Синдром профессионального выгорания
консультация по теме

Сидорова Ольга Валентиновна

Данная консультация представлена для воспитателей ДОУ. В материале расскрыто понятие "Синдром профессионального выгорания" и приведены ряд игр, которые помогают сплотить коллектив, снять лишнее напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для педагогов74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: информирование педагогов, повышение уровня их компетентности по вопросу «профессионального выгорания», знакомство с  современными техниками и приемами стабилизации эмоционального состояния воспитателей.

Задачи:

Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости,  дружелюбия и доверия друг к другу.

Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе ресурсы своей психики. Это профессии, связанные с общением, с людьми. Они требуют особых навыков взаимодействия и сопряжены с необходимостью контролировать собственные слова и поступки.

Профессия воспитателя относится именно к этой категории, поскольку в процессе работы он взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций воспитателя окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

Современное общество  предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь тоже ведёт к физическим, интеллектуальным перегрузкам, к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Самый показательный симптом «выгорания» – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям.

Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему всё нравится, он готов делать практически всё. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.

         В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии. Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство,  холодность ), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак.

Итак, ещё раз перечислим СИМПТОМЫ ЛИЧНОСТНОГО ВЫГОРАНИЯ (физические и поведенческо-психологические).

Физические:

  • Усталость
  • Чувство истощения
  • Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды
  • Частые головные боли
  • Расстройства желудочно-кишечного тракта
  • Избыток или недостаток веса
  • Одышка
  • Бессонница

Поведенческие и психологические:

  • Работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше
  • Рано приходит на работу и остается надолго
  • Поздно появляется на работе, и рано уходит
  • Берет работу домой
  • Испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства)
  • Чувство скуки
  • Снижение уровня энтузиазма
  • Чувство обиды
  • Чувство разочарования
  • Неуверенность
  • Чувство вины
  • Чувство невостребованности
  • Легко возникающее чувство гнева
  • Раздражительность
  • Подозрительность
  • Неспособность принимать решения
  • Стремление к дистанцированию от коллег  
  • Общая негативная установка на жизненные перспективы
  • Злоупотребление алкоголем

Важно помнить, «выгорание» инфекционно. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Следствием этого в коллективе появляются такие симптомы как:

1. Высокая текучесть кадров (частая смена персонала).

2. Снижение вовлеченности сотрудников в работу.

3. Поиск козла отпущения.

4. Наличие парных группировок.

5. Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство,  проявлении беспомощности и безнадежности.

6. Развитие критического отношения к сотрудникам.

7. Недостаток сотрудничества среди персонала.

8. Прогрессирующее падение инициативы.

9. Рост чувства неудовлетворенности от работы.

        Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. “Выгорающий” педагог обычно не осознает симптомы, поэтому  важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких воспитателей. Здесь большая ответственность лежит на старшем педагоге, руководителе. Демократический стиль общения руководителя в меньшей степени будет способствовать «выгоранию», чем авторитарный и критикующий стиль.

Старшему педагогу можно организовывать встречу воспитателей с психологом, который бы определил, подходит ли данное место работы, и предупредил о вероятных сложностях, с которыми воспитатель сможете столкнуться на избранном пути.

Лучшая профилактика синдрома эмоционального выгорания - это занятия, где  выражаете свое «я». Люди, работа которых связана с самовыражением (например, артисты), практически не страдают этим расстройством. Если есть возможности, скажем, попеть или поиграть  в коллективе, воспользуйтесь этим, чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.

Можно создать группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию – групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю.

Можно получать дополнительное образование. Если есть возможность, отправляйте воспитателей на курсы повышения квалификации. Причем чем курсы дольше, тем это лучше для здоровья.

Посоветуйте своим работникам быть профессионалами только на работе – не надо уносить рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» их  драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не педагог». И дальше будьте самим собой.

Стремитесь поддерживать коллектив воспитателей в хорошей физической форме. Между состоянием тела и разумом существует тесная связь: чем больше мы тренируете свое тело, тем крепче становятся и нервы. То, на что на работе ранимо отреагирует физически слабый человек, для крепкого зачастую лишь послужит поводом для шутки.

Донесите до воспитателей информацию о том, что необходимо проявлять заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, научите их навыкам самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.

В коллективе воспитателей можно провести небольшой тест, который поможет развить наблюдательность к стрессовым признакам.

 Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Источник: Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П.  Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. СПб., 1994.

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

Подсчитайте количество набранных вами баллов.

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

31–45 баллов. Для вашей жизни характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

45–60 баллов. Ваша жизнь – непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновременно и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

Игры, направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания

1.“Испорченный телефон”

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении; создание позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.

Условия: все делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?

2. Характеристика человека по предъявляемой фотографии.

Цель: развитие мыслительных процессов и выработка умения слушать и слышать свою интуицию.

Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на нее и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.

Рефлексия: Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.

3. Письма-пожелания.

Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.

Инструкция: ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.

Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.

Рефлексия: В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.

4. Овладение техникой интонирования и мимикой.

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.

Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.

Инструкция: А) сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.

 Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.

 В) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим, начальнику, начальник подчиненному, мать младенцу.

Рефлексия: Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?

5.“Земляничная поляна”

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там”.

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?

6. “Пожелание по кругу”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Рефлексия: У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше

7. “Нестандартное приветствие”

Цель:  сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении; создание позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передает приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.

Рефлексия: Что чувствовал участник, когда передавал или принимал приветствие соседа?

8.Золотой и черный стул

Цель: развитие умений открыто высказывать свое мнение и слушать мнение других участников группы о себе.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: “Мне не приятно, когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие чувства, и мне кажется, что это могло бы быть то-то и то-то. Следует избегать определений “хорошо”, “плохо”. Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул, на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на черный стул, то остальные по очереди говорят на “Я высказывании” то, что не приятно им в этом человеке.

Рефлексия:  В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения? Какие чувства испытывали, когда слушали или высказывали свое мнение?

9.Найди и промолчи

Цель: развитие интуиции, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.

Инструкция: Участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается, ищущих, тем сложнее найти предмет.

Рефлексия: В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство? Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.

10. Кошка, которая гуляет …

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.

Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т.д.

Рефлексия: Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?

11.Антистрессовая релаксация

(Рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция:  Лягте (в крайнем случае – присядьте поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд держите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: “Вдох и выдох – как прилив и отлив”. Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

Волевым усилием сокращайте до 10 сек., потом расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.

Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Попробуйте про себя: “Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит”.

Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.

Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием расслабленности.

Наступает “пробуждение”. Сосчитайте до 20. Говорите себе: “когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым, При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло”.

Это упражнение рекомендуется выполнять 2–3 раза неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.

Рефлексия:  Как вы себя чувствуете? Что вы ощущали во время выполнения упражнения?

Сохраните позитивные эмоции на весь последующий день.

13.Упражнение “Что я почти забыл”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: прежде чем все мы расстанемся, я хотела бы дать возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минутку глаза и сядьте удобнее…Представьте себе, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минутку глаза и сядьте удобнее.. Представьте, что вы возвращаетесь домой и вспоминаете группу…В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали и не высказали чего-то…Вы жалеете об этом … Что же осталось не высказанным, теперь откройте глаза.

Рефлексия. У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше.

На занятиях вы убедились, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.

Рефлексия тренинга: Что вы получили от тренинга?

                                Оправдались ли ваши ожидания?

                                 Какое у вас настроение?

Литература:

Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.

Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.

Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.

Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Консультация на тему: "Синдром профессионального выгорания"

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: "Синдром профессионального выгорания"...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Презентация для педагогов ДОУ "Синдром профессионального выгорания. Симптомы, причины, профилактика"

В презентации кратко описаны признаки СПВ, причины его возникновения, некоторые статистические данные и предложены возможные пути профилактики. Данную презентацию следует рассматривать как составляющу...

Мастер класс в рамках тренинга «Синдром «профессионального выгорания» у педагогов»

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием»....