Детско-родительский проект "О жизни предков на Руси"
материал по теме
Приобщение детей к народному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_zhizni_predkov_na_rusi.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско – родительский проект
(по приобщению дошкольников к русской народной культуре)
Автор проекта: Шишкина Татьяна Алексеевна
Детско – родительский проект «О жизни предков на Руси»»
(по приобщению дошкольников к русской народной культуре)
Пояснительная записка
Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
· утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
· исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
· забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине ценности она сравнима только с ролю семьи – в передаче от поколения к поколению, самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранить своё лицо, занимать своё собственное место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.
Сейчас наша жизнь протекает в мире технического прогресса. Порой телевидение и компьютеризация заменяют живое общение родителей с ребёнком. В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых, поэтому у меня возникла идея вовлечь детей и их родителей в создание этого проекта, чтобы показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках и обрядах.
На одних занятиях невозможно решить задачи нравственно-эстетического воспитания, поэтому нужна была определённая предметно – развивающая среда (Мини – музей «Русская изба»). Обустройство избы знакомит детей с жизнью и бытом наших предков, что способствует формированию духовной культуры ребёнка и развитию его художественно – творческих способностей.
На участке детского сада обустроен «Сельский дворик», воссоздающий уклад деревенской жизни.
Постановка проблемы:
Данным проектом «О жизни предков на Руси» мы хотим приблизить детей и родителей к русской народной культуре, направить на активное приобретение культурного богатства русского народа, сформировать чувства причастности к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.
Вид проекта: творческо – информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: Игровая, продуктивная, музыкальная, изобразительная, двигательная, чтение художественной литературы. |
Цель:
Формировать познавательные и творческие способности детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта, воспитывать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с народными традициями, жизнью и бытом наших предков.
- Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;
- Помочь через знакомство с избой и обустройством сельского дворика раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребёнку, живущему в современных условиях;
Развивающие:
- Пробудить интерес к истории и культуре нашей Родины.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, народных праздниках.
- Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Воспитательные:
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду и на территории уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).
- Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям, традициям;
- Способствовать единению детей и родителей в укреплении семейных ценностей, которые являются фундаментом культурной жизни человеческого общества и передаются из поколения в поколение.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших предков».
- Определение цели и задач проекта;
- Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций, видеороликов, презентаций, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
- Первичный мониторинг.
- Анкетирование родителей.
- Составление плана реализации проекта «О жизни предков на Руси».
- Создание мини-музея «Русская изба» и оформление участка на территории детского сада «Сельский дворик».
2. Основной
- Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
3. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности;
- Удовлетворенность всех участников результатами;
- Фотоотчёт;
Подготовительный этап – создание творческой группы, информирование общественности и предполагаемых участников. Творческая группа состоит из воспитателя, музыкального руководителя, членов родительского комитета.
Творческая группа:
- Разрабатывает план мероприятий по реализации проекта
- Организует и проводит семинары, совещания, круглые столы по вопросам реализации мероприятий проекта.
- Осуществляет координацию пунктов проекта «О жизни предков на Руси».
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вид деятельности | Ответственные | Сроки |
1 этап – подготовительный: Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект; | Воспитатель, члены родительского комитета | 1 неделя с начала реализации проекта |
Информирование родителей о проекте, проведение конкурса среди родителей на тему «О жизни предков на Руси» | Воспитатель Родительский комитет | 1, 2 недели |
2 этап – основной:
| Воспитатели Родители | В течение года
|
Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта. | Воспитатели родители. | Май Сентябрь |
Проведение семинаров для педагогов по проблеме приобщения дошкольников к русской национальной культуре. Обобщение опыта на МО и внедрение в работу дошкольного учреждения.
| Педагоги детского сада Муз. Руководитель | В течение года |
Фольклорные календарные праздники:
Экскурсии в мини-музей «Русская изба» Занятия фольклорного характера в мини-музее «Русская изба»:
Проведение тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества:
| Воспитатели, родители, Муз. Руководитель | В течение года
|
Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю через знакомство с русским народным творчеством». Конференция для родителей «Люби и знай свой родной край» Презентации: «Как хлеб на стол пришёл», «Одежда на Руси» | Воспитатели родители | В течение года
|
Информационные стенды для родителей:
| Воспитатели | Раз в квартал |
3 этап – заключительный:
| Воспитатели Родители | Апрель – май
|
Механизмы реализации
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:
· Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
· Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Основные направления в работе по реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.
Познавательное развитие формирует интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами.
Речевое развитие обогащается и активизируется словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививается любовь к красоте и мудрости русской речи.
Художественно - эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.
Физическое развитие формирует двигательную активность детей через подвижные народные игры, музыкально – ритмические упражнения.
Содержание проекта «О жизни предков на Руси» включает в себя материалы по ознакомлению дошкольников с русской национальной культурой в разных видах деятельности.
Характерные особенности проекта:
· Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
· Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
· Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям, и жизни и быту русского народа.
· Развитие познавательной активности, любознательности.
· Сформированность чувств национального достоинства.
· Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
· Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
· Расширение кругозора детей через мини-музей «Русская изба», «Сельский дворик» созданных силами педагогов и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.
Под редакцией А. М. Виноградовой, Москва «Просвещение»,1989г.
- Памятники истории и культуры Гатчинского района.
А. А. Сыров, СПб, издательский дом «Инкери», 2009г.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- Красна изба… М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях русского народа. Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.
- Дошкольникам о музейной культуре. О. Г. Тихонова, Москва, 2006г.
- Господин верхний Оредеж. А. А. Семочкин, СПб, «НПО Дизайн».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"
Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....
"Биоархитектурная композиция детского сада". Детско-родительско-педагогический проект
Детско-родительско-педагогический проект...