«Условия сохранения психического здоровья детей в коррекционном ДОУ»
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОУ "Условия сохранения психического здоровья детей в коррекционном ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_sohraneniya_psihicheskogo_zdorovya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8 «Ладушки»
Г. Луховицы
«Условия сохранения психического здоровья детей в коррекционном ДОУ»
Педагог-психолог
М.С. Мишина
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Уважаемые, коллеги! Наверняка каждый из Вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для психологического комфорта ребенка важны:
- Эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни;
- Эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребёнка эмоций (удовольствия, неудовольствия), переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы), успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.
Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Под ними обычно понимают семейные неблагоприятные факторы, факторы среды, факторы связанные с детскими учреждениями.
Семейные неблагоприятные факторы:
- дефицит общения с матерью (от рождения до года);
- в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становятся и взаимоотношения с отцом;
- слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещение ребёнка в ясли, рождение второго ребёнка и т.п.
- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей) который провоцирует психофизическое напряжение;
- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;
- существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребёнок- кумир семьи».
Факторы среды:
- медицинские факторы, (потологии во время беременности, родовые травмы и так далее), которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.
Факторы связанные с детскими учреждениями.
- Не налаженая взаимосвязь с педагогом.
- Конфликтные отношения со сверстниками.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка. Снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста. И поэтому нам, педагогам, очень важно выбрать именно тот тип воспитания, который позволит ребенку раскрываться и проявлять себя только положительно.
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Авторитарный тип - воспитатель выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Такой воспитатель не любит и не умеет признавать свои ошибки. В любом случае он пытается спустить дело на тормозах, замаскировать допущенные ошибки. Он не испытывает склонности к использованию косвенных средств воздействия на детей. Считает более правильным прямое и публичное указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении.
Также для него характерны жесткие педагогические установки: любимчики, гордость группы, способные, с одной стороны, нелюбимые, тупые, бездарные - с другой, и безликая серая масса, серость - с третьей стороны.
Демократический тип - оптимальное разделение функций между воспитателем и детьми. При этом воспитатель учитывает возрастные психологические особенности детей. При максимуме требований к детям он проявляет и максимум уважения к ним. При организации такой деятельности он учитывает и изучает межличностные взаимоотношения между детьми. Использование им знаний о симпатиях-антипатиях, которые имеют место при взаимодействии детей друг с другом, является важным условием успешности его работы.
Либеральный тип - воспитатель уходит от руководства детским коллективом. Для него характерна безынициативность, недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. В связи с этим он пускает дела на самотек и переоценивает возможности детей.
При либеральном типе воспитания воспитатель находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, что тоже не всегда удается. В связи с этим поведение такого воспитателя часто ситуативно. Он непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен в трудных ситуациях.
Однако при наличии многих недостатков и пробелов в работе учитывает взаимоотношения в группе. Также воспитатель участвует в обсуждении проблем, которые возникают в группе детей, но часто уходит от их решения.
Стоит также отметить, что он не боится признавать свои ошибки, так как не придает этому особого значения. Его авторитет в глазах детей и коллег быстро падает.
Можно сделать вывод, что наиболее благоприятное влияние на улучшение состояния психического здоровья детей дошкольного возраста оказывает демократический тип воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Психическое здоровье ребёнка является важной предпосылкой здоровья физического. Обеспечивать гуманное отношение к детям с учетом их личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению в школе, является одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов.
Именно в дошкольный период формируется здоровье ребёнка, и закладываются основы личности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей, посещающих детский сад, является организация рационального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было интересным.
В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоинства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек...
Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду
Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....
«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравствен...
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье
Раскрывается понятие "психического здоровья". Раскрывается понятие психически здоровых детей. Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.Факторов связанные с детскими учрежде...
Презентация "Условия сохранения психического здоровья детей"
Понятие психическое здоровье ребенка, причины нарушения психического здоровья , признаки нарушения психического здоровья, профилактика нарушений психического здороья ребенка....