В помощь педагогу. (делюсь накопленным теоретическим материалом, полученным на различных курсах обучения).
материал на тему
Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_bilet_2.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
3 билет. 1 вопрос. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте.
Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Эмоции и рефлексия важны для приобретения человеком индивидуального опыта. Важнейшая особенность эмоций состоит в способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Эмоции– особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх), явлений и событий в течение жизни. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Развитие эмоциональных и поведенческих проблем может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса. В детском возрасте часто проявляются такие отклонения в поведении, как гиперактивность, импульсивноть, оппозиционно – вызывающее поведение. Гиперактивность - это повышенная двигательная активность, которая может проявляться в лазании, беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места во время занятий. Такие дети постоянно находятся в движении. Импульсивность – это совершение необдуманных действий. Дети могут быстро отвечать на вопрос, вместо того, чтобы, не торопясь обдумать проблему, они могут навязываться или прерывать других, вмешиваться в разговоры и игры. Самые ранние проявления гиперактивности и импульсивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет.
Оппозиционно – вызывающее поведение может варьироваться от единичных реакций оппозиции и протеста, до выраженного оппозиционного характерологического расстройства. Оно также охватывает периоды развития с раннего детского до подросткового возраста.
Развитие эмоций в раннем детстве. Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:— эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;— эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;— более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; — особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: — освоение социальных форм выражения эмоций;— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем: 1. ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2.изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3.формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 4.появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности; 5.дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи)
Причины серьезных нарушений поведения детей
Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей. Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Вторая - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Третья причина - желание отомстить.
Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!" Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка.
Итак, обобщая материал, можно все причины отклоняющегося поведения детей разделить на несколько групп:
- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, несформированность навыка взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ ДОУ и условий воспитания детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития; отсутствие познавательного интереса, закрытость для общения в игре и неформальном общении, и т.д.).
Решение проблемы отклоняющегося поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной коррекционной и профилактической работе.
На современном этапе существуют несколько направлений коррекционной работы: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказка, музыка и т. д.), поведенческие терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальные терапии.
2 вопрос. Дайте определение ООП в соответствии с формулировкой ФГОС ДО.
Основная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, разрабатываемый и утверждаемый организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы. Этот документ характеризует специфику содержания образования в ДОО, особенности организации воспитательно -образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса
Должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы
Структура Программы: Программа включает три основных раздела: •целевой •содержательный •организационный.
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь педагогу. (делюсь накопленным теоретическим материалом, полученным на различных курсах обучения).
Теоретические основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста....
Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другим...
Материалы в помощь педагогу
Графический диктант — это задание, при выполнении которого получается чёткий рисунок из отрезков, В школе, с самого начала обучения, детям часто дают упражнения, которые требуют от ребёнка ...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в прир
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по н...
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в прир
Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско – краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками по н...
Материалы помощь педагогу при подготовке к проекту «Хозяин тайги -амурский тигр»
Материал содержит информацию о внешнем виде,повадках амурского тигра; а также игры и стихотворения в помощь педагогу при подготовке к проекту....