Технология группового сбора.
презентация по теме
Групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_gruppovogo_sbora.docx | 23.84 КБ |
petal.pptx | 576.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология группового сбора. Тематические проекты»
Федеральный государственный образовательный стандарт обязывают дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность, внедрять новые подходы, технологии, предъявляют очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции педагогов.
Одной из актуальных форм работы педагога с детьми является внедрение тематических проектов. Тематический проект представляет собой совокупность: целей, значимых для участников, содержания, активности, результатов.
Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.
И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы образовательной деятельности в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но, чтобы их учесть, нужно, чтобы они были озвучены, а еще лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Более того, он имеет цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях.
Технологически групповой сбор:
- прост в проведении
- легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста
- групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям как: чувствовать себя значимым, управлять собой своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми.
Принципы организации и проведения группового сбора: открытость, диалогичность и рефлексивность.
Нацелен групповой сбор на выбор совместно с детьми темы проекта, разработка плана реализации нового проекта, подведение итогов.
Структура группового сбора:
1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки…) 1-3 мин.
2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание….) 2-5 мин.
3. Обмен новостями…. 2-10 мин.
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности 5-12 мин.
Далее проходит реализация плана и анализ деятельности.
Таким образом, общая длительность группового сбора от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
С чего же начать подготовку к групповому сбору? С выбора удобного места, родителям объявляем конкурс «Подушка – подружка», договариваемся с детьми, как будем использовать подушечки, где будем их хранить. Важно, чтобы место хранения подушечек было недалеко от места группового сбора. Далее согласуем сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора (звук колокольчика, песенка или ритмичные хлопки – рассмотрите все варианты, которые предложат дети и вместе выберете что-либо из их идей.
Еще одно важное дело – приготовить стену к рабочему использованию. Во время группового сбора мы можем работать с информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, обсуждать идеи, рассматривать предметы, планировать деятельность, демонстрировать свои достижения в виде рисунков или другой продуктивной деятельности. Значит, все эти материалы должны найти свое место на стене. Все это составляет «рабочую стену» или «информационное поле».
Материалы будут постоянно меняться, причем эта смена происходит вместе с детьми. Материалы, расположенные на рабочей панели, будут использоваться и пополняться на протяжении всего тематического проекта.
Более подробно разберем работу с информационными листами.
Информационный листок – специальная подготовленная форма (заготовка), в которой взрослые вместе с детьми ведут записи дневных значимых для себя и все группы дел и событий. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.
Здесь может быть приветствие, тема, планирование «Мы выбираем» «Наши планы», модель трех вопросов: что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать. Информационный лист может включать выбранную деятельность детей по центрам активности. Для того, чтобы сделать такие записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их идеи. Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так естественно и просто взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме.
Постепенно, внедряя данную технологию, педагоги находят оптимальный способ заполнения информационных листов. Неизменным остаются только требования к ведению записей: ежедневно, кратко, печатными буквами, поощряя делать детей записи самостоятельно (для детей старшего д/в).
Информационные листы вывешиваются или наклеиваются на информационном поле. По мере того как они входят в субкультуру группы, дети учатся использовать их для восстановления в памяти прошедших событий или в качестве подсказки.
Впоследствии (после окончания тематического проекта) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчетом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.
После деятельности детей в Центрах проводится итоговый сбор, который проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свои планы. Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги. На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносят из центров все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.
Соблюдение всей последовательности: групповой сбор – совместная деятельность – итоговый сбор – создает технологию проектной деятельности.
Не исключена вероятность проведения группового сбора в группах, работающих во вторую половину дня.
В результате РЕБЕНОК:
- умеет формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения
- выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично
- внимательно слушает, проявляет конструктивные отношения к высказываниям других
- объясняет словами свое эмоциональное состояние и корректирует его
- делает выбор
- планирует собственную деятельность
- поддерживает стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.
Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми, утренний групповой сбор.
Можно ли назвать ростками нового эти формы работы с детьми? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.). Предшественниками тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практи- ку в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педа- гогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.
Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей.
Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Step by step» – «Шаг за шагом» (российское название – «Сообщество») в российских детских садах и классах начальной школы. Экспертиза содержания программы, проведенная по инициативе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на начальном этапе дошкольного проекта, показала, что основные ценностные ориентиры программы «Step by Step» совпадают с ценностями 5 личностно-ориентированной педагогики, лежащими в основе реформы дошкольного образования России: учет особенностей развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей, реализация гуманистической идеи о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней.
Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования.
Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Технология группового сбора помогает «запустить» активную об- разовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач. Цикл «План – дело – оценка» создает для воспитателя технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или ин- дивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Назначение группового сбора
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, позна вательно-делового развития детей в ситуации естественного социально- эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формиро вания навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Более конкретное назначение группового сбора состоит:
в создании общности детей и взрослых;
в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.);
в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;
выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные собы тия, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:
чувствовать себя значимым;
управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;
веселиться и развлекаться.
Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа (дети с ограниченными возможностями развития), коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, круж- ковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).
Цели и задачи группового сбора
Любая педагогическая деятельность начинается с определения её целей и задач. Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
разработать план реализации нового проекта;
подвести итоги проекта;
развивать эмпатию;
прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
учить:
– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
– делать выбор;
– планировать собственную деятельность;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Конкретные задачи лучше сформулировать от лица ребёнка, что, подчёркнет первоочередное право детей на приобретение и проявление ключевых компетентностей, придавая им тем самым характер «личных задач» ребёнка и признаки скорее процесса, чем результата. Однако подобная формулировка задач от лица ребёнка не исключа- ет и традиционные формулировки: «учить», «создавать условия», «формировать» и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология группового сбора
обеспечение уважения к личности каждого ребенка создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности The animation automatically begins.
Создание общности детей и взрослых; Воспитание уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; Совершенствование навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.); Создание эмоционального настроя (позитивного, делового); Развитие речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; Умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других; Назначение группового сбора This slide is static and does not animate.
Задачи группового сбора создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; выбрать совместно с детьми тему нового проекта; разработать план реализации нового проекта; подвести итоги проекта; развивать эмпатию ; прививать навыки культуры общения This slide is static and does not animate.
Структура группового сбора Позывной для группового сбора Организация круга Приветствие Игра Обмен новостями Планирование дня Реализация плана Итоговый сбор This slide is static and does not animate.
Назначение группового с бора создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; Приветствие (1-3 мин) Планирование дня (5-12 мин) обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; выбрать совместно с детьми тему нового проекта; . .
Flower chart animated Your text goes here. Your text goes here. Your title goes here 40% Your text goes here 15% Your text goes here 25% Your text goes here 20% Your text goes here The animation automatically begins.
Flower map animated Your text goes here. Your text goes here. умеет формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично внимательно слушает, проявляет конструктивные отношения к высказываниям других объясняет словами свое эмоциональное состояние и корректирует его делает выбор планирует собственную деятельность поддерживает стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности. Ребенок умеет в результате проведения группового сбора
Your text goes here Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Your text goes here. Flower text static Your text goes here. Your text goes here. This slide is static and does not animate.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...
Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна
Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...
«Технология группового сбора. Тематические проекты»
Статья для воспитателей...
Рекомендации для воспитателей "Утро радостных встреч" (технология группового сбора)
Рекомендации для воспитателей...
Технология группового сбора
Консультация для педагогов...
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...
Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...