоотношений в школе. Развивать уважительное отношение к учителю, к сверстникам, друзьям. Совершенствовать навыки этического поведения. |
о дружбе и вежливости.
|
Май | «Наш друг – этикет» (Итоги реализации проекта.) | Уточнить знания детьми норм и правил этикета, умение вести себя культурно в любых ситуациях. Развивать устойчивые доброжелательные отношения к окружающим. |
|
Календарно – тематическое планирование
работы с родителями
Месяц | Задачи | Формы работы | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Сентябрь | Создание положительного психологического настроя. Выявление степени компетентности и заинтересованности в вопросах формирования нравственной культуры. | Анкетирование родителей. «Почта доверия». Информационный буклет «Что такое этикет?» Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей». | Анкетирование родителей. «Почта доверия». Консультация «Формирование культуры поведения за солом». Материал для родительского уголка «Культура трапезы». |
Октябрь | Вызвать интерес у родителей к сотрудничеству, настроить на совместную положительную работу по вопросам нравственного воспитания детей. | Информационный буклет: «Роль этикета в воспитании детей». Заседание родительского клуба «Доверие» на тему «Нескучный этикет. Прививаем ребёнку хорошие манеры». | Материал для родительского уголка: «Секреты сервировки стола». Досуг «Семейный конкурс» на тему «Семейные секреты сервировки стола». Фотовыставка «Презентация семейных традиций». |
Ноябрь | Установление преемственности в семье и ДОУ по вопросам развития культурного поведения детей. | День открытых дверей «Наш любимый детский сад». Информационный буклет «Что воспитывает детский сад?» | Журнал для родителей «Этикет. Идём в гости». Досуг: КВН « Русские традиции». |
Декабрь | Повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования нравственной культуры дошкольников. | Заседание родительского клуба «Доверие» на тему «Научим детей дружить». Материал для родительского уголка «Правила дружбы» | Фотовыставка «Не мешайте мне трудиться». Консультация «Воспитание трудом». Выставка поделок «Новогодние чудеса». |
Январь | Повышение уровня родительской компетентности в области семейного воспитания. | Конкурс рисунков «Герб нашей семьи». Круглый стол «Роль этикета в семье». | Совместное с детьми занятие «Школа хороших манер или как преподнести себя людям». Консультация «Как научить ребёнка быть красивым». |
Февраль | Осуществление индивидуального подхода к родителям, учитывая особенности каждой семьи. | Журнал для родителей «Этикет. Правила поведения в гостях». Презентация семейного альбома «Праздничные блюда нашей семьи». Игровой тренинг «Ждём гостей» | Заседание родительского клуба «Доверие» на тему «Воспитываем в детях хорошие привычки». Совместный досуг «Дело мастера боится». |
Март | Повышение уровня компетентности родителей культуры поведения детей в общественных местах. Знакомство с нормами этикета. | Информационный буклет «Этикет на улице». Совместное с детьми занятие «Вежливая улица». Памятка «Правила поведения в транспорте». | Родительское собрание «Здравствуй, школа». Консультация «Эти правила важны. Уроки поведения в школе». Родительская газета «Воспоминания о школе» ( со стихами, фотографиями, воспоминаниями). |
Апрель | Пополнение педагогических знаний родителей в области развития речевого этикета. Качественное повышение уровня взаимодействия семья-ребёнок – ДОУ. | Информационный буклет «Разговор по телефону». Практикум для родителей и детей «Позвони мне, позвони». | Круглый стол «Знакомим детей с правилами и нормами школьного общения» Тест «Умеем ли мы общаться»? Игра для родителей «Копилка вежливых слов». |
Май | Выявление уровня педагогической компетентности родителей и степени удовлетворённости итогами совместного взаимодействия семья – ребёнок- ДОУ. | Материал для родительского уголка «Правила поведения в общественных местах». Досуг «Город вежливости». Совместное занятие «Рисуем портрет вежливого человека». Анкетирование родителей. «Почта доверия». | Экспресс опрос «Что такое этикет?». Викторина «Знатоки этикета». Фотовыставка «Вот мы какие». Анкетирование родителей. «Почта доверия». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....
Социально-педагогический проект «Повышение роли отца в семье»
Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребёнка также необходимо непо...
Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"
Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...
Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Проект – разработанная идея для претворения в жизнь. Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и д...
Социально-педагогический проект «Детям о профессии танкиста»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТАТема проекта: «Детям о профессии танкиста»Автор проектаБянкина Жаннета ВасильевнаВид проектаПо направлениюСоциально – педагогический проект нацелен на решение социальных з...
Социально-педагогический проект «Детям о профессии учитель»
Пояснительная записка.Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенк...
Социально-педагогический проект «Шаг навстречу»
Данный проект необходим: - воспитанникам: для успешной адаптации в современном микрокультурном социуме.- педагогам: для повышения профессиональной компетентности в вопрос...