Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков
статья на тему
Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия |
Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека. В детстве куклы имитируют взрослый мир, подготовливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он поступает с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Осознавая какую роль и значение имеет кукла для становления человека, психологи, арт-терапевты, драматерапевты стали их использовать в своей работе. Так сформировалась куклотерапия — метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также способ приятного времяпрепровождения. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п. Выделяют следующие функции куклотерапии:
Что дает занятия куклотерапией
Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1. Изготовление кукол. Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, и дети, и взрослые становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней. Чтобы человек настроился на изготовление куклы нужно ответить на ряд вопросов: «Для чего кукла? Для решения какой ситуации?» Ситуацию или проблему проговаривают, формулируют, озвучивают. В процессе такой работы человек глубже уходит в свою ситуацию, в результате может разобраться что с ним происходит, какие чувства, эмоции … В процессе изготовления, человек может сталкнуться с трудностями: большая голова, маленькие руки, кривые ноги или что-то ещё. С этим можно работать, переделать, подкорректировать, добавить или убрать. А возможно, наоборот, на что-то обратили внимание, что привлекло, понравилось. Здесь можно усилить, сделать акцент на той или иной детали. На самом деле идёт работа над нашим внутренним «Я», что мы в себе принимаем, а что не нравится нам в себе. Это уже второй этап работы с куклами. 2. Последующая терапевтическая работа с ней. Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается «кукольный театр». «Спектакль» может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию. Другой способ взаимодействия с куклой - «войти в куклу» и от ее имени озвучить проблему, задачу, желание и искать пути их разрешения. Куклотерапия при работе с детьми Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. В ходе детской куклотерапии решаются задачи социализации ребёнка, развития и воспитания. В педагогическом ракурсе куклотерапия заботится об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка. С помощью кукол детский психолог корректирует:
Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения. Куклотерапия используется также в работе с потенциально здоровой личностью. Позитивные эффекты применения куклотерапии:
Таким образом, куклотерапия:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.
Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...
Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данн...
Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников
В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям...
Консультация для воспитателей. Музыкально - творческое развитие как средство формирования коммуникативных навыков общения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ....
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...
Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков
Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков...