"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества педагогов и родителей и позволит расширить диапазон знаний родителей по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnye_kacheli_dlya_roditeley.docx | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дискуссионные качели» для родителей подготовительных к школе групп ДОУ
на тему «Пора ли ребенку в школу?»
/Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС/
МБДОУ г.Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
Воспитатели I квал/категории:
Максименко Татьяна Олеговна
Курьянович Наталья Олеговна
Задачи:
- Вовлечь родителей в дискуссию по вопросу подготовки к школе, создать обстановку сотрудничества педагогов и родителей.
- Изучить мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению. Сформировать понятие готовности ребенка к школе; учить определять уровень психологической готовности ребенка к школе.
- Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе.
Ход собрания:
- Орг. момент
Слайд 1
1.1. Встреча родителей детей подготовительных групп (по 5 из каждой группы)
1.2. Приветствие
— Мы рады приветствовать всех участников нашего собрания, и считаем, что все, кто сегодня присутствует в зале — коллеги, так как мы вместе, в союзе, развиваем и воспитываем наших детей. Здравствуйте, коллеги!
- Сообщение темы дискуссии
Слайд 2
—Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа.
Все мы родом из детства и все когда-то любили качаться на качелях. Предшкольная жизнь похожа на качели, и каждый участник этой жизни испытывает то взлёты, то падения. Трудности испытывают не только дети подготовительной к школе группы и их родители, но и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Всем нам, взрослым, надо знать, какую помощь необходимо оказать ребенку, чтобы он был готов к школьной жизни. Призываю всех сегодня активно дискутировать на эту тему.
Слайд 3
- Итак, садимся на дискуссионные качели:
на одной стороне – 1-ая группа родителей на другой стороне – 2-ая группа родителей
Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты решения одной из самых актуальных проблем — проблемы преемственности при переходе детей из дошкольного учреждения в начальную школу и ответить на вопрос «Пора ли ребенку в школу?».
Вопросы для дискуссии | Вывод/ предполагаемый результат |
Многих волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность к школе, что главное?». «В чем же суть готовности?» Итак, давайте порассуждаем…
Слайд 4 Слайд 5 Какие факторы, по вашему мнению, характеризуют готовность ребенка к школе? Вам дан перечень, прочитайте и выберите, из ниже перечисленных, три приоритетных, на ваш взгляд, фактора. Обоснуйте свой выбор. Насколько они оправданы? | Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил и не прожил полноценно этап предыдущий. Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Это процесс внутренний. 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение считать и читать. 6. Аккуратность и дисциплинированность. 7. Хорошая память и внимание. 8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно. |
Слайд 6
Что вы понимаете под «эмоциональной готовностью»? В воображении ребенка, школьник – это кто? В чем заключается задача взрослого для формирования «эмоциональной готовности»? Слайд 7 Что вы понимаете под «интеллектуальной готовностью»? Как вы думаете, что в это понятие входит? Какая возрастная особенность естественно подталкивает взрослых на формирование интеллектуальной готовности без напряжения? Слайд 8 Что вы понимаете под «социальной готовностью»? С какими трудностями в школе столкнется ребенок со слабо развитой социальной позицией? Каким образом можно сформировать «социальную готовность»? Слайд 9 Подведем итог: Слайд 10 Итак, для того чтобы сказать, что ребенок готов к школе, от него требуется сформированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!» |
Это: 1. Эмоциональная ( мотивационная) готовность 2. Интеллектуальная готовность 3. Социальная готовность Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя школу. Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок опускается с небес на землю, оказывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования. Но не забывайте: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - не одно и, то же. Обученность - умения и навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать и считать. Интеллектуальное развитие - умственный потенциал, способность к самостоятельному обучению. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чего-нибудь, а именно учился ДУМАТЬ! Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!». В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции, систематическому обучению. Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе. Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год. Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным социальным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее. Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой детский психолог. |
Статья 19 Закона РФ «Об образовании» гласит: Но, большинство детей, как правило, развиваются неравно-мерно. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят:
Слайд 11 Вот некоторые фразы, которые я слышу от родителей, отдающих детей в школу в 6 лет: Хотелось бы услышать Ваше мнение. Слайд 12 В чем проблема «незрелых» детей? Как избежать этой проблемы? Что означает формулировка: «ваш ребёнок не готов к школе»? Если речь идёт о шестилетнем ребёнке. Готов ли ваш 6-летний ребенок к школе или нет, кто может профессионально ответить на этот вопрос? Как вы считаете, обязательно ли определять психологическую готовность к школе или нет? Ваша точка зрения. | «Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет». Считается, что к этому возрасту любой ребенок физически и морально готов к школе. Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником. В дошкольном возрасте каждые два-три месяца существенны для развития ребенка. Поэтому не всегда является целесообразным отправлять малыша в школу в 6,5 лет, а лучше подождать год.
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл. Даже если вы уверены, что ребенок к школе готов, все равно лучше показать его психологу, который с помощью тестов подтвердит или опровергнет ваше мнение. |
Уважаемые участники дискуссии, у вас на столе подготовленные листы бумаги, 1 группа родителей словесно характеризует прилагательными портрет первоклассника, готового к школе 2 группа – портрет первоклассника, не готового к школе После характеристик родителей – слайд 13 Таким образом, по ФГОС в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания, умения и навыки, как было раньше. «Портрет первоклассника», не готового к школе | Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСам:
«Портрет» первоклассника, не готового к школе:
|
— В особенностях подготовки дошкольника к школе краеугольными камнями лежат проблемы, которые выделяют многие педагоги и психологи. В виде камней каждой группе будет дана некоторая педагогическая ситуация, которая может возникать во многих семьях будущих первоклассников, обсудите ее и сформулируйте ответ на вопрос. Слайд 14 | Камень 1 Мама шестилетнего Серёжи тестирует ребёнка по разным методикам «готовности к школе», берёт их из популярных педагогических изданий, ставит собственный «диагноз» и получает результат – ребёнок к школе не готов! Тут же ребёнка заваливают разными педагогическими заданиями. Несмотря на то, что в детском саду ребёнок обогащает свой опыт на занятиях, вечерами родители лично сидят с ним по нескольку часов и даже наняли ему дорогостоящего репетитора…Вопрос: какой результат принесет такое старание родителей? Вывод: во многом Вы правы, как в том, что здесь затронут интеллектуальный аспект подготовки, так и в том, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе может получить стойкое отвращение, если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет. Камень 2 Иру воспитывала бабушка, так как родители очень много работали. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» Вопрос: Как бы Вы чувствовали себя в роли ребёнка? Какой путь общения выбрали бы на месте мамы? Вывод: Да, к сожалению, некоторые родители не принимают всерьёз, насколько важна социальная готовность ребёнка к школе, раскрепощённость, умение общаться. Если мама в нашем примере не изменит своих « педагогических методов», то при таком отношении результаты скажутся быстро - ребёнок будет с тревогой ждать первого школьного дня, ей не захочется идти в школу. |
Слайд 15 Звоню в колокольчик. Я останавливаю наши дискуссионные качели: долго качаться нельзя – голова закружится! Подведем итог. | Воспитатель передает родителям колокольчик и просит по очереди закончить фразу, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…» |
Слайд 16 | . Спасибо всем за конструктивную и плодотворную дискуссию. Многие проблемы преемственности при переходе дошкольников в начальную школу были вскрыты. - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в подготовке будущих первоклассников! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...
Статья для родителей подготовительной к школе группы " Готов ли ваш ребенок к школе"
В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выби...
Статья-консультация для родителей подготовительной к школе группы: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выбираете ...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.Важно подготовить ребенка к школе физически и психологичес...
Статья для родителей подготовительной к школе группы " Готов ли ваш ребенок к школе"
В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выби...