опыт реализации ФГОС ДО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад «Ромашка» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Доклад
«Первый опыт внедрения ФГОС ДО:
результаты, проблемы, перспективы»
Подготовила:
методист по ДО МКОУ СОШ № 16
Попова Татьяна Александровна
Болотное, 2016
В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Также, основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования, стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Стандарт ДО утверждает специфичные для периода детства принципы дошкольного образования:
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
-обогащение(амплификация)детского развития;
-индивидуализация дошкольного образования,
-учёт этнокультурной ситуации развития детей,
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.
По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
1) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров.
Программа должна обеспечивать развитие личности ребёнка в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое;
2) к условиям реализации программы (кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым и развивающей предметно – пространственной среде)
3) к результатам освоения ООП ДО. Планируемый итоговый результат освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».
Известно, что эффективность инноваций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов.
По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:
- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;
- привычкой работать по определённому стереотипу;
- боязнью увеличения нагрузки;
- профессиональной некомпетентностью;
Понимая, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени, мы, на уровне образовательной организации, для эффективного введения стандарта начали решать конкретные задачи.
В 2014 году был введен план действий по обеспечению введения ФГОС ДО в структурном подразделении детский сад «Ромашка». Согласно дорожной карте в детском саду был сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, подготовлены распорядительные документы ДОО, регламентирующие введение ФГОС, пересмотрены должностные инструкции, организована разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для воспитанников и их родителей (педчасы, семинары для педагогов, выступления на родительских собраниях – для родителей), все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Содержание и организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС», создана рабочая группа по разработке и написанию ООП ДО, которая была написана и утверждена к 31.08.2015г), куплена методическая литература и пособия.
Анализируя перспективное планирование, мы пришли к выводу, что необходимо качественно изменить и его. Изучив большое количество новых источников, авторских подходов, привлекали к поиску и рациональному применению методической литературы воспитателей. В результате данной работы мы перешли на комплексно – тематический принцип планирования, а воспитатели стали планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии с видами детской деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, двигательной и т.д.
Образовательная программа согласно ФГОС должна реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется, не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно, нужны какие-то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Одним из уникальных средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является технология проектирования.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности. С помощью проектной деятельности возможно достичь дидактическую цель через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Реализацию комплексно - тематического плана в нашем детском саду мы осуществляем, в том числе, через проектную деятельность.
В детском саду был организован семинар по данной теме, проведены консультации, семинар-практикум. Воспитателями детского сада были разработаны и реализованы проекты: «Осень – чудная пора», «В каждом доме торжество – наступило Рождество!» «Здравствуй, малыш!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я вырасту здоровым», «Знакомимся с произведениями К.И. Чуковского», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «День защитника Отечества» и др. Все они представлены на персональных страничках педагогов на сайте детского сада.
Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила провести на базе нашего детского сада районное методическое объединение воспитателей дошкольных организаций в виде научно – практической конференции дошкольников «Юные исследователи». Данное мероприятие получило положительный отзыв среди коллег.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Готовимся серьезно.
- Динамичность.
Для того чтобы спланировать эту работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем деятельность с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему, все это помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
И все-таки, как будут готовить детей к школе?
Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.
Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается нами как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.
Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения
Статья предназначена для педагогов детских дошкольных учреждений и знакомит с опытом реализации современных образовательных стандартов в вопросах здоровьесбережения, формирования здорового образа жизн...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ С МИКРО- И МАКРО СОЦИУМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Реализация модели социального партнерства ДОУ...
Опыт работы " Реализация принципа индивидуально- деффиринцированного подхода как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Реализация учебной деятельности...
Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения
Здоровьесберегающие технологии в детском саду...
статья Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения
Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет. Известно, ч...
- Мне нравится (2)