консультация" готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Чеснокова Елена Александровна

В консультации   мы рассмотрели все компоненты готовности к школьному обучению. Начало школьного обучения - закономерный этап в жизни каждого ребенка.  И сегодня, как никогда, проблема подготовки детей к школе – одна из наиболее актуальных проблем. Это обусловлено возрастающими требованиями общества к  выпускнику дошкольного учреждения, модернизацией системы образования, желанием родителей начинать обучение будущих школьников уже в детском саду. И мы с вами должны приложить все усилия, умения и отдать все наши знания, для того чтобы в полной мере подготовить наших детей в школу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Нововоронежский Детский сад №15»

Консультация для воспитателей и родителей

«Готовность  ребенка к школе»

                                                 

                                                                Подготовила воспитатель

                                                                                             Чеснокова Е.А.

Готовность   дошкольника в школу

Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. И задача каждого педагога, наша с вами задача, обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень их жизни, ступень обучения в школе.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе -это тот уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования, предъявляемые в школе, не будут чрезмерно велики и не приведут к нарушению психического и физического здоровья ребенка. 1. 1.     Готовность ребенка к школе  - это не только набор знаний умений и навыков (умение ребенка читать и писать), а также набор других компонентов, включающих уровень физического, интеллектуального и личностного развития ребенка.

2.     Уровень физического развития ребенка зависит от наследственности, индивидуального развития ребенка, от социальной среды, в которой растет ребенок и от экологии.  Уровень физического развития определяет медицинская комиссия.

 В нашем саду созданы все условия для развития и укрепления физического здоровья:  инструктором по физической культуре осуществляется непосредственно- образовательная деятельность, совместно с воспитателями проводятся спортивные праздники, досуги, утренняя гимнастика. Воспитателями проводятся: закаливание, корригирующая гимнастика после сна, физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры. Кроме этого мы  с вами пользуемся различными здоровье сберегающими технологиями.

3.       Ребенок интеллектуально готов к школе, если у него в пределах условно- возрастной нормы развиты все физические и психические функции – память внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, а также достаточно высокий для данного возраста уровень осведомленности.

Мы для развития интеллектуальной готовности ребенка к школе используем инновационные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кьюизинера, игры Воскобовича; настольно-печатные игры, дидактические игры, например: Хорошо - плохо(ТРИЗ),угадай по описанию, что лишнее и др. Для повышения интеллектуальной готовности мы ведем индивидуальную работу. Для того, чтобы помочь детям интеллектуально подготовиться к школе, в своей работе мы используем набор литературы: Чикова «Как подготовить ребенка к школе», Забрамная «Развитие ребенка в ваших руках», Безруких «Ступеньки к школе»  и др..(Вся она предлагается вашему вниманию ( предложить посмотреть)) .

  1. Личностная готовность ребенка к школе  выдвигается на первый план и включает в себя мотивационную готовность, волевую готовность и коммуникативную готовность. Она выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением.

  Структура положительной школьной мотивации включает в себя:

-наличие у ребенка четки представлений о школе и форма школьного поведения;

-заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;

-наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

Разберем подробнее все компоненты личностной готовности к школе и  мероприятия которые можно осуществлять и которые мы осуществляем для формирования личностной готовности ребенка к школе.

ИТАК:

Мотивационная готовность к школе- это наличие у ребенка желания учиться ( не надо путать  желание ребенка пойти в школу  с желанием учиться)

Приведу пример

Если ребенок говорит: «Хочу пойти в школу, чтобы поиграть с друзьями или потому, что мне купили новый портфель или потому, что мама велела», значит у ребенка сформировалось желание пойти в школу, но нет еще желания учиться.

Но если ребенок говорит, я хочу пойти в школу потому, что там много интересного рассказывают,  значит, у ребенка сформирован познавательный мотив;

Или я хочу пойти в школу, чтобы многому научиться и стать полицейским. Значит, у ребенка сформирован социальный мотив;

Или , я хочу пойти в школу, чтобы получать пятерки, у ребенка сформирован оценочный мотив.

Группа данных мотивов ( познавательного, социального, оценочного) позитивна и говорит о том, что у ребенка сформировалось желание учиться.

 В формировании данных мотивов большую роль играют слова и поступки взрослых, т.е. наши с вами и поступки родителей. Необходимо не пугать школой, например, вот пойдешь в школу будешь двойки получать и учительница ругать будет, а наоборот, давать позитивную оценку школе . Например, в школе интересно учиться, там учатся умные дети и в то же время необходимо объяснять ребенку, что чтобы чему то научиться в школе необходимо выполнять определенные правила, даже отказываясь от своих желаний.

Для этого в своей работе нам необходимо включать разнообразные формы и методы ознакомления детей со школой и воспитания положительного отношения к ней и создание соответствующей предметно-развивающей среды, а также просвещение родителей по вопросам готовности детей к школе.

Мы в своей группе по формированию положительной мотивации к школе ведем работу по нескольким направлениям:

1.-работа  с детьми в группе и создание предметно-развивающей среды (экскурсия в школу на День знаний, экскурсия в библиотеку, чтение художественной литературы о школе, рисование на школьные темы, дидактические игры, рассматривание картин и альбомов с иллюстрациями на школьную тематику, чтение поговорок, стихов , пословиц, кроме этого мы рассматриваем различные ситуации «как бы поступил школьник»). Работу с детьми  необходимо продолжать, Например, можно подготовить и провести смотр-конкурс уголков «я и школа» (изготовив игрушечные парты, портфели, обшить кукол школьниц).

2. Работа с родителями.

Консультации для родителей по вопросам подготовки к школе, индивидуальные консультации для родителей по конкретным ситуациям по теме «Помощь в подготовке к школе», подборка литературы для родителей по данному вопросу, оформление информационного материала для родителей по вопросу подготовки к школе. Планируем провести анкетирование родителей  по вопросам готовности к школьному обучению и на основе этого провести обучение родителей по непонятным для них вопросам по теме готовности ребенка к школе.

2 категория личностного развития ребенка –волевая готовность к школе- это  наличие у ребенка произвольного поведения, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Волевая готовность к школе включает в себя:

- умение ребенка выслушать инструкцию учителя принять ее и выполнить ее;

-умение ребенка выполнять учебную задачу, т.е.

1. наметить какое-либо действие

2. распланировать его

3. проявить усилие для достижения цели

4. оценить результат своего действия.

А это ребенку сделать трудно, поэтому  у детей необходимо развивать самостоятельность, ответственность, способность к адекватной самооценке, уверенность в себе.

В школе детям предстоит самостоятельно отвечать у доски перед всем классом, готовить доклады на различные темы. Для многих первоклассников это становится серьезным испытанием. Уже в начальной школе от учеников требуется умение творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы. Уверенно чувствовать себя во время выступления переел аудиторией, но к сожалению данными навыками владеет лишь небольшой процент выпускников дошкольных учреждений. Для того чтобы сформировать навыки исследовательской работы у детей, мы в своей группе пользуемся инновационными технологиями. Блоки Дьенеша формируют навыки логического мышления, ТРИЗ  объединенный с продуктивной деятельностью, формирует исследовательские навыки, небольшие сочинения-рассуждения по художественной литературе, развитию речи, экологии, сказки, придуманные по картине совместно с родителями  формируют и выстраивают правильность ответов дошкольников. Дети учатся составлять рассказы по заданной теме, выделять главную мысль произведения, составлять план – схему рассказа, пересказывать и составлять рассказ по ней, задавать  вопросы по тексту, обсуждать прочитанное. Осуществляется эта работа в игре, в НОД, в нетрадиционных формах проведения НОД (КВН, поле чудес и т.д.)

Нами введены меры оценки и меры поощрения – это «шкатулка добрых дел». В данной игре  разработана система поощрений в виде сердечек, квадратиков, наклеек. Поощрение дается за хорошее поведение на занятиях и вне занятий, за хорошую работу и за хороший результат выполнения работы на занятиях, за помощь своим друзьям и т.д. Причем с детьми заранее были оговорены поступки, за которые даются поощрения и дети, которые не получили поощрений  в какой-либо деятельности, не обижаются , а стараются выполнить все условия, для получения поощрений. Это стимулирует детей и направляет в правильное русло их действия и поступки.

Наши коллеги  одной из форм организации обучения элементам  исследовательской деятельности предлагают заседания ученого совета. Данные заседания способствуют развитию у дошкольников творчества и самостоятельности.

В качестве основных задач были определены:

-обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, Интернет, общение с социумом);

- формирование умения обрабатывать полученную информацию  (составление плана-схемы доклада);

-обучение монологическому высказыванию;

-развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.

Работа в данном направлении осуществлялась в 2 этапа.

  1. Подготовительный (определение проблемы внедрения исследовательской деятельности в работу с дошкольниками, изучение литературы по исследовательской деятельности, обучение детей правильному выстраиванию высказыванию своего мнения по той или иной теме, совместная подготовка с родителями развивающей среды для исследовательской деятельности.
  2. Практический этап предусматривал непосредственную работу ученого совета. Заседания проводились 1 раз в неделю во время утреннего приема. Каждому заседанию соответствовала определенная тема, над которой работали воспитатели совместно с детьми всю неделю. Выступают 2-3 докладчика ,докладчики тему готовят вместе с родителями. Сообщается это им за неделю до выступления. К докладам предъявляются определенные требования, сформированные для всех докладчиков.

Все данные меры относятся к формированию произвольности поведения.

Свидетельством того, что у ребенка сформировалась произвольность поведения, самостоятельность, ответственность служит привычка без напоминания взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (чистить зубы, убирать игрушки, мыть руки, кормить рыбок и т.д.), стремление проявлять инициативу.

3 компонент личностной готовности к школе  -коммуникативная готовность.

Она включает в себя:

  1. Умение строить адекватные системе обучения отношении со взрослыми. (ученик- учитель)
  2. Умение общаться со сверстниками.
  3. Формирование самосознания, отсутствие заниженной самооценки.

Ребенок готов к школе, если его общение не отличается особой конфликтностью, ребенок сравнительно легко устанавливает контакты в игре или любом другом виде деятельности, являясь партнером, выполняя правила, делает это для достижения общей цели.

 Отношение к себе включает развитие самосознания и самооценки. Если самооценка ребенка занижена, то это свидетельствует о том, что ребенок испытывает дефицит эмоциональной защищенности, любви и внимания окружающих.

Заниженная самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи . В этом случае мы стараемся помочь ребенку, поддержать его, больше с ним общаться.

Т.о. мы рассмотрели вес компоненты готовности к школьному обучению. Начало школьного обучения - закономерный этап в жизни каждого ребенка.  И сегодня, как никогда, проблема подготовки детей к школе – одна из наиболее актуальных проблем. Это обусловлено возрастающими требованиями общества к  выпускнику дошкольного учреждения, модернизацией системы образования, желанием родителей начинать обучение будущих школьников уже в детском саду. И мы с вами должны приложить все усилия, умения и отдать все наши знания, для того чтобы в полной мере подготовить наших детей в школу.

Консультация на тему:

«Готовность детей к школе»

                              Подготовила и провела:

Воспитатель  ВКК Чеснокова Е.А.

Нововоронеж

2013-2014 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...