В помощь педагогу. (делюсь накопленным теоретическим материалом, полученным на различных курсах обучения).
материал на тему
Теоретические основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_bilet_2.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Под воспитанием понимать процесс педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования у последнего необходимой системы личностных свойств и качеств.
Как известно, физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации — усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта
Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое, физическое и другие виды воспитания. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, правовое, половое, экологическое и экономическое воспитание. Также существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное и демократичное воспитание.
В зависимости от возраста человека воспитание осуществляется различными субъектами: семьей, которой принадлежит важнейшая роль в формировании базовых качеств личности, специальными государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации, предприятиями и учреждениями (в форме корпоративного воспитания), религиозными организациями и т.д. При этом роль каждого из них неравноценна.
Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Возрастной подход - конкретизация принципа природосообразности воспитания.
первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания, учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценности и ценностные отношения.
Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию... и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.
Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, — принцип субъектности. Согласно этому принципу педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Третий принцип воспитания, дополняя предыдущие два, тоже вытекает из природы воспитательного процесса и поставленной цели воспитания, он больше склонен отвечать на вопрос «как?» при декларировании общего руководства для педагога-профессионала. Обозначим этот принцип как принцип целостности.
Самоопределение, самосознание и самооценка личности - как результат воспитания.
Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений
Самосознание личности - осознание и оценка человеком своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.
Одним из элементов самосознания является самооценка личности - эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков
2 –ой вопрос. Назовите компоненты, входящие в характеристику образовательной среды для ребенка дошкольного в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Образов. среда для ребёнка дошк. возр.включает в себя след. компоненты :1.ППРС, 2.хар-ер взаимодествия со взрослыми,3. хар-ер взаимод. с др. детьми, 4.система отношений реб. к миру, к др. людям, себе самому. ОС в д/с предполаг. специально создан. условия ,котор. необходимы для полноценного проживания реб.дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь педагогу. (делюсь накопленным теоретическим материалом, полученным на различных курсах обучения).
Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте....
Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другим...
Материалы в помощь педагогу
Графический диктант — это задание, при выполнении которого получается чёткий рисунок из отрезков, В школе, с самого начала обучения, детям часто дают упражнения, которые требуют от ребёнка ...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в прир
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по н...
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в прир
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по н...
Материалы помощь педагогу при подготовке к проекту «Хозяин тайги -амурский тигр»
Материал содержит информацию о внешнем виде,повадках амурского тигра; а также игры и стихотворения в помощь педагогу при подготовке к проекту....