Кружок "Юный патриот"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО руководитель структурного подразделения «Детский сад №13» __________ О.В. Долгова «___» ________ 20 ___г. | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ гимназия «ОЦ Гармония» _________ В.И. Ваничкина «___» ________ 20 ___г. |
Учебный план
кружка «Юный патриот»
Руководитель кружка: Лукьянова Светлана Геннадьевна
Возраст | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
младшая группа | 1 занятие | 4 занятия | 32 занятия |
средняя группа | 1 занятие | 4 занятия | 32 занятия |
Продолжительность занятия в младшей группе- 10-15 минут
в средней группе – 15-20 минут.
Литература
1.Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей / Т. Н. Вострухина. - М.: Школьная пресса, 2011.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ / Авторы-составители Е.Ю.Александрова [и др.] - Волгоград: Учитель, 2007.
5. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребёнка / Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Воспитание-процесс, протяженный во времени. Будучи педагогически процессом, в качестве необходимого условия успешности, он предпочитает формировании определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостности личности, подлинно самостоятельной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. При общении детей к традициям, истории культуре Отечества помогут детям расширить социальный и исторический кругозор ребенка, активно развивать речь, совершенствовать эстетический вкус.
Средний дошкольный возраст должен быть сориентирован на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 4-5 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье
Цель - воспитать гуманную, духовно- нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, знающих историю своей страны.
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам,
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Перспективный план работы кружка (вторая младшая группа)
2012-2013уч.г.
№ | Тема | Задачи | Оборудование | ||||
Октябрь | |||||||
1. | «Жили – были дед и баба» | - познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой); - воспитывать интерес к русской бытовой культуре. | Иллюстрации русской избы, домашней утвари, орудий труда. Мультимедийная презентация «Русская изба». | ||||
2. | «Теремок» | - познакомить детей с традициями строительства избы (художественные и символические особенности), с ее внешним и внутренним убранством; - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России. | Картинки и иллюстрации русской избы. Чтение сказки «Теремок». Аппликация « Домик». | ||||
3. | « Ой, вы, гости – господа» | - познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях; - продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью; - воспитывать любовь к русской народной культуре. | Мультимедийная презентация: «Правила поведения в гостях». Набор посуды, домашней утвари. | ||||
4. | «Чудесный сундучок» | - закрепить названия и различия овощей; - развивать умение различать овощи по цвету, вкусу, величине и форме, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь; - формировать умение отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. - воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. | Дидактическая игра «Определи на вкусу», свежие овощи, дидактические игры «Какой формы», «На что похоже». | ||||
Ноябрь | |||||||
1. | «Матрешка – красавица» | -познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой. -показать разнообразие видов данной игрушки. - формировать эстетический вкус. | Набор матрёшек разных мастеров. Мультимедийная презентация: «Вот она какая русская красавица». Шаблоны матрешек для пальчикового рисования, гуашь, салфетки. | ||||
2. | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». | -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. -познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. | Рисование, конструирование из коробков «Русская изба» (спичечные коробки, клей, цветная бумага), пословицы о печке. | ||||
3. | «Волшебная дудочка» | -познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. -воспитывать у детей интерес к народной мелодии. | Погремушки, бубны, барабан, колокольчики, деревянные ложки, аудио плеер. | ||||
4. | «Баю – баю – баю – баю – бай, поскорее засыпай» | -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. -познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). -воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. | Картинки и иллюстрации с изображением люльки и колыбели. Сборник «Колыбельные песенки». Коляски для кукол. | ||||
Декабрь | |||||||
1. | «Веселые ложки» | -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. -познакомить с предметами быта: деревянными ложками. -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | Деревянные ложки разных мастеров. | ||||
2. | «Деревянная забава» | -познакомить детей с филимоновской игрушкой. -вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. | Иллюстрации, открытки филимоновской игрушки. Игра с глиняными свистульками , погремушками, зайчиками. | ||||
3. | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. -познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | Самовар, чайная пара, сахар кусковой, картинки с изображением чаепития на Руси. | ||||
4. | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | -познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. -рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание) на Новый год. -привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. -воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. | Беседа на тему: «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год». Цветная бумага, клей, ножницы, трафареты, салфетки. | ||||
Январь | |||||||
1. | «Кто же в гости к нам пришел?» | -познакомить детей с домовенком Кузей. | Игрушка домовёнок Кузя. Видеоплеер, мультфильм «Домовёнок Кузя». | ||||
2. | «Пришла Коляда – отворяй ворота». | -продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками. -воспитывать интерес к русским народным праздникам. | Мультимедийная презентация: изображение гуляний и колядок. Хоровод с еловыми веточками. | ||||
Февраль | |||||||
1. | «Хозяйкины помощники». | -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. -познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской. -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | Ведро, коромысло, корыто, стиральная доска. Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание картинок к сказке. | ||||
2. | «Волшебная Дымка». | -продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. –расширять представления детей о народной игрушке. -познакомить с Дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. | Дымковская игрушка: барышня, лошадка, наездник, индюк. | ||||
3. | «Глиняное чудо» (русская свистулька) | -расширять представления детей о народной игрушке. - познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. –воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. | Картинки с изображением игрушек филимоновских мастеров. | ||||
4. | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». | -продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей. -рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). -воспитывать интерес к русским народным праздникам. | Соломенная кукла, блины, стихотворения о проводах русской зимы. Хороводы с колокольчиками, с платками. | ||||
Март | |||||||
1. | «Этот чудесный мир природы» | -Расширить первоначальное представления о лесе, его обитателях. -Развивать логическое мышление. -Закрепить знания о домашних и диких животных, деревьях, птицах, о временах года. -Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. -Дать понятие о нормах поведения в лесу. -Совершенствовать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. | Дидактическая игра «Когда это бывает?»; «Найди детёныша» Мяч, игрушка-персонаж Колобок, письмо, мультимедийное пособие.
| ||||
2. | « Жаворонки» | - формировать интерес к традициям своего народа. - воспитание художественного вкуса, любви к народному творчеству. | Прослушивание аудиозаписи песенки – заклички « Жаворонок». Аппликация « Жаворонок». | ||||
3. | «Волшебные спицы». | -познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. -рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). -воспитывать интерес к русской бытовой культуре. | Спицы вязальные, нитки, вязаные вещи. | ||||
4. | «Красная горка». | -познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха. -рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. | Расписные пасхальные яйца, картинки с изображением куличей. Мультимедийная презентация: «Пасхальный праздник» | ||||
Апрель | |||||||
1. | « Берёза символ России» | - расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на использовании в хозяйственных целях. - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Демонстрация картинок, открыток, фотографий. Рисование: « Русская берёзка». | ||||
2. | «Русская балалайка» | -познакомить детей с музыкальным инструментом: русской балалайкой. -воспитывать у детей интерес к народной мелодии. | Балалайка, аудиозапись игры на народных инструментах | ||||
3. | « Дружат дети всей земли» | - формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей. - закреплять знания о разных национальностях. | Подвижная игра под музыку « Чунга – Чанга». Презентация « Разные расы». | ||||
4. | «Шутку шутить – людей насмешить» | -познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами. -воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Книги со скороговорками, небылицами, дразнилками | ||||
Май | |||||||
1. | «Боевая слава нашего народа» | - формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. - уточнить знания детей о празднике – Дне Победы. - воспитывать уважение к ветеранам. | Иллюстрации, тематические альбомы о Великой Отечественной войне. | ||||
2. | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко». | -познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. -воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Книжки – малышки с потешками, закличками, поговорками. |
Перспективный план работы кружка (средняя группа)
2013-2014г.
№ | Тема | Задачи | Оборудование | ||
Октябрь | |||||
1. | «Давайте познакомимся» | - уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; - формировать умение договариваться и согласовывать с вои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; - способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. | Рисунки, фотографии, семейные альбомы. | ||
2. | «Земля – наш общий дом» | - формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, -воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. | Открытки и фотографии разных уголков России. Дидактическая игра: «Найди пару». (Рассматривание и сравнение старинных и современных фотографий достопримечательностей Отрадного). | ||
3. | «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» | - закреплять знания детей о русском фольклоре; - воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству. | Книги с загадками, сказками, потешками.(Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,заклички «Солнышко – вёдрышко» и д.р. | ||
4. | «С чего начинается Родина?» | - формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина; - заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? | Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина». Мультимедийная презентация: «Любимый уголок родного города». | ||
Ноябрь | |||||
1. | «Малая родина. За что мы любим свой город» | - уточнить представление детей о родном городе, - формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; -воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Отрадный. Рисование: «Мы рисуем дом родной, и у каждого он свой». | ||
2. | «Щедрые дары природы» | - познакомить детей с лекарственными растениями; -дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; -воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Картинки и иллюстрации с лекарственными растениями (подорожник, ромашка, мята). Рассматривание гербария: «Лекарственные растения нашей области». | ||
3. | «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» | - закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; -формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Картинки флаг, герб России. Дидактическая игра: «Собери герб и флаг России». | ||
4. | «История возникновения герба родного города» | - закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; -формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; -воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Иллюстрация - герб нашего города. Собирание разрезных картинок. | ||
Декабрь | |||||
1. | «Что такое генеалогическое дерево» | -поддерживать интерес к истории своей семьи; -закреплять знание родственных связей; -воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. | Фотоальбомы «Моя семья». Рисование на тему: «Моя семья». | ||
2. | «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» | -познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию. | Картинки с изображением прав ребёнка. Чтение худ.литературы | ||
3. | «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» | -познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье. | Картинки с изображением прав ребёнка | ||
4. | «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | -познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. | Картинки с изображением прав ребёнка. Дидактическая игра «Собери правильно» | ||
Январь | |||||
1. | «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» | -познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья. | Картинки с изображением прав ребёнка | ||
2. | «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» | -познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. | Картинки с изображением прав ребёнка | ||
3. | «Права и обязанности ребёнка» | - закрепить знание прав детей; - дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. | Картинки с изображением прав и обязанностей ребёнка. Сказка «Три медведя» | ||
Февраль | |||||
1. | «Как жили славяне» | -познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; - воспитывать любовь к своей Родине. | Наглядное пособие: «Жизнь на Руси». | ||
2. | «Забавы вокруг печки» | -продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; - формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; -воспитывать любовь к своей Родине. | Мультимедийная презентация : «Русская изба». Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «По щучьему велению». | ||
3. | «Защитники земли русской» | -формировать у детей патриотические чувства; -поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; -воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | Фотографии и открытки с изображением знаменитых полководцев и героев локальных войн. | ||
4. | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | -формировать у детей навыки рисования по замыслу; -воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | Цветные карандаши, краски, кисти, альбомные листы. | ||
Март | |||||
1. | «Мужчины и женщины в семье» | -закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; -познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; -воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. | Мультимедийная презентация «Роль мужчины и женщины в семье». Дидактическая игра: «Кому, что принадлежит», «Профессии». | ||
2. | «Отражение народных традиций в национальном костюме» | -продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, -поддерживать интерес к национальной одежде; -воспитывать любовь к родной стране. | Куклы в национальных костюмах. | ||
3. | «Русские народные промыслы» | -закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; -формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | Наглядное пособие «Народные промыслы». | ||
4. | «Как живут в деревне? Добрые избы» | -вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; -воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. | Мультимедийная презентация: «Русская изба». Конструирование русской избы (мелкий деревянный конструктор) | ||
Апрель | |||||
1. | «Многонациональная Родина» | -формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; -формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; -воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. | Картинки и иллюстрации с изображением людей разной национальности. Куклы в национальных костюмах. Аудиозапись песен разных народов | ||
2. | «Космические путешествия». | -прививать любознательность, умение ставить цель (нахождение информации ) и находить пути решения, -развивать творчество детей. | Рисование: цветные карандаши, краски, кисти, альбомные листы. | ||
3. | «Мой город: вчера и сегодня» | -познакомить детей с историей возникновения города Отрадный, его достопримечательностями; -воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | Книга «История возникновения города Отрадный», картинки и иллюстрации. | ||
4. | «Что такое героизм?» | -познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; -воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Фотовыставка «Наши земляки –герои Великой Отечественной войны» | ||
Май | |||||
1. | «День Победы» | -закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; -формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; -воспитывать чувство гордости за свою страну. | Альбомы, фотографии и картинки о Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами войны, рассказ ветерана о войне. | ||
2. | Итоговое интегрированное занятие на тему: «С чего начинается Родина» | -формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина, -побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность, -воспитывать любовь к «малой Родине». | Мультимедийная презентация: «Родной город – Родина наша» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
"Растим патриотов России - патриотов своего района"
музей Корскинского горного техникума...
Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...
Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»
laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...