Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников в группах подготовки к школе.
статья (подготовительная группа) на тему
Опыт социализации детей с ЗПР в группах подготовки к школьному обучению в условиях областного психологического центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников в группах подготовки к школе.
Сапронова Т.И.
(ГОУ ТОЦ ДиК «ПОМОЩЬ»)
Актуальность проблемы социализации детей с ЗПР. Психологические особенности социализации детей с ЗПР.Реализация программы по подготовке детей к школе.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным .
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками [4,72].
М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения) [2].
Рассуждая о процессе социализации, Н.Ф.Голованова предлагает рассматривать социализацию как педагогическую проблему [3, 22]. Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью;
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения;
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества [3, 145].
Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как детский сад, а потом и школа, необходимо работать над качеством его социальной адаптации.
Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам образовательного учреждения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь многих структурных компонентов, среди которых присутствуют:
- сохранение семейных ценностей и установок;
- создание условий для успешной адаптации ребенка к социальному миру;
- организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».
По данным Министерства образования и науки РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [ 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. [27, 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми [7, 16].
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.
Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
В наше время понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. [12, 205]
Р.Д.Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам. [11, 7]
Рассматривая клинический аспект, Н.Ю.Борякова отмечает следующие характеристики детей с ЗПР:
- незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;
-эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;
- недоразвитие межличностных компонентов;
- низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;
- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;
- хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;
- гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.
Психолого-педагогический аспект характеризуется:
- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.;
- общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;
- низкое развитие игровой деятельности;
- несформированы все структурные компоненты учебной деятельности.
Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждение, избеганием или конфликтом (В.В. Коноваленко, Л.М. Шипицина, К.С.Лебединская и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР.
Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Поскольку тенденции развития образования в России таковы, что происходит интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, специалисты нашего центра подходят к этой проблеме следующим образом.
В состав групп, работающих по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе по подготовке детей к школе, включаются дети с ОВЗ, в частности, дети с ЗПР.
Поскольку целью программы является формирование предпосылок к успешному школьному обучению, специалистами реализуются, в частности, следующие задачи:
- формирование школьной мотивации и социальной позиции школьника;
- формирование чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие речи и пространственных представлений;
- развитие познавательных процессов;
- способствование повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие мелкой моторики и графических навыков;
- развитие творческого самовыражения.
Условиями реализации данной программы являются: годичная продолжительность курса, периодичность и длительность пребывания ребенка в группе- три раза в неделю по 2 часа. Программу реализуют, как правило, 2 специалиста- педагог-психолог и логопед, каждый из которых ведет свой блок. Так как объем статьи не представляет возможным описать все блоки программы, представим только некоторые из них:
1.Блок мотивационно- эмоционально-волевой, включающий в себя следующие подблоки: формирования школьной мотивации, профилактики школьной дезадаптации (состоит из авторских сказок Н. Панфиловой «Лесная школа»), изобразительный(рисование понравившихся сюжетов из сказки, способствующих творческому самовыражению детей, различных эмоций и т.д), развития мелкой моторики(пальчиковая гимнастика, развитие ручной умелости, работа с дидактическими пособиями «Бусы», «Шнуровка», вырезание ножницами и т.п.), рисование и раскрашивание различными материалами,конструирование из счётных палочек, штриховка).
2. Блок познавательной сферы, в который входят подблоки развития элементарных математических представлений, развития познавательной сферы «Окружающий мир и т.д
3. Блок развития речи и пространственно-временных представлений, состоящий из подблоков обучения чтению, развития пространственно-временных представлений, развития речи.
Параллельно с коррекционно-развивающей работой с детьми, специалисты центра ведут интенсивную просветительскую работу с родителями обозначенной категории детей посредством бесед, индивидуальных и групповых консультаций. Совместно с родителями дети становятся участниками семейных праздников(новый год, 8 марта, масленица, день рождения ребенка, начало и окончание работы в группе).
По истечению годичного пребывания обозначенной категории детей в группах, следует отметить успешную реализацию всех задач программы по отношению и к этим детям, в частности. Дети успешно социализированы в коллектив нормативных детей. Толерантное отношение как всех детей, так и их родителей, клиентов центра, друг к другу, успешная деятельность по реализации данной программы позволяет свидетельствовать об ее эффективности и правильности комплексного подхода специалистов центра к представленной проблеме.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что успешная социализация детей с ОВЗ, в частности, с ЗПР, невозможна без комплексной и системной работы всех специалистов центра с данной категорией детей и их родителями.
Список литературы:
1. Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2
2. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
4.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
5.Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание. 2009. - № 4, с.94-101
6. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
7. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22
8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997. – 96 с.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.
10. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1/Под общ. ред. С.Г.Шевченко, - М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
11. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
12. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)
Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка....
Тригер Р. Д. "Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития."
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по...
Социализация детей с задержкой психического развития
В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно т...
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20...
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СТАРШАЯ ГРУППА)
При подготовке детей к школе важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и сис...
Консультация для родителей"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Показатели психического развития детей...
«Особенности создания предметно –развивающей среды в группе комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития»
Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированной направленности для детей с ЗПР выстроена в соответствии с содержанием адаптир...