Проект "Русские народные игры"
проект (средняя, старшая группа) на тему
Проект творческий, долгосрочный, расчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект | 8.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: воспитатель
1 квалификационной категории
Бурлак Юлия Александровна
МДОУ д/с «Одуванчик»
Проект «Русские народные игры».
Краткая аннотация проекта
- Проект творческий, долгосрочный, расчитан на детей старшего дошкольного возраста.
- Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Участники: дети средней группы, воспитатели,специалисты, родители.
Основные цели и задачи проекта:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
5. Использовать народный фольклор (песенки, потешки, заклички,загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Основные направления реализации проекта:
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,Мини-музей народной старины «Русская горница»( с народными костюмами)
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
- В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
- Проводились занятия по изучению народного фольклора.
- Беседы с детьми о народных традициях и народном костюме.
- Разучивание народных игр.
- Проведение народных праздников и развлечений.
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Развлечение в средней группе:
«В гости к хозяюшке»
Дети в народных костюмах заходят в музыкальный ,оформленный в народном стиле. Их встречает воспитатель, в роле хозяюшки.
Дети: Утро доброе хозяюшка!
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие!
Проходите, рассаживайтесь.
Дай Бог тому,
Кто нашему дому,-
Дорогим гостям,
Малым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житием и бытием,
И здоровьицем!
Будем сегодня друг друга потешать, в игры играть, загадки загадывать, хороводы водить!
А вот колечко, предлагает с ним поиграть.
Ребенок: Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи - тебе водить!
Игра «Колечко».
( Ира проводится несколько раз)
Хозяюшка: Будем играть в интересную игру , а в какую - не скажу!
Игра с бубном.
Хозяюшка: Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Дети загадывают загадки.
Слышаться чихание из мешка.
Хозяюшка: Кто ребята из вас простудился?
А это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.
Что за чудо – скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите!
Дети под музыку пытаются поймать мешок.
Хозяюшка: Молодцы!
А что тут у меня в мешке?
Достает колокольчик.
Хозяюшка: Колокольчик, зазвени
Всех ребяток позови
Как услышат - прибегут
И со мной играть пойдут.
Достает глиняный горшок.
Игра « Горшки».
Ребенок: Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем - водишь ты!
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на ковер в кружок. Другая команда «хозяева» - они становятся за горшками. Водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почем горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
- А он не с трещинкой?
- Попробуй!
« Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь, гончары по кусту, по насту, по лебебю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному «горшку» - тот «хозяин», а опоздавший - водящий.
( игра проводится несколько раз)
Хозяюшка:Собирайся народ!
Шире, шире хоровод!
Будем в салки играть самых быстрых выбирать.
Игра «Салки».
Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Руки у всех за спиной. Водящий не заметно для других кладет одному из них в руку свистульку. На слова «Раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я – салка!» ( игра проводится несколько раз)
Хозяюшка: давайте, посмотрим, что тут ещё у меня в мешке!
Достает пирог.
Игра «Пирог».
Ребенок: Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
Дети делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог». Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он, какой высоконький,
Вот он, какой мякошенький,
Вот он, какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Игра продолжается до полной победы одной из команд.
Хозяюшка: Хороша была игра,
А теперь пришла пора
Всем по кругу становиться,
На карусели прокатиться!
Игра «Заря – заряница».
Ребенок: Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели! (выбираются двое водящих)
И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три, - не воронь,
А беги как огонь!
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся водящий выбирает себе следующего напарника.
Хозяюшка: Ох, и весело у нас,
Ноги просят в пляс.
Или песенку спою,
Иль игру я заведу!
Достает из мешка птичку.
Игра «В сыром бору тропина».
Выбирается «галка» и «соколик»
Дети поют хороводную песню и выполняют движения соответствующие словам. На последнем куплете « соколик» догоняет «галку».
Хозяюшка: Как для Вас мои друзья,
Девяноста два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потешьте – баранок моих поешьте!
Угощает гостей баранками и прощается с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре
«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...