Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков
статья на тему

Ракитина Валентина Николаевна

Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куклотерапия

Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

В детстве куклы имитируют взрослый мир, подготовливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он поступает с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Осознавая какую роль и значение имеет кукла для становления человека, психологи, арт-терапевты, драматерапевты стали их использовать в своей работе. Так сформировалась куклотерапия — метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также способ приятного времяпрепровождения.

Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

  • Неврозы.
  • Повышенная тревожность, страхи.
  • Низкая самооценка.
  • Трудности взаимоотношений с окружающими.
  • Депрессии.
  • Стрессовые ситуаци.

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.  

Выделяют следующие функции куклотерапии:

  • Коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей и взрослых в коллективе.
  • Релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения.
  • Воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
  • Развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики.
  • Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Что дает занятия куклотерапией 

  1. Психодиагностику. Создавая и/или играя с куклами, как ребенок, так и взрослый могут более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в их жизни, что они чувствуют, как они и к ним относятся окружающие.
  2. Умение управлять эмоциями.
  3. Самовыражение.
  4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами, постановка кукольной пьесы - своеобразная школа социальных отношений.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Развитие самосознания.
  7. Развитие грубой и мелкой моторики.
  8. Разрешение внутренних конфликтов.
  9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. С помощью куклотерапии возможно лечить заикание.
  10. Коррекция отношений в семье.
  11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
  12. Профилактика и коррекция страхов.
  13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.
  14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, и дети, и взрослые становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

Чтобы человек настроился на изготовление куклы нужно ответить на ряд вопросов: «Для чего кукла? Для решения какой ситуации?» Ситуацию или проблему проговаривают, формулируют, озвучивают. В процессе такой работы человек глубже уходит в свою ситуацию, в результате может разобраться что с ним происходит, какие чувства, эмоции … В процессе изготовления, человек может сталкнуться с трудностями: большая голова, маленькие руки, кривые ноги или что-то ещё. С этим можно работать, переделать, подкорректировать, добавить или убрать. А возможно, наоборот, на что-то обратили внимание, что привлекло, понравилось. Здесь можно усилить, сделать акцент на той или иной детали. На самом деле идёт работа над нашим внутренним «Я», что мы в себе принимаем, а что не нравится нам в себе. Это уже второй этап работы с куклами.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.   Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается «кукольный театр». «Спектакль» может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Другой способ взаимодействия с куклой - «войти в куклу» и от ее имени озвучить проблему, задачу, желание и искать пути их разрешения. 

Куклотерапия при работе с детьми

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. В ходе детской куклотерапии решаются задачи социализации ребёнка, развития и воспитания.

В педагогическом ракурсе куклотерапия заботится об  эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка.

С помощью кукол детский психолог корректирует:

  • Заикание 
  • Неразвитую речь 
  • Уровень тревожности (до полного её снижения) 
  • Агрессивность
  • Психологические травмы
  • Неусидчивость
  • Невнимательность 
  • Повышенную застенчивость 
  • Демонстративность 
  • Страхи 
  • Нервные тики 
  • Энурез 
  • Аутизм (в лёгкой форме)
  • Нарушенную адаптацию (в детском саду, школе …).

Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

Куклотерапия используется также в работе с потенциально здоровой  личностью.  Позитивные эффекты применения куклотерапии:

  • Развивается чувство внутреннего контроля.
  • Стимулируется развитие сенсомоторных навыков. 
  • Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения .
  • Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении (облегчается процесс общения со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми.) 
  • Создание положительного эмоционального настроя, переносящего в семейную ситуацию.
  • Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме. 
  • Позволяет строить отношения, базирующиеся на любви и взаимной привязанности, если таковые отсутствуют в семье. 
  • Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции. 
  • Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния. 
  • Развивает воображение, эстетику.

Таким образом, куклотерапия:

  • Помогает познать себя, свой внутренний мир.
  • Помогает гармонизировать внутренний мир личности с внешними достижениями.
  • Просто расслабиться и сделать себе подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данн...

Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков

Кукла-как средство формирования коммуникативных навыков...