опыт реализации ФГОС ДО
статья на тему

Попова Татьяна Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад «Ромашка» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Доклад

«Первый опыт внедрения ФГОС ДО:

 результаты, проблемы, перспективы»

                     Подготовила:

  методист по ДО МКОУ СОШ № 16

                                                    Попова Татьяна Александровна

Болотное, 2016

   В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Также, основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования, стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт ДО утверждает специфичные для периода детства принципы дошкольного образования:

-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;

-обогащение(амплификация)детского развития;

-индивидуализация дошкольного образования,

-учёт этнокультурной ситуации развития детей,

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.

По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:

1) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров.

Программа должна обеспечивать развитие личности ребёнка в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое;

2) к условиям реализации программы (кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым и развивающей предметно – пространственной среде)

3) к результатам освоения ООП ДО. Планируемый итоговый результат освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

Известно, что эффективность инноваций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов.

 По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью;

Понимая, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени, мы, на уровне образовательной организации, для эффективного введения стандарта начали решать конкретные задачи.

В 2014 году был введен план действий по обеспечению введения ФГОС ДО в структурном подразделении детский сад «Ромашка». Согласно дорожной карте в детском саду был сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, подготовлены распорядительные документы ДОО, регламентирующие введение ФГОС, пересмотрены должностные инструкции, организована разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для воспитанников и их родителей (педчасы, семинары для педагогов, выступления на родительских собраниях – для родителей), все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Содержание и организация образовательной деятельности в условиях введения ФГОС», создана рабочая группа по разработке и написанию ООП ДО, которая была написана и утверждена к 31.08.2015г), куплена методическая литература и пособия.

Анализируя перспективное планирование, мы пришли к выводу, что необходимо качественно изменить и его. Изучив большое количество новых источников, авторских подходов, привлекали к поиску и рациональному применению методической литературы воспитателей. В результате данной работы мы перешли на комплексно – тематический принцип планирования, а воспитатели стали планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии с видами детской деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, двигательной и т.д.

 Образовательная программа согласно ФГОС должна реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется, не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно, нужны какие-то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Одним из уникальных средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является технология проектирования.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности. С помощью проектной деятельности возможно достичь дидактическую цель через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Реализацию комплексно - тематического плана в нашем детском саду мы осуществляем, в том числе, через проектную деятельность.

В детском саду был организован семинар по данной теме, проведены консультации, семинар-практикум. Воспитателями детского сада были разработаны и реализованы проекты: «Осень – чудная пора», «В каждом доме торжество – наступило Рождество!» «Здравствуй, малыш!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я вырасту здоровым», «Знакомимся с произведениями К.И. Чуковского», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «День защитника Отечества» и др. Все они представлены на персональных страничках педагогов на сайте детского сада.

Регулярная работа по реализации педагогических проектов позволила провести на базе нашего детского сада районное методическое объединение воспитателей дошкольных организаций в виде научно – практической конференции дошкольников «Юные исследователи». Данное мероприятие получило положительный отзыв среди коллег.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  2. Индивидуальный подход.
  3. Сотрудничество, а не наставничество.
  4. Готовимся серьезно.
  5. Динамичность.

Для того чтобы спланировать эту работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем деятельность с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему, все это помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

И все-таки, как будут готовить детей к школе?

Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.

Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается нами как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.

Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения

Статья предназначена для педагогов детских дошкольных учреждений и знакомит с опытом реализации современных образовательных стандартов в вопросах здоровьесбережения, формирования здорового образа жизн...

Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технологии в детском саду...

статья Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет. Известно, ч...