Моя педагогическая концепция
материал на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция.
Как цветок поворачивается к солнцу,
так и ребенок поворачивается к тому,
от кого исходит свет, тепло и
добрый интерес. Быть таким –
профессиональная обязанность
педагога.
В.А.Караковский
В возрасте 6-7 лет я уже знала, что хочу стать педагогом, поэтому решила освоить профессию учителя. На третьем курсе университета я решила попробовать себя в роли воспитателя и устроилась в детский сад. Проработав в детском саду полгода, я поняла, что детский сад становится частью меня, что далеко не школа является основой в формировании личности, а детский сад.
Я решила, что именно это будет местом моей постоянной работы. И это не удивительно, моя мама работает воспитателем уже много лет, и «педагогика буквально течет по моим венам». Педагоги – дошкольники, являются творцами детских душ. Ведь то зерно доброты, которое мы посеем – в будущем, обязательно прорастёт. А как приятно и почётно быть творцом!
Конечно, было трудно, не хватало опыта, но главное была и есть любовь к детям.
Для себя я решила: быть честной с детьми, признавать их право на свою жизнь, считаться с мнением детей, не навязывать свое мнение, а при необходимости уметь убеждать, оценивать не личность ребенка, а только его поступки, не торопиться с выводами, а тем более с действиями, «держать паузу», о хорошем говорить ребенку при всех, о плохом - наедине.
Свою жизнь я не представляю без общения с детьми, без их любопытных глаз, без их наивных вопросов. Как приятно, когда при помощи слушания, прикосновения, мимики, совместных действий с ребенком, юмора – видишь их счастливые, спокойные глаза и потребность в общении. Глядя на своих воспитанников, я все больше понимаю, что они служат мне опорой, становятся моими спутниками, помогающими творить.
Обучая их, развиваюсь сама.
Я часто думаю, что же такого притягательно, неповторимого в профессии «воспитатель», и опять прихожу к выводу, прежде всего общение с детьми. Основной целью своей работы считаю – вместе с обучением сеять в душах детей стремление к свету, мудрости, любви, а также помочь ребенку скорее увидеть и распознать свои способности, убрать комплексы, зажимающие его индивидуальность, и мешающие выразить себя.
Сила воспитателя - в соединении любви к делу и к детям. Только там, где любовь не простое чувство, а средство воспитания, выстраивается совместная жизнь взрослого и ребенка. Появляется радость общения от ежедневных встреч с маленькими людьми - непосредственными, иногда сложными, но всегда доверчивыми и искренними.
Надо пройти через многое, чтобы понять: я не могу жить без десятков смешных, восторженных, лукавых, вредных, влюбленных глаз моих воспитанников.
Воспитатель… Какое светлое, ласковое слово. От него несет счастливым детством, беззаботной детской улыбкой и материнской заботой.
Я – воспитатель. Я люблю свою работу и чувствую себя на своём месте. Чувство удовлетворения дает мне столь необходимое сегодня душевное равновесие, гармонию, питает меня положительными эмоциями, уберегает от равнодушия и пессимизма.
Как приятно осознавать, что ты - воспитатель, очень осторожно и бережно помогаешь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать каждому ребенку свою ценность - вот мой принцип. Проникнуть в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что его душа и есть самое главное, ценное на Земле, - вот суть моей педагогической концепции: прими – пойми – воспитай и обучи – создай ситуацию успешности для каждого ребенка.
Какие они разные. Одному нужен всего лишь добрый взгляд, другому поощрение, третьему признание. Поэтому главное - позволить каждому быть собой. Не подавлять того, кто хочет быть другим, сберечь неповторимую прелесть индивидуальности.
Удивительно разнообразен мир природы…Вы замечали, какие бывают цветы? Одни очень красивые, но лишенные аромата, а другие наоборот, пахнут замечательно, но их вид не приводит в восторг. Дети тоже не похожи друг на друга. Но настоящий садовник находит в любом растении прекрасное, помогает раскрыть то, что сделает счастливым и его, и окружающих.
В своей педагогической деятельности я стала стремиться искать те направления в работе, которые хорошо «ложатся» на мою личность, совпадают с моим мироощущением, с моими убеждениями, и самое главное помогают детям раскрыться.
Поняла, что проложить тропинку к детскому сердцу мне помогают наблюдения и восхищения красотой природы и формирование гуманного отношения к ней. Важно с детства обратить внимание ребенка на море звуков и запахов, тысячи разных загадок и тайн, которые заставляют остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Есть свои секреты красоты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки. Знакомство с красотой природы помогает понять многие явления, приучает видеть интересное и прекрасное там, где вчера он не видел ничего достойного внимания.
Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг был «путешествием к истории мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Очень хочется, чтобы дети узрели Красоту мира и замерли перед нею в восхищении…
Я думаю, что от того, как воспитатель сумеет научить своих детей ощущать сердцем внутренний мир другого человека, зависит духовная красота личности.
Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, я стараюсь развивать различные стороны его личности. Пробуждаю интерес и желание познавать природное окружение, вызываю у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываю уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь её.
И уже сегодня, постепенно перемены в детях стали все более заметны.
…Какое нежное, теплое, и удивительно трогательное и трепещущее это чувство. Этот миг, это время слияния, единения - пропуск в мир детства, что дает силы для движения вперед… «…Верить в человека и любоваться ростом его духа – это лучшее, что дает нам жизнь» и наша профессия.
Именно в этих повседневных делах и сложилось мое педагогическое кредо. Это очень простая мысль, но дается она размышлениями, неудачами, поисками: для успеха педагогической деятельности нужно любить детей, принимать и понимать их, уметь раскрывать их возможности, верить в них, позволив каждому быть собой, сберегая неповторимую прелесть индивидуальности.
Наверное, в этом единении и заключается главная мудрость педагогики – надо просто вместе жить, любить и не мешать, маленькому человеку, творить самого себя.
Расцвел тот сад
моим теплом согретый,
и мыслями моими, и душой.
Вы жизнь моя, мои рассветы,
Пусть вам со мною будет хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Моя педагогическая концепция
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...
Моя педагогическая концепция
Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"
Концепция педагога о выборе своей профессии....