Синдром профессионального педагогического выгорания
материал на тему
Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром профессионального выгорания – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_professionalnogo_vygoraniya_pedagoga.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром профессионального выгорания педагога.
Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром профессионального выгорания – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Важное проявление «выгорания» – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога:
На первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Рекомендации по профилактике и устранению профессионального выгорания
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
- Общение.
Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
- Использование "тайм-аутов".
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
- Овладение умениями и навыками саморегуляции.
Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
- Сохранение положительной точки зрения.
Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
- Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
- Поддержание хорошей спортивной формы.
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Маленькие правила здоровой жизни:
• Зарядка - маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
• Свое возрождение начните с правильного мышления.
• Вредные привычки сбросьте как рукавички.
• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
• Смейтесь больше - проживете дольше.
• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
• Всегда будьте хозяином своей судьбы!
• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!
Помогут вам в этом следующие советы:
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт- решайте их своевременно и обдуманно.
• Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Синдром профессионального выгорания у педагогов»
Семинар для педагогов дошкольного учреждения...
Консультация на тему: "Синдром профессионального выгорания"
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: "Синдром профессионального выгорания"...
Синдром профессионального выгорания
Данная консультация представлена для воспитателей ДОУ. В материале расскрыто понятие "Синдром профессионального выгорания" и приведены ряд игр, которые помогают сплотить коллектив, снять лишнее напряж...
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...
Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности
Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"....
Семинар для педагогов «Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности»
Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности...