Презентация "Сказка как средство развития интереса к творческому рассказыванию в старшей группе".
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Александрова Светлана Владимировна

аттестационная  работа слушателя курсов программы переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» по теме: Сказка, как средство развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста

Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста  важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является благоприятным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.

Одним из малоисследованных направлений можно считать речевое воспитание старших дошкольников на основе произведений народного и литературного сказочного эпоса. «Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир, выражать отношение к явлениям и событиям». Особое значение приобретает проблема использования фольклорных и литературных сказочных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества.

Как подчеркивают исследователи сказочного жанра (работы В.П.Аникина, Т.В. Зуевой, К.П.Кабашникова, Н.И. Кравцова, К.М. Нартова, Э.В.Померанцевой, М.-Л.Франца), в течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. «Едва начав осознавать самого себя и отличать «Я» от «Не-Я», ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку». Современные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов и др.) рекомендуют использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, для психологической коррекции и развития личности ребенка.

Исходя из актуальности выбранной темы, мы определили научный аппарат нашего выпускного исследования:

Объект исследования: развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказка, как средство развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: проанализировать теоретические подходы к проблеме развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста посредствам сказки и разработать методические рекомендации для работников ДОО по теме исследования.

Задачи проектирования:

-       Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме самостоятельного творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста;

-       отобрать и систематизировать опыт практиков из методической литературы, периодической печати, Интернет-ресурсов по теме аттестационной работы;

-       подготовить методические рекомендации для работников ДОО по теме исследования.

Развитие интереса к  творческому рассказыванию – это сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц.

Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым..

В своем проекте мы предлагаем педагогам дошкольной организации методические рекомендации по развитию интереса к творческому рассказыванию с помощью сказок, мы рассмотрели различные технологии, методы и приемы обучения детей самостоятельному творческому рассказыванию, проанализировали их и включили в нашу проектную часть.

Методические рекомендации могут быть использованы широкой аудиторией работников дошкольных образовательных организаций, уделяющих особое внимание развитию выразительной речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

      На основе анализа методической литературы мы можем представить      работу с детьми по развитию интереса к самостоятельному творческому рассказыванию по следующим этапам:

1этап. Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре.

Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.

Формы, методы:

1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветик- семицветик»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка.

3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приемов: словесное описание, замена предметов.

2этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок.

Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ и др.; учить детей применять различные приемы в собственных сочинениях.

Формы, методы:

1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта; сочинить сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину).

2. «Тайна двойного» или выявление противоречий. (Солнце – это хорошо. Оно светит, радует. Солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает находить противоречия в том или ином явлении.

3. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение – разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски; - разрешение противоречий во времени).

4. Метод мозгового штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор решений, встречающихся в художественной литературе; - отбор оригинальных решений; практическое выполнение; итог).

5. Метод проб и ошибок. Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

3 этап. Цель: активизация самостоятельное творческое рассказывание детей, развитие умения сочинять собственные произведения.

Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в творческом рассказывании.

Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Предложенная работа с детьми является лишь рекомендованной и может быть дополнена педагогами ДОО исходя из целей и задач работы с детьми и из уровня развития интереса к творческому рассказыванию и сказкам.

Итак, для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества и составляют интерес к дальнейшему самостоятельному творческому рассказыванию в дошкольном детстве.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка, как средство развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста . Выполнила: Александрова С.В. Руководитель: Уйман А.С., преподаватель ГПБОУ ИО ИРКПО

Слайд 2

Объект исследования : развитие интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Предмет исследования: сказка, как средство развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Цель исследования: проанализировать теоретические подходы к проблеме развития интереса к самостоятельному творческому рассказыванию у детей старшего дошкольного возраста посредствам сказки и разработать методические рекомендации для работников ДОО по теме исследования.

Слайд 5

Задачи проектирования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме самостоятельного творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста; отобрать и систематизировать опыт практиков из методической литературы, периодической печати, Интернет-ресурсов по теме аттестационной работы; подготовить методические рекомендации для работников ДОО по теме исследования.

Слайд 6

Рекомендации по организации работы с детьми по развитию интереса к самостоятельному творческому рассказыванию с помощью сказок.

Слайд 7

1 этап Цель: обогащение знаний о сказке, как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт. Формы, методы: 1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных) 2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. 3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приемов: словесное описание, замена предметов.

Слайд 8

2 этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ и др.; учить детей применять различные приемы в собственных сочинениях. Формы, методы: 1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий 3. Разрешение противоречий . 4. Метод мозгового штурма . 5. Метод проб и ошибок.

Слайд 9

3 этап Цель: активизация самостоятельное творческое рассказывание детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в творческом рассказывании. Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Слайд 10

Художественная литература, в т.ч сказка ,как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитие творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимание внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества и составляют интерес к дальнейшему самостоятельному творческому рассказыванию в дошкольном детстве.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект «Ах, капуста хороша!»

Слайд 2

Вид проекта: П ознавательный , долгосрочный (апрель- октябрь)

Слайд 3

Цель проекта: Формировать социально-активную , творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир , бережно относиться к природе.

Слайд 4

Задачи проекта: Расширять представление о русском устном народном творчестве, о народных традициях. Развивать фантазию, воображение, умение передавать характеры персонажей в пении, в музыкальных играх , пластике движений.

Слайд 5

Участники проекта: Дети подготовительной группы; Р одители; Воспитатель; М узыкальный руководитель.

Слайд 6

Продукт проектной деятельности: Интегрированное музыкальное развлечение «Ах, капуста !»; Праздник «Весёлый капустник»

Слайд 7

Предполагаемые результаты: Формирование у воспитанников стремления к исследованию объектов природы; У мение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 8

Этапы проекта: Подготовительный этап (апрель): Постановка цели и задач, определение направлений и методов работы. Предварительная работа с детьми и их родителями: посев и выращивание рассады капусты и подготовка грядок на приусадебном участке детского сада.

Слайд 9

Основной этап(май-сентябрь): Проведение мероприятий: Занятия «Волшебная вода», «Где ночует солнышко» ,беседы по теме , наблюдения за ростом капусты. Оформление атрибутов и проведение игр : Сюжетно-ролевых( «Семья», «Огород») Подвижных( «Вершки- корешки», «Раз , два , три, к капусте беги», «Жуки под листочком», «Заяц и капуста») Дидактических(«Экологические цепочки», «Передай добро по кругу», «Что где растёт», «Определи по вкусу».)

Слайд 10

Разучивание загадок ,поговорок , песен о капусте, народных игр и танцев (игра-драматизация «Огород», «Зайцы в огороде», хоровод «Вейся капуста». Проведение исследовательских мини проектов «Вырастай, капуста!» Проведение музыкально-экологического развлечения «Ах, капуста хороша!» Проведение праздника « Весёлый капустник».

Слайд 11

Заключительный этап(конец октября) Обобщение результатов работы по проекту. Анализ отзывов о проведённых мероприятиях.

Слайд 12

Результаты работы по проекту(выводы) Совместная работа воспитателя, музыкального руководителя ,родителей способствовала: Обогащению представлений детей о живой и неживой природе; Развитию практических навыков в различных видах деятельности; Формированию бережного отношения к зелёным насаждениям; Формированию уважительного отношения к труду взрослых; Повышению уровня коммуникативного общения; Повышению интереса к устному народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи и творческой деятельности в старшей группе.

Очень интересный материал по развитию речи и творческой деятельности....

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время взрослые не уделяют должного  внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения жёлудей» ( по мотивам сказки Елены Хебневой "Мышонок и желудь")

Цель:  учить придумывать и пересказывать сказочные истории  последовательно, используя модели.Задачи: Социально-коммуникативное развитие: -воспитывать стремление к дружеским взаимоотнош...

Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.Ф. ДзериМузейная педагогика… Сег...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...