самообразование на 2015-2016гг Развитие мелкой моторики детей на основе телесно-ориентированного подхода
методическая разработка (средняя группа) по теме

Свиридова Светлана Александровна

Развитие мелкой и крупной моторики детей от  4 до 7 лет на основе телесно-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2015-2016gg.docx150.99 КБ

Предварительный просмотр:

http://dou209.mmc.rightside.ru/images/stories/kartinki/img_85252.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №209 комбинированного вида

Тема по самообразованию:

«Развитие мелкой и крупной моторики детей от  4 до 7 лет на основе телесно-ориентированного подхода»

Рабочая программа по моторике   

Выполнила воспитатель

                                                                                Свиридова Светлана

                                                                        Александровна  

2015-2016гг.          

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольников является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития крупной и мелкой моторики. Представленная развивающая программа «Развитие крупной и мелкой моторики на основе телесно - ориентированного подхода у детей раннего и младшего дошкольного возраста « построена на основе телесно - ориентированного подхода к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа содержит систему занятий, которые включают игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации. От традиционных упражнений, используемых на занятиях по физическому воспитанию, данные техники отличаются методикой выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счёт контроля телесной активности. Материал программы обеспечивает высокие конечные результаты по развитию мелкой и крупной моторики, координации движений пальцев рук и ног, мыслительных процессов, способствует укреплению здоровья детей, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы. Представлена структура программы, эффективные приёмы развития крупной и мелкой моторики, способы диагностики. Программа обеспечена примерным планом - содержанием, приложением, включающим сборники игр с предметами и без них на развитие мелкой и крупной моторики. Программа адресована воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста, а также всем, кто интересуется проблемой развития мелкой и крупной моторики как эффективного средства познавательно - речевых способностей детей.

 

Актуальность проблемы

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Вместе с тем, на ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности.

Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании у дошкольников умений общей и мелкой моторики. Указали на то, что уровень развития общей и мелкой моторики у детей отстаёт от требований общества. Изучение собственного опыта и работы детского сада позволило выявить ряд неразрешённых противоречий между:

  •  ​ научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОУ;
  • ​ требованиями школы и социума к развитию общей и мелкой моторики и отсутствием целенаправленной и систематической работы по данной проблеме в ДОУ;
  • ​ возможностями технологий развития крупной и мелкой моторики и узостью их использования;
  • ​ возможностями развивающей и обучающей среды и недостаточностью её развития;
  • ​ повышением требований к роли семьи в разрешении названой проблемы и проявлением низкого уровня самосознание родителей по отношению к ней;
  • ​ необходимостью повышения двигательной активности детей и использованием недостаточного количества подвижных игр в течение дня.

Таким образом, названные противоречия определили проблему: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста; необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные методы и приёмы; отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка. Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гормонального развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Отличительная особенность и новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

  • ​ данная программа направлена на решение задачи развития у детей мелкой и общей моторики и подготовки руки к письму;
  • ​ содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей
  • ​ в основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
  • ​ в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от двух до семи лет;
  • ​ образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта.
  • ​ Определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики ( включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия; формирование у родителей осознанного отношения к развитию общей и мелкой моторики детей в возрасте от 4 до 7 лет)
  • ​ Сконструирован диагностический комплекс позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • ​ В практический раздел включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.

 Направленность программы – развивающая

 Цели: формирование у детей от 4 до 7 лет внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей

 Задачи:

  •  Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений;
  • ​ Способствовать развитию у детей мелкой и крупной моторики;
  • ​ Развить умение планировать и выполнять игровые и практические действия;
  • ​ Развить умение взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои действия с движениями партнёра

Ожидаемые результаты освоения программы

Программа призвана способствовать развитию у дошкольников 4 – 7 лет мелкой и общей моторики:

 Средняя группа

Общая моторика:

Высокий уровень: Умеет ловить мяч с расстояния; метает мяч правой и левой рукой, отбивает об пол; выполняет разные виды бега; сохраняет равновесие после вращения или заданных положениях; сохраняет правильную осанку во время ходьбы в заданном темпе.

Средний уровень: Ребёнок владеет главными элементами техники большинства движений. Ребёнок способен самостоятельно выполнять упражнения на основе показа. В играх активен.

Низкий уровень: Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм. Нарушает правила в играх.

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Умеет преобразовывать постройки, сгибать прямоугольный лист, проявлять интерес к поделкам из бумаги. Создаёт образы разных предметов, использует многообразие приёмов лепки. Умеет держать ножницы, умеет резать; наклеивать; использует приёмы обрывания.

Средний уровень: Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями..

Низкий уровень: Ребёнок владеет материалами и инструментами, но создаваемый образ маловыразителен

 Старшая группа

Общая моторика

Высокий уровень: Ребёнок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Выполняет разнообразные упражнения с мячом. Сохраняет дистанцию во время ходьбы и бега. Точно выполняет сложные подскоки на месте, сохраняя равновесие при прыжках на скакалке.

Средний уровень: Ребёнок правильно выполняет большинство упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Хорошо справляется с ролью ведущего, но интереса к самостоятельной организации игр не проявляет.

Низкий уровень: Ребёнок неуверенно выполняет сложные упражнения. Нарушает правила в игре, увлекаясь его процессом. Интерес к физическим упражнениям низкий.

Мелкая моторика

Высокий уровень: Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов. Принимает участие в процессе выполнения работ.

Средний уровень: Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности).

Низкий уровень: Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Делает работы с помощью взрослого.

 Подготовительная к школе группа

Общая моторика

Высокая моторика: Ребёнок результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет упражнения. Сохраняет скорость и заданный темп бега. Ритмично выполняет прыжки, мягко приземляется, сохраняет равновесие. Отбивает, передаёт, подбрасывает мяч разными способами. Интерес к упражнениям и подвижным играм устойчивый.

Средний уровень: Ребёнок технически правильно выполняет большинство упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность и интерес. Ребёнок способен организовать подвижные игры и упражнения с небольшой подгруппой сверстников или малышей. Интерес к упражнениям и играм устойчивый.

Низкий уровень: Ребёнок допускает ошибки в основных элементах сложных упражнениях. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх. Снижен интерес к физическим упражнениям..

Мелкая моторика

Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. расположение изображений по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движения переданы чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; характер линии слитная; нажим средний; раскрашивание мелкими штрихами не выходящими за пределы контура; выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Форма передана верно, части расположены верно. Пропорции соблюдаются.

Средний уровень: Рисует, лепит, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях. В передачи формы, строения и пропорции есть некоторые искажения. Расположение изображений по полосе листа, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Линия прерывистая; нажим сильный, энергичный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Оценка работ ребёнком неадекватная (завышенная, заниженная). Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко.

Низкий уровень: В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимание на средства выразительности(цвет, композицию).Искажения значительные форма не удалась. Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). Линия дрожащая (жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

Педагогическая целесообразность программы

Значение физического развития, двигательной деятельности и мелкой моторики формирования всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки. Однако научно — обоснованных программ и технологий развития общей и мелкой моторики детей 4-7 лет на основе телесно-ориентированного подхода представлены недостаточно. Выше изложенные факты доказывают целесообразность разработки и реализации программы по развитию общей и мелкой моторики.

Принципы программы

Общепедагогические принципы:

  •  ​ Принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и неизвестному».
  • ​ Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением, расширением от возраста к возрасту.
  • ​ Принцип интереса: построение и/ или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

Технологический принципы:

  •  ​ принцип отбора и композиции программного материала в соответствии с целью, учета возраста, индивидуальных типологических особенностей детей;
  • ​ принцип организации соответствия деятельности воспитателя и ребенка на каждом временном этапе её организации в течении дня;
  • ​ принцип тонкой инструментовки помощи ребёнку;
  • ​ принцип техники наложений взаимоотношений и создание психологической комфортности, проводящий к чувству удовлетворения от достигнутого успеха;
  • ​ принцип техники и последовательного использования средств развития крупной и мелкой моторики. Опора на чувственный опыт;
  • ​ принцип постоянного соблюдения гигиенических условий и техники безопасности, смены видов деятельности, охраны нервной системы и предупреждение переутомления.

Формы работы:

  •  ​ специально организованные фронтальные занятия;
  • ​ индивидуальные занятия;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • ​ самостоятельная деятельность детей;
  • ​ подвижные игры и соревнования;
  • ​ создание выставок;
  • ​ участие в конкурсах;


Формы и методы контроля

Проводится два раза в год: включают в себя диагностику равновесия, координации движения, скоординированности действий, ориентации, моторики пальцев. Воспитатель оценивает уровень развития мелкой и крупной моторики на основе выполнения ребёнком стандартных функциональных проб (тест Озерецкого)

Высокий уровень – 3 балла: выполняет движения сразу и правильно. Средний уровень – 2 балла: правильно выполняет движения после серии показа. Низкий уровень – 1балл: выполняет движения только при непосредственной помощи взрослого.

Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.

 Формы оценки: занятия с детьми, игры, наблюдения педагога.

 Результативный контроль применяется для оценки качества и уровни усвоения программы

Методика проведения диагностики:

Все предлагаемые задания можно проводить неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приводит к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малозначимыми.

При диагностике по мелкой моторике фиксировались следующие данные:

  •  ​ Выполнение словесной инструкции. Придерживается ли ребёнок заданных правил или делает всё по-своему?
  • Доводит ли он работу до конца. На характер выполнения работы может влиять уровень мотивации, низкая работоспособность, отвлекаемость.

Если ребёнок по результатам диагностики набирает менее 4-х баллов, то это свидетельствует о нарушении в развитии двигательных координаций, а, значит, о необходимости специальной работы по развитию крупной и мелкой моторики . В процессе диагностики прежде всего должна быть чётко сформулирована цель каждого движения , выделены опорные точки движения и сказано, как это движение выполнить. Приём «посмотри и сделай, как я» не подходит для ребёнка. И чем младше ребёнок, тем больше действует это правило. Давая словесную инструкцию, важно помнить о специфике развития детей, имеющих нарушения зрения, речи. Таким детям важно давать особенно чёткую инструкцию, порою повторяя её не один раз. Делать это надо спокойно, ровным голосом, используя ту же фразу. Что и первоначально.

 Материал для выполнения теста: кубик. Цветные и простые карандаши, бумага для рисования, мяч, конфеты, коробка (10х10см), 20 монет (диаметр 2см).

Содержательная часть:

Данная программа делится на 2 блока:

1 блок-развитие общей моторики.

2 блок – развитие мелкой моторики

В содержание первого тематического блока входят упражнения и игры на развитие координации, равновесия, парные упражнения; в содержание второго тематического блока входят пальчиковая гимнастика, работа с мелкими предметами, работа с художественными материалами. Содержание тематических блоков реализуются через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, элементы физической культуры, элементы трудовой деятельности, элементы учебной деятельности.

Основное содержание 1 блока:

Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж» Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками»

У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками . Дети развивают мелкую моторику .

Тема: «Рисование» У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий.

Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина» У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.

Тема: «Аппликация» У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Тема: «Оригами»

У детей должно быть сформировано способность воображать, развивать память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, умение складывать квадрат разными способами.

Тема: « Ручной труд»

У детей должно быть сформировано творческое воображения, конструктивное мышление, развитие глазомера, гибкости, точности и координированная работа обеих рук.

Основное содержание 2 блока:

Тема: «Развитие общей моторики»

Учить детей действовать по сигналу воспитателя, уметь ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость проявлять уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально.

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации и советы по тому или иному вопросу.

Работа с родителями предполагает:

  •  папки раскладушки;
  • ​ информационные стенды;
  • ​ индивидуальные консультации;
  • ​ мастер-классы;
  • ​ анкетирование;
  • ​ совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.

Технологические особенности программы

Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогом педагогических методов и приёмов обучения.

1.​ «Пальчиковый игротренинг»:

  •  ​ Игры с пальчиками;
  • ​ ​ Пальчиковые игры со стихами;
  • Физкультминутки;
  • ​ Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
  • ​ Упражнение с монетами, шарами, мелкими предметами;
  • ​ Игры с персонажами пальчикового театра.

2. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:

  •  ​ Нетрадиционные способы рисования;
  • ​ Лепка из теста и пластилина с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха, камешков и т.д;
  • ​ Аппликация методом обрывания кусочков бумаги;
  • ​ Ручной труд с использованием природного и бросового материала.

3. Ручной труд и развитие мелкой моторики:

  • ​ Нанизывание бус из бисера и пуговиц;
  • Расстёгивание и застёгивание пуговиц;
  • Наматывание и разматывание нитки на катушку;
  • ​ Откручивание и закручивание крышек;
  • ​ Вдевание нитки в иголку, завязывание узелков, плетеник косичек из ниток.

4. Развивающие игры:

  •  ​ Мозаика;
  • ​ Мягкий конструктор;
  • ​ Настольный строитель;
  • ​ Пазлы, мозаика;
  • ​ Игры с прищепками, скрепками, пипетками, пуговицами.

5. Подвижные игры:

  •   На развитие ходьбы, бега;
  • ​ Навыки метания, лазания, прыжках.

Средства развития мелкой и общей моторики:

  •  ​ Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
  • ​ Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;
  • ​ Сюжетно – тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, оригами и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;
  • ​ Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
  • ​ Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту.

Обеспеченность программы литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями. В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются наборы мягкого конструктора, настольного строительного материала, разнообразный природный и художественный материал, мелкие предметы: бусы, пуговицы, скрепки, пипетки, прищепки катушки, крышечки на каждого ребёнка индивидуально, что позволит ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы. В использовании детей предоставляются схемы, фотографии, модели, физкультурные пособия.

Методическая литература:

  1.  Алябьева Е.А, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, Москва, «Творческий центр»,2006г.
  2.  Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям, — Ярославль: Академия развития», «Академия К»,998. – 256с.
  3.  Ганичева И.В, Телесно — ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», Москва, «Книголюб Москвы», 2004.-144с.
  4. Глазырина Л.Д, Физическая культура – дошкольникам, Москва, издательство «Владос»,2001г.
  5. Лайзане С.Я, Физическая культура для малышей, Москва, «Просвещение»,1987г.
  6. Новикова О. А, Весёлые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, издательство «Сова»,2005г.
  7. Осокина Т.И, Тимофеева Е.А, Фурмина Л.С, Игры и развлечения детей на воздухе, Москва Просвещение,1983.-224 с.
  8. Светлова И. А, Развиваем мелкую моторику, Москва, «Владос»,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...

Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"

Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...

Самообразование :«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Тема по самообразованию выбрана не случайно, у 70% детей  трудности в произношении. А развивая мелкую моторику развивается речь ребенка....

самообразование педагога на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

план самообразования по развитию мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе...

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...