ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ.
статья по теме
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами адаптации детей мигрантов: дети плохо говорят по-русски, тяжело адаптируются в кругу сверстников, плохо усваивают материал.Эта нелёгкая задача ложится на плечи воспитателей, которые стараются помочь таким детям и их родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_detey_migrantov.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ В ДОУ.
В современном мире всё чаще можно наблюдать яркие процессы миграции населения. Люди все меньше стали придерживаться своих корней, традиций, все чаще стремятся покинуть свой край . Это связано больше с экономическими проблемами той или иной страны. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные и социальные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Большую часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, которым в дальнейшем предстоит жить на территории России. Такое резкое изменение привычек, условий жизни, вызванное переездом в другую страну или регион, где другие культурные традиции, другой язык, приводят к дезориентации ребенка- дошкольника из семьи мигрантов, влечет за собой адаптационные воспитательные и образовательные проблемы. Как показывает практика, такие проблемы социальной адаптации не возникают у мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они в основном у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран, СНГ и Кавказа. Первая и наиболее важная проблема – лингвистическая, она состоит в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят вовсе. Здесь возникают трудности общения. Ребенок не может объяснить воспитателю свои чувства, потребности, а воспитатель не может понять его. Зачастую и родители- мигранты не говорят на русском языке, тогда общение затрудняется вовсе. В связи с этим проблема речевого развития встает на первый план. В работах ж. Ронже, В Штерна и других указывается на то, что в возрасте от 2-х до 5-ти лет дети учатся говорить без усилий. Это относится как к родному так и к другим языкам. Педагоги и лингвисты утверждают, что дошкольный возраст- это сензетивный период для изучения других языков. Поэтому чем раньше ребенок попадает в дошкольное учреждение, тем легче и быстрее он сможет освоить новый для него язык. Для воспитателей проблема адаптации ребенка – дошкольника из семьи мигрантов в дошкольном образовательном учреждении стала чрезвычайно актуальной. Анализируя работу ДОУ по данной проблеме, можно выявить, что дети-мигранты не включены ни в какие виды работ: не выделяются и не предусматриваются никаких специальных и дополнительных занятий с семьями мигрантов. Дети-мигранты «растворяются» в общем составе детей ДОУ, они не рассматриваются как особый контингент воспитанников, требующих специального внимания и специального педагогического содействия в вопросах их социальной адаптации.
Процесс адаптации детей-мигрантов проходит точно так же как и у русскоязычных детей, но при этом более длительный. Педагоги пишут, что не знают возможных причин дезадаптации детей-мигрантов. Методы работы с этими детьми используются те же, что и с русскоязычными детьми, но возникают проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Для избежании проблем со сверстниками педагогу необходимо проводить работу по воспитанию толерантности у детей группы. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Если педагог сможет сплотить группу в помощи ребенку мигранту, его адаптация пройдет намного легче. Такая практика работы становится полезной и для русскоязычных детей. Это возможность узнать о другой культуре, обычаях, учиться понимать других людей и принимать их.
Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации речевого развития детей из семей мигрантов, отсутствие специалистов в области билингвального образования, свидетельствует о том, что речевое развитие детей мигрантов нуждается в научно-методической разработке. Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на получение образования. Главное – создать условия при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя реализовать и стать полноценными членами общества. Комплексный подход к решению данной проблемы- одно из условий организации педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь следует помочь ребенку вжиться в новую среду общения, предотвратить состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психологической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности. Такую помощь можно оказать при помощи педагогов, родителей, детских психологов, путем создания специальных программ адаптации. Данные программы должны опираться на идеи целенаправленного учета этнокультурных особенностей детей мигрантов в программах дошкольного образования. И содержать несколько блоков, : организационно-педагогические и методические основы взаимодействия с семьями, методическая поддержка обучения русскому языку, социально-педагогическое сопровождение детей и их семей, психологическое сопровождение детей и семей. Для таких детей и родителей появляется необходимость создания психологической помощи, где опытные психологи помогут решить сложившиеся проблемы. Таким образом, успешная адаптация ребенка- дошкольника из семьи мигрантов в ДОУ зависит от:
- подготовки специалистов по данной проблеме
- создания адаптационных программ для детей из семьи мигрантов
- создания системы работы с родителями – мигрантами
- сплоченности детского коллектива.
Важно решать проблему адаптации ребенка мигрантов в едином, согласованном, личностно-ориентированном ключе.
В статье использовались источники:
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/
Материалы конференции «Современные проблемы науки и образования» http://congressinform.ru/conf-0316/
«Первая парта» http://parta1.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....
Коммуникативная деятельность ребенка. Основные проблемы адаптации ребенка к школе.
Когда ребенок приходит в школу, то помимо учебной деятельности ему приходится столкнуться с непривычной для него средой общения. Конечно, до этого он общался с другими детьми во дворе или в детском са...
Особенности адаптации детей из семей мигрантов к условиям детского сада
Работа в ДОУ с детьми мигрантов....
Программа социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»
В настоящее время Россия аккумулирует крупные миграционные потоки, обусловленные социально- экономическими проблемами и неравномерностью развития стран постсоветского пространства. Большая часть посто...
Тема доклада: «Ребенок из семьи мигрантов в ДОУ»
Тема доклада: «Ребенок из семьи мигрантов в ДОУ» Подготовила: Сафонова Светлана Александровна,воспи...
Памятка по адаптации обучающихся из семей-мигрантов
Для педагогов ДОУ...