Синдром профессионального педагогического выгорания
материал на тему

Чистоева Анна Анатольевна

Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром профессионального выгорания – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_professionalnogo_vygoraniya_pedagoga.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром профессионального выгорания педагога.

Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром профессионального выгорания – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Важное проявление «выгорания» – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога:

На первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Рекомендации по профилактике и устранению профессионального выгорания

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.

Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

  1. Общение.

Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

  1. Использование "тайм-аутов". 

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

  1. Овладение умениями и навыками саморегуляции. 

Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

  1. Сохранение положительной точки зрения. 

Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

  1. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

  1. Поддержание хорошей спортивной формы.

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Маленькие правила здоровой жизни:

•  Зарядка - маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.

•  Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.

•  Свое возрождение начните с правильного мышления.

•  Вредные привычки сбросьте как рукавички.

•  Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.

•  Будь доброжелательным, твори добро обязательно.

•  Смейтесь больше - проживете дольше.

•  Умеренность во всем, так здоровье сбережем.

•  Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.

•  Всегда будьте хозяином своей судьбы!

•  Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!

Помогут вам в этом следующие советы:

•  Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

•  Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.

•  Если возникла проблема, конфликт- решайте их своевременно и обдуманно.

•  Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.

•  Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).

•  Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.

•  Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Консультация на тему: "Синдром профессионального выгорания"

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: "Синдром профессионального выгорания"...

Синдром профессионального выгорания

Данная консультация представлена для воспитателей ДОУ. В материале расскрыто понятие "Синдром профессионального выгорания" и приведены ряд игр, которые помогают сплотить коллектив, снять лишнее напряж...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"....

Семинар для педагогов «Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности»

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности...