Содержание математических представлений детей 6 года жизни
консультация (старшая группа)
Дети шестого года жизни - это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деления предметов, навыки измерительной деятельности. Различают дети и называют виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Могут классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны, начинают знать название места своего обитания, страны, ее столицу, называют времена года, отмечают их особенности, знают о взаимодействии человека с природой в разное время года, о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений, бережно относится к природе. Для детей 6го года жизни целесообразно ориентировать на развитие умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения, подготовке к предстоящему освоению информационно-логических моделей деятельности. Дети в игровой форме смогут приобрести и развить ряд умений. Для проведения занятий и игр не обязательно использовать компьютер, но можно и для общего показа применить его в единственном числе. Непосредственно, при правильном развитии ребенка, предметным содержанием математических представлений 6го года жизни должны быть овладение следующими знаниями, умениями и навыками: Признаки предметов. Признаки и свойства предметов (цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название), значение предметов и составные части предметов. Отметка или обобщение отдельных предметов из множества по указанному признаку, сравнение предметов, классификация предметов по признаку различных свойств, выделение основания для классификации. Множества предметов, с указанным свойством и подмножества предметов, с совокупностью указанных свойств. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Отношения. Сравнение группы предметов наложением и с помощью понятий: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Понятие отношения рядом стоящих чисел, составление равные группы по заданному числу Действие. Целое действие и его составные части. Одно действие, применяемое к разным предметам. Последовательность действий, заданная устно, графически, отношение с состоянием в природе. Порядок действий, направленный к заданной цели. Числа от 1 до 10. Предоставление каждого натурального числа, как результат счета и мера величины. Счет и отсчитывание в пределах 10 в прямом и обратном порядке; соотношение числа с цифрой в пределах 10. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с предметными множествами и измерений величин. Использование количественных числительных, ответ на вопрос « Сколько?» Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Применение способов сравнения групп предметов. Сравнивание. Сравнивание два предмета по величине с помощью условной мерки; Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью условных знаков. Определение на глаз величину предметов. Овладение сравнения предметов по величине путём наложения, приложения, опосредованного измерения с помощью условной меры. Последовательность чисел. Формирование представлений в натуральном ряде чисел о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств. Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр. Использование порядковых числительных, ответ на вопрос «Который?». Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. Узнавание в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, выделять и называть их. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. *Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур. Отношения полного включения видового понятия в родовое понятие. Истинные и ложные высказывания. Умение отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости (слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т.). Ориентирование на листе бумаги, понимание относительности пространственных характеристик. Определение положения собственного тела относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета. Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане. Формирование временных представлений. Ориентировка и последовательное называние: понятий утро - день - вечер - ночь; вчера, сегодня, завтра; раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам. Конструирование. Моделирование на практике реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур. Умение анализировать образец постройки, планирование этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание математических представлений детей 6 года жизни
Дети шестого года жизни - это возраст начала развития интереса к математическим знаниям. В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формирование представлений об отношении целого и части. Им интересно знакомство с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов. У них развивается умение видеть принадлежность части целому предмету, понятие мерки для деления предметов, навыки измерительной деятельности. Различают дети и называют виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Могут классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны, начинают знать название места своего обитания, страны, ее столицу, называют времена года, отмечают их особенности, знают о взаимодействии человека с природой в разное время года, о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений, бережно относится к природе. Для детей 6го года жизни целесообразно ориентировать на развитие умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения, подготовке к предстоящему освоению информационно-логических моделей деятельности. Дети в игровой форме смогут приобрести и развить ряд умений. Для проведения занятий и игр не обязательно использовать компьютер, но можно и для общего показа применить его в единственном числе. Непосредственно, при правильном развитии ребенка, предметным содержанием математических представлений 6го года жизни должны быть овладение следующими знаниями, умениями и навыками:
Признаки предметов. Признаки и свойства предметов (цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название), значение предметов и составные части предметов. Отметка или обобщение отдельных предметов из множества по указанному признаку, сравнение предметов, классификация предметов по признаку различных свойств, выделение основания для классификации. Множества предметов, с указанным свойством и подмножества предметов, с совокупностью указанных свойств. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Отношения. Сравнение группы предметов наложением и с помощью понятий: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Понятие отношения рядом стоящих чисел, составление равные группы по заданному числу
Действие. Целое действие и его составные части. Одно действие, применяемое к разным предметам. Последовательность действий, заданная устно, графически, отношение с состоянием в природе. Порядок действий, направленный к заданной цели. Числа от 1 до 10. Предоставление каждого натурального числа, как результат счета и мера величины. Счет и отсчитывание в пределах 10 в прямом и обратном порядке; соотношение числа с цифрой в пределах 10. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с предметными множествами и измерений величин. Использование количественных числительных, ответ на вопрос « Сколько?» Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Применение способов сравнения групп предметов.
Сравнивание. Сравнивание два предмета по величине с помощью условной мерки; Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью условных знаков. Определение на глаз величину предметов. Овладение сравнения предметов по величине путём наложения, приложения, опосредованного измерения с помощью условной меры.
Последовательность чисел. Формирование представлений в натуральном ряде чисел о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств. Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр. Использование порядковых числительных, ответ на вопрос «Который?».
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. Узнавание в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, выделять и называть их. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. *Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур. Отношения полного включения видового понятия в родовое понятие. Истинные и ложные высказывания. Умение отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости (слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т.). Ориентирование на листе бумаги, понимание относительности пространственных характеристик. Определение положения собственного тела относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета. Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане. Формирование временных представлений. Ориентировка и последовательное называние: понятий утро - день - вечер - ночь; вчера, сегодня, завтра; раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование. Моделирование на практике реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур. Умение анализировать образец постройки, планирование этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
В конце учебного года дети должны уметь: -называть числа от 1 до 10; -продолжить заданную закономерность; - производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; называть главное предназначение предметов. -устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра; - выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, переносить свойства одного предмета на другие. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (на глаз, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.); - распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом; разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку; - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий, описывать простой порядок действий для достижения заданной цели. Применение какое-либо действие по отношению к разным предметам составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам, находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
привести примеры истинных и ложных высказываний, отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»); формулировать отрицание по аналогии; пользоваться разрешающими и запрещающими знаками; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях; - моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в
виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, расставлять события в правильной последовательности;
умеет создавать по рисунку постройку, используя геометрические фигуры.
Таким образом, на шестом году жизни дети приобретают в дошкольном учреждении значительный объем знаний математического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности интеграции математических представлений в повседневной жизни в ДОУ и дома
Возможности интеграции математических представлений в повседневной жизни в ДОУ и дома...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни»
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешн...
Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...
Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни
Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего дошкольного возраста...
Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...
Выступление на педсовете. Из опыта работы. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в повседневной жизни
Из опыта работы. В зависимости от педагогических задач по математике планируется работа в повседневной жизни. Математику рекомендуется связать максимально с окружающей жизнью. На протяжении всего дня ...
Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...