Моделирование оригами из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Феткуллова Алсу Ханифовна

Бумага - благодатный материал. Ее легко сгибать, можно подкрасить, а если чуть-чуть  подмочить –получится бумажная скульптура. Метод мокрого складывания дается не сразу, поэтому я решила начать с более простого – искусства оригами, которое родилось в Японии более 15 веков назад. Сейчас им увлекаются во всем мире не только дети, но даже и взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_origami_iz_bumagi.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Моделирование оригами из бумаги

с детьми старшего дошкольного возраста»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» 

В.А.Сухомлинский

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал и Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, у дошкольников детского сада при поступлении  в школу должны быть развиты память, мышление, сформированы  интеллектуальные, физические  и личностные качества, предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, усидчивость. Сотрудничая с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой мы пришли к выводу, что дети приходят с хорошими знаниями, с широким кругозором, но у них недостаточно развита мелкая моторика руки, пространственное воображение, способность организовать свою деятельность. Поэтому, эта проблема очень актуальна, и я считаю, что одним из ее решений является работа с бумагой.

          Бумага - благодатный материал. Ее легко сгибать, можно подкрасить, а если чуть-чуть  подмочить –получится бумажная скульптура. Метод мокрого складывания дается не сразу, поэтому я решила начать с более простого – искусства оригами, которое родилось в Японии более 15 веков назад. Сейчас им увлекаются во всем мире не только дети, но даже и взрослые.

         Занятия  оригами формируют у детей не только воображение и аккуратность, но также развивают мелкую моторику рук и оказывают положительное влияние на развитие дошкольников. В процессе работы в технике оригами дети учатся внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Моделирование оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Целью моей работы  являлось  развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.

Основные задачи:

1. Обучать  детей работе в технике модульного оригами.

2. Развивать воображение  и творческие способности, учитывая индивидуальные возможности детей.

3. Развивать умение анализировать, планировать свою работу, используя карты и схемы.

4. Развивать ориентировку на листе бумаги.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Способствовать развитию  коммуникативных способностей.

7. Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца.

8. Приобщать к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

         Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям. Работая со старшими дошкольниками, я заметила, что в результате такой деятельности у них получается качественный продукт, над которым они впоследствии долго работают, улучшают, модернизируют и используют по своему желанию. Ощущение успешности в продуктивных видах деятельности позволяет им испытывать чувство гордости и удовлетворения результатом своего труда. Продуктивная деятельность  – это деятельность ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Учитывая возможности детей и интересы к продуктивной деятельности, я стараюсь закрепить у детей позицию созидателя и приобщить их к различным видам практических работ.  Привлекала детей и к  индивидуальной работе, и выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.

Секрет огромной популярности оригами прост - несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. В руках у ребят бумага оживает: крыльями помахивает журавлик, высоко парит самолет. Сколько радости и восторга от выполненной своими руками поделки. Дети с удовольствием играют с такими фигурками и с гордостью демонстрируют их родным и друзьям.

          В данной работе с детьми старшей группы я использовала схемы, индивидуальные листы-карты с изображением последовательности операций при изготовлении какой-либо поделки, знакомила детей с принятыми в чертежах обозначениями. Это помогает не только вводить их в мир знаков и символов, но и учит анализировать, продумывать этапы работы, контролировать себя по ходу и сверяться с образцом по ее окончании.

Например, когда я знакомила детей с новыми приёмами складывания,  занятия проводила в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой или бабушкой и внучкой, перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Используя такие приёмы, новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен  одной логичной и образной историей.

        Также во время процесса  я использовала и  музыкальные паузы, здоровьесберегающие ресурсы: пальчиковые игры, физкультминутки.

Для того, чтобы вызвать интерес у детей в группе постаралась создать условия для свободной самостоятельной деятельности: в доступном, хорошо освещенном месте находятся все необходимые для изготовления поделок материалы (бумага разного размера и цвета, клей, пооперационные карты, схемы по изготовлению бумажных фигурок). Все это побуждает детей к активной продуктивной деятельности.

          Поделками, сотворёнными детьми, мы украшали группу (Новый год –ёлки, 8 марта - цветы), также дети использовали для игр в театральной деятельности, в качестве подарков на День матери, 23 февраля, День влюбленных и т.д. Эти  работы мы очень часто выставляли в приемную комнату, чем привлекали внимание родителей, которые тоже активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением, как детей, так и  родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.  Дети из дома стали приносить готовые поделки и книги по оригами, а родители - консультироваться в вопросах техники. В родительском уголке была размещена информация по знакомству, значению  и освоению  техники оригами. В связи с возрастающим интересом родителей к данной теме провела семинар-практикум «Волшебный квадрат». Совместные работы детей и родителей приняли участие в выставках  внутри детского сада.

С детьми мы регулярно просматриваем все, что им удалось сделать и, притом обязательно положительно оцениваем творческую инициативу каждого ребенка.

Оценку своей деятельности с детьми я вижу в детских глазах, они работают, а их глазки смеются, а им в унисон подпевает мое сердце, которое постигло таинство детской любви. И, когда на следующий день они сами подходят ко мне с листочком бумаги, я понимаю, что занимаюсь любимым делом.

       Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста  являются одним из важных компонентов развития мышления и мелкой моторики рук, тем самым имеют важное значение в подготовке к школьному обучению.

       В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных приёмов работы с бумагой в данной технике и широкое применение их в своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования.

Циклограмма работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению составлению описательных рассказов с использованием приемов моделирования....

Применение метода наглядного моделирования при пересказе якутской сказки «Лягушка и ворона» и разучивании стихотворения А. Михайлова «Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин….» с детьми старшего дошкольного возраста

В рамках ознакомления и приобщения дошкольников к якутской литературе, хотелось бы поделиться опытом использования метода наглядного моделирования при пересказе сказок на примере пересказа якутской на...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Технология моделирования – наглядно-практический прием, включающий  в себя создание моделей и их использован...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.

Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи  специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...